Задание к самостоятельной работе
Подготовка сообщений по теме «Современные концепции образования».
Цель выполнения задания:
формировать готовность осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;
в процессе работы с литературой учиться структурировать материал, выделять главное, делать выводы;
закреплять умение работать над сообщением как одним из видов самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студента ССУЗа.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы
I. Прежде чем приступить к подготовке сообщения, внимательно изучите рекомендации.
1. Запишите в свой педагогический словарь следующее понятие.
Концепция образования (от лат. conceptio- понимание, восприятие, система) - понимание, основная точка зрения, руководящая идея в области образования; ведущий замысел, конструктивный принцип. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 99).
|
|
2. Выберитетему для подготовки сообщения.
Темы сообщений
1. Традиционное обучение, его плюсы и минусы.
2. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения.
3. Концепция развивающего обучения Л.В.Занкова, ее особенности и значение в современных условиях.
4. Концепция поэтапного формирования умственных действий, ее применение в условиях реализации ФГОС НОО.
5. Концепция проблемного обучения.
6. Концепция программированного обучения.
7. Дифференциация и индивидуализация в обучении.
3. Изучите особенности работы по подготовке сообщения и выступлению с ним на учебном занятии.
Сообщение (устный доклад) отличается от обычного выступления в первую очередь тем, что его автор и слушатели являются людьми примерно одного круга и одного образовательного уровня.
Как правильно подготовить сообщение и выступить с ним?
- Прежде всего, необходимо четко определить для себя следующие положения:
- Какова ЦЕЛЬ сообщения, что я, автор, хочу донести до слушателя (о чем информировать, что обсудить и т.д.)
- Какова аудитория?
- Каков ОБЪЕКТ выступления (т.е. о чем собственно сообщение, что является его "ядром": одна модель, несколько моделей, их общая характеристика или подробное описание, условия применения моделей)?
- Насколько АКТУАЛЬНО сообщение (почему сегодня нужно говорить именно об этих вариантах построения ВСШ)?
- В чем заключается НОВИЗНА темы (представлены автором современные модели ВСШ или они давно известны)? Помните, что НОВИЗНА и АКТУАЛЬНОСТЬ - разные вещи. Новизна характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами. Актуальность - насколько оно сейчас нужно. Бесспорно, самый выигрышный вариант - и ново, и актуально. Неплохо, если актуально, но не ново.
- Разработан ли Автором план (СТРУКТУРА и ЛОГИКА) выступления? Есть ли логичная последовательность авторской мысли? Есть ли выводы с четкой фиксацией главного и нового? Как они подводят итог выступлению?
- Раздаточные материалы. Если необходимо, использовать материалы, иллюстрирующие содержание выступления, наиболее сложные для восприятия моменты. Важно, чтобы раздаточные материалы полностью не дублировали текст сообщения. Слушатель должен иметь возможность записывать: примеры, дополнения, подробности, свои мысли, ведь одной из целей любого выступления является то, чтобы что-то из сказанного осталось в голове слушателей. А для этого необходимо задействовать как можно больше видов памяти. Гигантской практикой образования доказано: материал усваивается лучше, если зрительная и слуховая память подкрепляются моторной.
- Оформление доски. Необходимо продумать, какие материалы будут помещены на доске (лучше в презентации)? Отразят ли они ход доклада? Будут ли хорошо видны всем, кто воспринимает выступление?
- Что останется у слушателей? Раздаточный материал: какой и сколько? Собственные записи: какие и сколько? Что сделано автором по ходу доклада для того, чтобы записи слушателей не искажали авторский смысл?
- Резюме
- Приведенные вопросы позволят добросовестному докладчику содержательное и полезное сообщение.
|
|
- Длительность сообщения должна составлять не более 7-10 мин.
Примечание: Не забудьте при подготовке сообщения использовать ссылки на первоисточники.