Языковое и терминологическое значение слова «Ризаг»?

Определение термина. Словом «ризаг», в юридическом смысле, обозначается ре­бенок, сосущий молоко груди женщины (не его матери) в течение известного проме­жутка времени, нужного для воспитания грудью. Молочное родство по запрещениям к заключению брака, обусловливаемым им, бывает двух родов: случай первый, когда женщина выкармливает грудью чужого ребенка, что ведет к незаконности бра­ка как между этою женщиною и ее питомцем, так равно между этим питомцем и родственницами в запрещенных для брака степенях родства женщины, выкормившей его; случай второй, когда женщи­на одним и тем же молоком своей груди выкармливает двух детей, из которых одно — мужского пола, а другое — женского, что ведет к запрещению брачного союза между ними.

Степени молочного родства, ведущие к запрещению брака. Молочное родство во всех степенях, если только существование его в течение обычного периода кормле­ния грудью может быть доказано, ведет к запрещению браков между лицами, им свя­занными. Имам Шафии говорит, что запрещение это не может считаться установ­ленным, если не будет доказано, что ребенок сосал грудь по меньшей мере пять раз в отдельности; так что, если ребенок сосал грудь непрерывно в течение некоторого промежутка времени — одного часа или целого дня, то это обстоятельство не мо­жет служить причиною запрещения вступать в брак, потому что Пророк сказал: «Кто сосет или кто дает сосать, однажды или дважды, не вступает в запрещение брака». Наши ученые основывают свое мнение на авторитете священного текста. Господь сказал в Коране: «Ваши матери, выкормившие вас грудью, запретны вам». Пророк высказал, что «запрещенное родством кровным так же запрещено родством молоч­ным», а это правило не делает различия между большими и меньшими степенями молочного родства.

Продолжительность периода кормления грудью. По мнению Абу Ханифы, корм­ление грудью должно продолжаться тридцать месяцев. Оба ученика и имам Шафии определяют этот период в два года. Имам Зуфар утверждает, что кормление грудью должно быть продолжено до трех лет в силу того соображения, что к двум годам не­пременно должен быть прибавлен некоторый промежуток времени (как то будет по­казано ниже), и таким промежутком времени он считает год, так как в течение этого периода ребенок может измениться совершенно. Оба ученика опираются на слово Господа: «Его (ребенка) время в чреве матери и (до) его отнятия от груди — тридцать месяцев»; наименьший же срок беременности — шесть месяцев, а потому на корм­ление грудью остаются два года. Кроме того, Пророк сказал: «После двух лет нет кормления грудью». Рассуждения Абу Ханифы по этому поводу двояки: во-первых, он опирается на уже цитированный текст, из которого явствует, что Господь говорит о двух предметах — о хамле (время беременности) и о фисале (время отнятия от гру­ди), для которых он назначает один промежуток времени, именно — тридцать меся­цев. Откуда видно, что этот промежуток времени может быть принят и для каждого из этих двух явлений в отдельности; так же, как в случае двух долгов, когда, напри­мер, кто-либо объявит, что он должен другому «тысячу дарагимов и пять мер пше­ницы, подлежащих уплате в двухмесячный срок», то этот промежуток времени в два месяца применим в равной мере к каждому из двух долгов. Это рассуждение приме­няется и к рассмотренному выше случаю. Можно, однако, возразить, что при таком допущении выходит, как будто время пребывания в утробе матери — также тридцать месяцев; между тем как на самом деле закон ограничивает срок беременности двумя годами. На это мы отвечаем, что есть причина ограничения периода беременности сроком меньшим тридцати месяцев.

Из предания известно, что ребенок не остается в утробе матери свыше двух лет; относительно же фисала такого ограничения нет, тем более что раз ребенок сосет грудь в течение двух лет, то он может сосать ее и после окончания этого срока, так как отнятие от груди не ограничивается каким-либо определенным промежутком времени, но производится постепенно, по мере того, как дитя нечувствительно забы­вает грудь и привыкает к другой пище. Поэтому необходимо дать некоторый льгот­ный срок для кормления грудью свыше двух лет, и этот льготный срок определен в шесть месяцев, что составляет кратчайший срок беременности, так как истечение этого промежутка времени дает повод к перемене способа питания ребенка, пото­му что существование утробного плода несовместимо с кормлением грудью. Что же касается до изречения Пророка: «После двух лет нет кормления грудью», цитируемого двумя уче­никами, то оно относится единственно к продолжительности кормления грудью при исковом определении вознаграждения за это, то есть оно указывает, что нет закон­ного основания требовать такое вознаграждение с отца ребенка за кормление грудью свыше двух лет; в равной мере текст Корана, гласящий: «Матери должны кормить своих детей в течение двух лет», также относится до искового определения продол­жительности времени кормления грудью.

Кормление грудью свыше срока, определенного для этого, не может служить пово­ дом запретности брака. Если ребенок продолжает сосать по окончании установленно­го срока кормления грудью, то это не может считаться поводом к запретности брака (имеется в виду, что если после окончания установленного срока кормления грудью молоко той же груди будет даваемо другому ребенку, а первый будет продолжать сосать ее, то эти двое не запретны друг для друга в браке, хотя они были бы запретны между собою, если бы сосали грудь вместе в тече­ние промежутка времени, установленного для кормления первого ребенка), потому что Пророк объявил, что нет молочного родства по истечении установленно­го для кормления грудью срока; а также и потому еще, что запретность брака устанав­ливается лишь фактом такого кормления грудью, которое ведет к увеличению роста и приращению объема тела ребенка, что достигается кормлением грудью лишь при том условии, чтобы оно совершалось в установленный для этого период, так как взрос­лые не могут получить существенной пользы от сосания груди женщины.

То обстоятельство, что ребенок покидает грудь до истечения установленного для кормления ею промежутка времени, не принимается во внимание, то есть если ре­бенок перестанет сосать раньше полного срока, установленного для воспитания грудью, а в груди останется молоко, которое будет сосать другой ребенок до истечения срока, установленного для воспитания грудью первого, то между ними порождается запретность брака по молочному родству. Так учит «Захири-Риваят». Хасан приводит мнение Абу Ханифы, что подобная запретность является лишь в том случае, когда первый ребенок еще не привык к другому роду пищи, так что он не может жить без молока матери; если же ребенок совершенно привыкнет к другой пище помимо молока матери, то это обстоятельство должно считаться равносильным отнятию от груди. Запретность по молочному родству не может быть установлена в этом случае, потому что раз ребенок пришел в такое состояние, что для него достаточно другой пищи помимо молока матери, то способ поддержания жизни его совершенно изме­нен этим и прекращено увеличение роста и приращение объема тела, порождаемое кормлением грудью; почему общность крови, ведущая к запрету но молочному родству, не может быть установлена.

Исключения из общих правил запретности брака по молочному родству. «Что за­прещается родством кровным, то запрещено и родством молочным» (согласно из­речению Пророка, уже цитированного), за исключением молочной матери сестры, вступать в брак с которой законно, хотя незаконным будет брак с кровной мате­рью своей сестры, так как она будет или родной матерью мужчины, вступающего в брак, или женщиной, с которою отец его имел плотское соитие, а обе эти женщи­ны для него запретны в браке. Молочная мать сестры может быть рассматриваема трояко: во-первых, когда мужчина имеет кровную сестру, имеющую молочную мать, брак с которой не запрещается; во-вторых, когда мужчина имеет молочную сестру, имеющую кровную мать, брак с которою также будет законным; и, в-третьих, когда два ребенка (из которых один мужского, а другой женского пола), между которыми нет кровного родства, сосут грудь одной и той же женщины, а в то же время девоч­ка сосет грудь другой женщины, то ребенок мужского пола может законно вступить в брак с этою последнею женщиною, которая является молочного матерью девочки, его молочной сестры.

Мужчина также может законно вступить в брак с сестрою своего молочного сына, хотя брак с сестрою своего кровного сына не будет законным, так как она бу­дет или его родною дочерью, или дочерью женщины, с которою он имел плотское соитие, а обе они для него запретны.

 


[1] Здесь и далее: алейhис-салям (мир ему).

[2] Сура «´Аляк», 1-5 аяты.

[3] Этих людей хоронили в одной могиле, либо заворачивая по два тела в один саван, либо разрезая один кусок ткани на две части.

[4] То есть если одежды не хватит для того, чтобы полностью завернуть в неё тело покойного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: