Дайте определение и расскажите о понятие «Иляъ»?

В первоначальном своем смысле «йла» значит «клятва». На юридическом же языке термином этим обозначается обет, произносимый мужем, воздерживаться от соития со своею женою в течение промежутка времени, превышающего четыре месяца для свободорожденной жены и два месяца — для жены-рабыни. Способ установления йла. Если мужчина поклянется, что он совсем не будет иметь соития со своею женою или что он не будет иметь соития с нею в течение четырех месяцев, то этим устанавливается йла, по слову Господа: «Когда мужчина произносит обет (йла) по отношению к своей жене, то он должен выдержать его в течение четырех месяцев».

При нарушении йла обязательно искупление. Если муж, произнесший йла, будет иметь соитие со своей женою до истечения четырех месяцев после произнесения этого обета, то он является клятвонарушителем, и для него является обязательным искупление вследствие такого нарушения обета; само же йла прекращается, так как обет уничтожается нарушением его.

Но если йла соблюдено, то следствием его является неуничтожимый развод

по его окончании. Если муж не будет иметь соития со своею женою в продолжение четырех месяцев по произнесении йла, то имеет место неуничтожимый развод, независимо от расторжения брака через постановление судьи. ИмамШафии говорит, что постановление судьи необходимо, потому что в данном случае муж лишает жену принадлежащего ей по брачному праву (именно — плотского соития) и поэтому судья является как бы его заместителем при расторжении брака, так же, как и в случае евнухов и лиц, страдающих мужским бессилием плоти. Одним словом, по мнению имама Шафии, в данном случае женщине принадлежит право требовать расторжения брака так же, как и в случае брака с лицом, страдающим бессилием плоти, или с евнухом, а постановление судьи имеет следствием неуничтожимый развод. Доводы наших ученых по этому вопросу двояки. Во-первых, муж, воздерживаясь от плотского

соития в течение четырех месяцев, совершает относительно своей жены

несправедливость, лишая ее того, что принадлежит ей по праву, за что закон

воздает ему должное возмездие, лишая его благ брака по истечении этого срока;

таково мнение, как известно, Османа, Али, Абдулла-Ибни-Массуда, Абдулла-Ибни-Аббаса, Абдулла- Ибни-Амру и Заид-Ибни-Сабита. Во-вторых, во времена неведения235 йла считалось за развод и лишь впоследствии закон определил, что это — развод, отложенный на промежуток времени в четыре месяца; если же человек клянется быть воздержным в течение четырех месяцев, то обет его прекращается с окончанием этого срока; то есть если этот самый человек впоследствии вступил бы в брак и имел соитие с этою же самою женщиною, то он не является клятвопреступником, так как им произнесен лишь временной обет; но если бы он поклялся воздерживаться от соития навсегда, то обет его сохраняет силу, потому что он произнесен в общих выражениях, то есть не ограничен промежутком времени в четыре месяца.

Обет воздержания от соития на срок, меньший четырех месяцев, еще не составляет йла. Если мужчина произносит обет воздержания от плотского соития со своею женою менее, чем на четыре месяца (например, если он ограничит этот срок двумя или тремя месяцами), то это не йла, потому что Ибни-Аббас сказал, что обет воздержания от плотского соития с женою на срок, меньший четырех месяцев, не порождает йла; а также потому, что муж, воздерживающийся от соития со своею женою в продолжение четырех месяцев или более, не может ссылаться на какое-либо препятствие в оправдание такого поступка, потому что этот срок представляется наибольшим, в продолжение которого может существовать какое бы то ни было препятствие к соитию, но препятствие к соитию может существовать в продолжение промежутка времени меньшего, чем четыре месяца, следовательно, развод не может иметь места

вследствие обета воздержания от соития с женою на такой срок.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: