Тема 11. Музей и образование: история взаимоотношений

 

Университетские музеи: понятие, история развития и современное состояние. Краткая предыстория. Ликей в Афинах. Кабинеты «натуралиев» как живые библиотеки в европейских университетах Средневековья и Нового времени. Концепция, комплектование, состав фондов, особенности деятельности университетских музеев и роль науки в этом процессе. Университетские уставы и виды учебных музеев. Современные университетские музеи. Университетские музеи, существующие вне стен вузов. Крупнейшие университетские музеи России: общие особенности и региональная специфика. Западные вузовские музеи.

Теоретические основы функционирования учебных музеев: особенности комплектования музейных фондов, экспозиция. Особенности функционирования естественно-научных, исторических и других видов музеев в вузах. Музей археологии и этнографии Алтая АлтГУ, Историко-краеведческий музей АГПА, Музей археологии, этнографии и экологии Южной Сибири КемГУ, Музей археологии и этнографии Сибири ТГУ и др. Значение университетского музея в учебном процессе: задачи и функции.

Школьные музеи: история становления и основные характеристики. Конференция 1913 г. в Мангейме (Германия). Детские музеи: опыт создания и особенности концепции.

Детская аудитория в музее: особенности работы. Музейная педагогика и ее роль в культурно-образовательной деятельности музеев. А. Лихтварк и новая концепция учебного музея. Новые виды экскурсий для детской аудитории. Современные примеры музейных программ для школьников. «Школа мамонта» в Омском государственном краеведческом музее.

Тема 12. Социальные функции музея.

 

Функция документирования. Образовательно-воспитательная функция. Охранная функция. Научно-исследовательская функция. Функция организации свободного времени. Эстетическая функция. Гносеолого-аксиологическая функция. Полифункциональность и философское осмысление феномена музея. Музей как идеологическое учреждение. Динамика и особенности развития социальных функций музея в современных условиях (географическое расширение, тематическое расширение, комплексное развитие, создание особых условий для хранения музейных предметов, развитие «мягкой» музеефикации, формирование научно-информационных систем музейного документирования, активное использование аудиовизуальных средств, ансамблевый показ музейных предметов).

Миссия музея. Музей как синтез науки и искусства. Музей в системе социальной коммуникации. Понятие музейной коммуникации.

Музей и средства массовых коммуникаций. Музейный предмет, экспозиция, образовательно-воспитательная деятельность как составные части музейной коммуникации.

Музей и музейная сеть. Понятие музейной сети. Проблемы ее становления и развития. Характеристика состояния музейной сети на различных этапах истории общества. Проблемы анализа и прогнозирования развития музейной сети.

Кодекс музейной этики ИКОМ. Философия музея в трудах Н. Ф. Федорова. Содержание концепции о музее, его смысле и назначении.

 

Раздел IV. Музей как коммуникационная система.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: