double arrow

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ


Ближайшие несколько лет российское образование будет осуществлять переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования.

Важным элементом формирования УУД на ступени начального образования, обеспечивающим его результативность, является ориентиация младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять. «Программа формирования универсальных учебных действий» на ступени начального общего образования содержит «Подпрограмму формирования ИКТ-компетентности», которая описывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные универсальные учебные действия и соответствующие им технологические навыки, которые формируются в контексте изучения различных учебных предметов.

Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает избежать дублирования при освоении разных умений с учетом специфики каждого учебного предмета, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание внеурочной деятельности школьников.




Возможны две организационно-содержательные линии освоения программы формирования ИКТ-компетентности: получение первоначальных навыков использования ИКТ в курсе «Технология» и формирование ИКТ-компетентности в остальных предметных областях.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников. В обобщенном виде это отражено в подпрограмме формирования ИКТ-компетентности и в планируемых результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Самый главный вопрос в любом деле – «С чего начать?». Знакомство со многими инструментами ИКТ целесообразно осуществлять на уроках предметных областей «Технология» и «Искусство», так как:

· данные предметные области, а также их интеграция – художественный труд, предполагают, с одной стороны, освоение технических приемов, с другой, – постоянно держат в поле зрения результат деятельности в его прикладном (прагматическом) и эмоционально-эстетическом (художественном) аспектах;



· данные предметные области имеют дело, прежде всего, с невербальными объектами как результатами работы (такие объекты все в большей степени проникают в нашу сегодняшнюю деятельность благодаря ИКТ);

· современное развитие традиционных технологических областей (промышленности, строительства и т. д.) во многом опирается на ИКТ.

В ходе знакомства внимание учащихся акцентируется именно на технологических (включая технику безопасности и эргономику) и эстетических сторонах применения ИКТ. При этом технологические стороны постоянно «встраиваются» в содержательную деятельность.

Включение в область искусства и технологии материала, относящегося к ИКТ, естественно, предполагает соответствующее планирование образовательного процесса, требующее особенно тщательного отбора традиционного содержания, не связанного исходно с ИКТ (и в какой-то степени, «уравновешивающего» «виртуальный» мир). В технологии это содержание необходимо для формирования ручных навыков, знакомства с различными материалами и методами их обработки, решения задач, относящихся к повседневной жизни. С другой стороны, ряд образовательных результатов достигается параллельно и в материальных, и в информационных технологиях. К ним относятся такие вырабатываемые личные качества, как трудолюбие, уважение и интерес к работе других учащихся, эстетические представления и установки. Наконец, есть традиционные элементы, в которых непосредственно осуществляется интеграция. Так, в искусстве идет интеграция традиционных искусств с современными цифровыми (например, пластилиновые персонажи становятся актерами анимационного фильма), т. к. в процедурах создания цифровых и реальных объектов имеется много общего. Тем самым, ИКТ помогают решать задачи художественного и технологического образования.



Работа с конкретными ИКТ на уроках искусства и технологии может начаться уже в первой четверти первого класса и предполагает знакомство учащихся с цифровыми технологиями:

· фиксации (записи) информации;

· извлечения записанной информации;

· переноса и прямого ввода информации в компьютер;

· именования (предалфавитного) объектов; использования имен информационных объектов;

· фиксации событий и коммуникации;

· создания не-алфавитных и алфавитных информационных объектов.

Освоение названных технологий происходит в проектной деятельности.

 







Сейчас читают про: