Ключевой задачей введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения является реализация программы формирования универсальных учебных действий.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Такая способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) познавательные и учебные мотивы,
2) учебную цель,
3) учебную задачу,
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Рассмотрим названные блоки УУД более подробно.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Критерии оценивания:
- мотивация учебной деятельности;
- сформированность «внутренней позиции школьника»
Регулятивные действия.
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
К регулятивным действиям относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- п ланирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Критерии оценивания:
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
1. Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Критерии оценивания:
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:
1) успешность деятельности учащегося;
2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;
3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.
Чтобы реализовать требования, которые заложены в стандартах образования необходимо также осуществлять компетентностный подходк обучению и воспитанию, которыйвыдвигает на первое место не информированность ученика (учителя, родителя), а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.
Психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.
Задачи психологического сопровождения формирования универсальных учебных действии у обучающихся:
- выявление возрастных особенностей для формирования универсальных учебных действий применительно к среднему образованию;
- выделение условий и факторов развития универсальных учебных действий в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию;
- подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
Направления работы психологического сопровождения универсальных учебных действий.
Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно - воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, оказание помощи педагогам в планировании урока с учетом требований ФГОС ООО).
Диагностика с точки зрения требуемых компетенций обучающихся по завершении определенного этапа обучения.
Просвещение — преодоление ложных и надуманных психологических знаний, которые бытуют как среди учителей, так и родителей.
Экспертная оценка образовательных и учебных программ, проектов, пособий, профессиональной деятельности специалистов.
Развитие и коррекция.
Ожидаемый результат психологического сопровождения универсальных учебных действий:
- в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников среднего звена будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
- в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
- в сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
- в сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Затруднения учителей при освоении новых стандартов.
Отрицательное отношение к ФГОС из-за присущей многим людям боязни нового.
Учителя боятся перемен, т.к. это связано с риском, неизвестностью, отсутствием гарантии, что перемены приведут к лучшему, а не сделают хуже. Суть данной фразы довольно точно выражена в известной фразе У.Шекспира из монолога Гамлета: «Мириться лучше со знакомым злом, чем к незнакомому добру стремиться». Существуют объективные причины отрицательного отношения к стандартам в силу большого числа недостатков ФГОС, осложняющих учителям процесс освоения.
Перестройка устоявшихся убеждений, привычек, методик, традиций т.п. в работе учителя – сформировавшегося у человека и специалиста – серьезная проблема для самих педагогов, и для руководителей школы, поскольку возникает явное или скрытое сопротивление освоению нового. Кроме того, как следствие консерватизма и боязни нового, неизвестного, непривычного, некоторые учителя начинают имитировать освоение ФГОС.
Усталость от бесконечных псевдоинноваций в предыдущие годы. Они породили устойчивое недоверие педагогического сообщества к новым стандартам. Многие учителя, не вникнув в суть, сочли ФГОС очередной псевдоинновацией, интерес к которой, якобы, скоро исчезнет. Многие педагоги и руководители школ введение новых стандартов рассматривают как очередную пакость со стороны властей. Отсюда следует необходимость очень непростой дополнительной работы руководителей школы по мотивации и стимулированию педагогических кадров.
Острейший дефицит времени у всех учителе. Непомерная нагрузка, классное руководство, создание рабочих программ, электронные журналы, увеличение потока отчетов, мониторингов, справок в связи с освоением ФГОС – возник острейший дефицит времени для подготовки к урокам, для участия в методической работе. Нехватка времени для нормальной работы, для жизни стала катастрофической, из-за чего у учителей возникает профессиональное выгорание – и как следствие – психоневрозы, депрессия, ощущение безысходности и отчаяния.
Тут необходима последовательная работа с органами образования за высвобождение времени учителя, настойчивая борьба на всех уровнях с помощью профсоюзов, трудовых инспекций, называние тех лиц, кто повинен в перегрузке учителей. Однако, стремление осмыслить новые образовательные стандарты – более достойный путь, чем профанация работы или имитация инновационной деятельности из-за нежелания бороться за улучшение условий труда (прежде всего временных условий).
Нехватка новых учебников, соответствующих требованиям ФГОС. Приходится осваивать новые стандарты по старым учебникам – содержание текстов не способствует формированию и метапредметных, и личностных результатов, поскольку задания к этим текстам направлены преимущественно на проверку памяти и воспроизведения прочитанного.
Затруднения учителей в самодиагностике профессиональных проблем, связанных с освоением ФГОС. – многие учителя не знают собственных профессиональных дефектов, не имеют представления, что им надо знать, уметь, чтобы успешно освоить проф.стандарт.
Слабое владение теоретическими основами и прежде всего понятийно- терминологическим аппаратом ФГОС.
Непонимание сути системно-деятельностного подхода в организации уроков и внеурочных мероприятий.
Непонимание взаимосвязи предметных, метапредметных и личностных результатов образования, их целостного, системного характера.
Непонимание связи триединой цели обучения, воспитания и развития на уроке с получением конкретных предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Незнание учителем существа и способов организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся, что предполагает ФГОС.
Невозможность формирования у детей ФГОСовских умений и компетенций поскольку сам учитель ими не владеет. Например – выполнение обязательного требования к уроку: предложение учащимися заданий на применение известных знаний только в незнакомой(новой) ситуации.
Невозможность оценить сформированности метапредметных и личностных результатов образования якобы из-за отсутствия системы оценки, критериев, контрольно-измерительных результатов или хотя бы контрольно-оценочных материалов для определения степени сформированности метапредметных и личностных результатов.
Отсутствие в стандартах точного и четкого механизма оценивания метапредметных и личностных результатов образования. Проблема в том, что такого механизма измерения (как его понимают учителя) нет и не может быть по объективным причинам, а имеющаяся система оценки знаний на является точной и не является результатом измерений. При этом претензия учителей не отрицает возможности оценивания.
Привычка рассматривать контрольно-оценочную работу исключительно как деятельность только педагогов без какого бы то ни было участия школьников.
Отсутствие навыков кооперации и методической работы учителей.
Отсутствие условий (нехватка, или полное отсутствие помещений, отсутствие единого гос.финансирования и др.) для организации внеурочной образовательной деятельности, требуемой ФГОС.
Неумение подключать родителей к оказанию помощи учителям и детям в освоении ФГОС. Речь идет о подготовке и проведении собраний родителей с информированием их о содержании новых стандартов, рассказа о том, в чем может быть выражена их помощь детям по освоении УУД, привлечение родителей к организации внеурочной развивающей деятельности.
Каждая из причин очень существенна, их наличие фактически перекладывает все заботы по освоению стандартов на плечи школ и учителей.
Впервые в отечественной практике управления школой вводится не строго точный (измеряемый), а рамочный принцип регулирования деятельности и отношений учителей и учеников.
Рамочный принцип означает: примерный, ориентировочный, предполагающий вариации в зависимости от возможностей конкретного ребенка, чего прежде толкование слова «стандарт» не предполагало и не допускало и потому порождало противореия в оценке качества образования особенно слабых учеников, прямо подталкивало учителей к фальсификациям, процентомании.
Фактически стандарт ставит перед каждым педагогом и коллективом школы классическую проектировочную задачу на оптимизацию образовательного процесса. Выглядит она примерно так:
Дано: время обучения и возраст обучаемых (учебный план по классам и группам), определенный набор предметных знаний и педагогических технологий (примерная программа обучения по предмету).
Требуется: получить на каждой ступени образования фиксированные предметные, метапредметные и личностные результаты образования у каждого ученика в вилке от необходимого минимума до возможного оптимума. При этом образовательный минимум стандарт формулирует как «учение научится», а оптимум – как «ученик получит возможность научиться». Предметные результаты зависят в основном от ученика и его учителя предметника, а метапредметные и личностные – уже от всей команды учителей, работающих в данном классе с конкретным учеником.
Таким образом, в рамках предмета учитель самостоятельно и свободно проектирует средства обучения, воспитания и развития, необходимые ученику для достижения трех групп результатов, определенных стандартом.
В чем же состоит новое непростое право и почетная обязанность учителя быть «свободным в рамках стандарта»?
1) Ему необходимо разложить финишные предметные, метапредметные и личностные результаты, указанные ФГОС для каждой ступени обучения, на результаты по годам, по разделам и темам, и, наконец, по урокам. Сделать это придется учителю, руководствуясь собственными профессиональными знаниями и опытом, и вместе с теми, в согласии с коллегами по педагогической команде.
Практически это означает: по итогам педагогического консилиума с учеником и родителями согласовывается экспертно определенные максимально возможные (оптимальные) результаты (в отметках, качественных уровнях), которых ученик и учитель могут достичь к концу отчетного периода (четверти полугодия, года). При этом новые стандарты (в отличие от прежней практики) исходят из представлений, что каждый ребенок имеет свой высокий, средний или низкий уровень учебных возможностей.
2) Учителю необходимо в собственной психолого-педагогической копилке обнаружить все необходимые и достаточные (оптимальные) средства для достижения всех трех групп результатов совместно с каждым своим учеником на уроке, вне урока, в итоге изучения темы, раздела, курса.
3) Учителю следует быть зорким аналитиком и постоянным самоконролером и самокорректировщиком своей психолого-педагогической деятельности.
4) Учителю вместе с коллегами придется определять, какие из предметных и личностных результатов образования этого года будут впервые вводиться на уроках каких предметов, а также в каких предметах на уроках, вне уроков и в воспитательном пространстве школы метапредметные и личностные результаты будут закреплены и использованы уже как сформированные.
В ближайшей перспективе все вышесказанное означает глубокое переформатирование нынешнего состояний ГИА и ЕГЭ, которые пока ориентированы на жесткую проверку памяти и отработанных многократным упражнением навыков.
Однако большинство учителей-практиков указывают на ряд дефектов ФГОС. И один из них – как реализовывать новые требования и обучать своим предметам с помощью средств, большинство из которых имеет психологическую основу. В стандартах фиксируется гипертрофированный крен в область психологи. Многие учителя-предметники не готовы изучать свои предметы с опорой на психологические знания и решать при этом сугубо психологические задачи. Так же в стандартах не учтены гендерные различия и тот момент, что преподносить изучаемый материал нужно по-разному и оценивать образовательные результаты так же с учетом данного фактора.
В ряде достоинств ФГОС следует отметить тот факт, что он обеспечивает реальную индивидуализацию обучения путем составления и выполнения доверительного договора «школа-семья-ученик», в котором просматривается оптимальное сочетание очной и дистантной форм обучения, основного и дополнительного образования, бюджетных и платных образовательных услуг. ФГОС расширяет возможности вариативного образования (базовое, углубленное, профильное, инклюзивное, и др.).
«Главным достоинством новых стандартов является тот факт, что они прямо и косвенно побуждают учителей специально заняться развитием своего интеллекта, эрудиции, подъема уровня общей культуры, поскольку при нынешнем качестве подготовки и повышения квалификации учителей стандартами овладеть невозможно». (директор гимназии № 147 г.Омска, кандидат пед.наук Валентина Ивановна Погорелова).