double arrow

Формирования ГО, назначение и порядок их создания

Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.

Лекция 15. Управление безопасностью жизнедеятельности. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Система ЧС и ГО.

Организация и ведение ГО – одна из основных функций государства, составная часть его оборонных мероприятий. Порядок и организация ГО определены законом.

Общее руководство ГО РК осуществляет Премьер – министр РК – начальник ГО РК. Непосредственное руководство ГО РК возложено на МЧС.

Гражданская оборона (ГО) – организована по территориально – производственному принципу по всей территории РК.

Органы управления и службы ГО и ЧС:

- центральные исполнительные органы и его структурные территориальные органы;

- отделы по ГО и центральных и местных исполнительных органов, организационные штабы по ГО, непосредственно подчиненные начальнику ГО.

ГО отводится первостепенная роль в организации жизнеобеспечения населения в ЧС. Начальник ГО – первый руководитель. Начальник управлений (отделов) по ЧС и является зам. начальником по ГО.

Реализация мероприятии ГО осуществляется центральными, местными представительными и исполнительными органами, органами местного самоуправления, организациями, органами управления, силами ГО, гражданами РК.

Ответственность за организацию и осуществление мероприятии ГО несут первые руководители центральных, местных исполнительных органов и организации всех форм собственности.

Учёт фактов ЧС, прошедших в городе (области), ведётся городскими и областными департаментами по ЧС, а за республику МЧС.

Своевременный учет требований безопасности на каждом уровне обусловлен не только техническими, но и экономическими соображениями.

В Республике Казахстан в области безопасности жизнедеятельности приняты следующие Законы:

- «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» от 5 июля 1996 года.

Закон регулирует общественные отношения на территории РК по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

- «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 27 марта 1997 года.

Закон регулирует общественные отношения при организации и деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, созданных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, устанавливает статус спасателей.

- «О Гражданской обороне» от 7 мая 1997 года.

Закон определяет основные задачи, организационные принципы построения и функционирования ГО РК, полномочия центральных, местных представительных и исполнительных органов, организаций, права и обязанности граждан РК, иностранных граждан и лиц без гражданства в области ГО.

- «О пожарной безопасности» от 22 ноября 1996 года.

Закон регулирует правовые отношения государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности в области обеспечения пожарной безопасности на территории РК.

- «О радиационной безопасности» от 23 апреля 1998 года.

Закон регулирует общественные отношения в области обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья от вредного воздействия ионизирующего излучения.

- «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» от 3 апреля 2002 года.

Закон регулирует правовые отношения в области обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации их последствий, гарантированного возмещения убытков, причиненных авариями физическим и юридическим лицам, окружающей среде и государству.

Государственный надзор. К органам государственного надзора за соблюдением законодательства о безопасности жизнедеятельности, труде, стандартов, правил и норм по безопасности труда относят: Департамент МЧС РК по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор), Государственная инспекция по энергонадзору Министерства экономики и угольной промышленности РК (Госэнергонадзор), Главное санитарно-эпидемиологическое управления Министерства здравоохранения РК (Госсаннадзор), Главное управление пожарной охраны (Госпожнадзор) и Департамент Дорожной полиции Министерства внутренних дел РК, Государственный комитет РК по управлению качеством продукции и стандартом (Госстандарт), Государственный комитет по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте РК (Госатомнадзор), Государственная инспекция по охране труда Министерства труда и социальной защиты РК.

Госгортехнадзор РК осуществляет государственный надзор техники безопасности на всех отраслях промышленности, кроме строительства и транспорта.

Госэнергонадзор РК осуществляет надзор за выполнением правил элекробезопасности в электрическом и тепловом хозяйстве, на электростанциях, а также надзор за выполнением потребителями электроэнергии правил устройства и технической эксплуатации всех видов электрооборудования, правил техники безопасности при экплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил пользования электрической и тепловой энергией.

Госсанэпидемнадзор ведет надзор за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противэпидемических норм и правил (требований производственной санитарии) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации промышленных предприятий, планировке городов и промышленных центров.

Госпожнадзор осуществляет надзор за выполнением всеми предп­риятиями и организациями правил и норм пожар­ной безопасности.

Госатомнадзор РК ведет надзор за технической безопасностью при сооружении и эксплуатации атомных электростанций, атомных теплоэлектроцентралей, атомных станций теплоснабжения, опытных и исследовательских ядерных реакторов и установок.

Гострудинспекция Минтруда и соцзащиты РК устанавливает законодательные акты по охране труда, осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства министерствами и ведомствами.

Гражданская оборона РК является составной частью общегосударственных мероприятий в целях защиты населения, экономики, территории Республики от поражающих факторов современных средств поражения, а также от стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Роль и место ГО определяют геополитическое положение страны, состояние политических отношений с определенными государствами и мировыми державами, уровень развития экономики, военная доктрина и политика государства в области военного строительства.

ГО отводится первостепенная роль в организации жизнеобеспечения населения в ЧС.

Основные задачи, организационные принципы построения и функционирования ГО РК, полномочия центральных, местных представительных и исполнительных органов, организаций, права и обязанности граждан и лиц без гражданства в области ГО определены Законом РК «О гражданской обороне» от 7 мая 1997 г.

Гражданская оборона – это государственная системаорганов управления и совокупность общегосударственных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения, организаций и территории страны от воздействия поражающих (разрушающих) факторов современных средств поражения, ЧС природного и техногенного характера.

Основные задачи ГО определены в ст.3 Закона РК «О гражданской обороне».

Важная роль в организации ГО принадлежит объектам хозяйствования, которые в ее системе являются основным звеном. На объектах хозяйствования закладываются начала всех мероприятий ГО, здесь выполняется основной комплекс мероприятий по защите рабочих и служащих, по обеспечению устойчивости работы объектов в военное время, по подготовке сил к ведению спасательных и других неотложных работ (СиДНР).

Ответственность за организацию и состояние Гражданской обороны на объектах хозяйствования несет его первый руководитель, в соответствии с Законом РК «О Гражданской обороне» он является начальником Гражданской обороны объекта.

Его приказы и распоряжения по проведению мероприятий ГО обязательны для всех должностных лиц.

При начальнике ГО объекта создается штаб ГО – орган управления начальника ГО, организатор всей практической деятельности на объекте по вопросам ГО. Он комплектуется в зависимости от величины и важности объекта штатными работниками ГО и за счет должностных лиц, не освобожденных от основных обязанностей. Свою работу штаб организует и проводит на основе решений начальника ГО объекта.

Начальник штаба ГО является заместителем начальника ГО объекта. Ему предоставляется право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам ГО на объекте.

Формирования ГО предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуации в мирное и военное время.

Формирования ГО создаются по территориально-производственному принципу в организациях, в районах, городах, областях и подразделяются на территориальные и объектовые.

Территориальные формирования создаются в районах, городах, областях и подчиняются соответствующим начальникам ГО. Базой создания территориальных формирований являются объекты хозяйствования, организации.

К территориальным формированиям относятся:

- разведки – звенья воздушной, речной, морской и железнодорожной разведки;

- спасательные – спасательные команды, команды поиска людей (вожатые со специально обученными собаками);

- медицинские – госпитали, отряды, бригады;

- инженерные – инженерные команды, дорожно-мостовые команды, звенья инженерной разведки;

- группы по обслуживанию защитных сооружений (ЗС);

- противопожарные – команды пожаротушения;

- аварийно-технические – аварийно-технические команда по электросетям, газовым сетям, водопроводным сетям, канализационным сетям, тепловым сетям;

- радиационной и химической защиты – специализированные команды потенциально опасных объектов, посты радиационного и химического наблюдения, звенья радиационной и химической разведки;

- связи – аварийно-восстановительные команды связи, команды связи (узел связи);

- материально-технического обеспечения – подвижные пункты питания, продовольственного и вещевого снабжения, подвижные автозаправочные станции, подвижные ремонтно-восстановительные команды, звенья подвоза воды;

- транспортные – автоколонны для перевозки населения и грузов, автосанитарные отряды, авиасанитарные эскадрильи, экакосанитарные поезда, экакосанитарные суда;

охраны общественного порядка – команды охраны общественного порядка;

защиты животных и растений – команды защиты животных и растений;

другие – все остальные формирования, создаваемые на подведомственной территории для выполнения задач, исходя из местных условий.

Объектовые формирования создаются в организациях, независимо от форм собственности, по месту жительства и используются, как правило, в их интересах. По решению местных исполнительных органов объектовые формирования могут привлекаться для выполнения задач в интересах соответствующих территорий.

К объектовым формированиям относятся:

- разведывательные звенья;

- спасательные команды;

- инженерные команды;

- санитарные дружины (посты);

- группы по обслуживанию защитных сооружений (ЗС);

- специализированные команды потенциально опасных объектов;

- команды пожаротушения;

- команды связи;

- команды охраны общественного порядка;

- команды защиты животных и растении.

В зависимости от наличия соответствующей базы и местных условий в качестве объектовых формирований могут также создаваться: подвижные пункты питания, продовольственного снабжения, автоколонны для перевозки грузов и населения, аварийно-технические команды и другие формирования.

Для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера из числа существующих формирований ГО и штатных специализированных формирований создаются областные, городские и районные отряды экстренного реагирования повышенной готовности общей численности:

1) областные – не менее 150 человек;

2) городские – не менее 100 человек;

3) районные – не менее 50 человек.

В зависимости от наличия соответствующей базы и местных условий в качестве объектовых формирований могут также создаваться: подвижные пункты питания, продовольственного снабжения, автоколонны для перевозки грузов и населения, аварийно-технические команды и другие формирования.

В организациях производящих, хранящих или использующих радиоактивные, сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), а также на других потенциально опасных объектах создаются специализированные команды. Они относятся к категории «формирования радиационной и химической защиты».

Принципы создания, примерная организационно-штатная структура формирований ГО, порядок их комплектования личным составом и оснащение (табелизация) материально-техническим имуществом изложены в Инструкции о формированиях Гражданской обороны.

Состав и численность формирований ГО определяются, исходя из достаточной необходимости, обеспечивающей надежную защиту населения, территории и организаций в ЧС мирного и военного времени на основе прогнозов и объема предстоящих аварийно-спасательных работ.

Для регионов РК, подверженных землетрясениям, формирования ГО готовятся из расчета не менее одного спасателя на 10 человек населения; для промышленных регионов и территорий, подверженных наводнениям, пожарам и другим потенциальным опасностям – один спасатель на 15-20 человек населения.

Руководители организаций, в которых создаются формирования ГО, несут персональную ответственность за профессиональную подготовку, оснащение современной техникой, оборудованием, снаряжением, другими материальными средствами и поддержание их в готовности к действиям.

Основные виды формирований ГО:

- спасательные формирования предназначены для разведки, розыска и извлечения пострадавших из завалов, оказания первой медицинской помощи и состоят из сводных спасательных отрядов (команд), спасательных команд (групп), команд или групп поиска людей, групп (звеньев) разведки;

- инженерные формирования предназначены для проведения инженерной разведки, устройства проездов, проходов в завалах, восстановления дорог и мостов, в том числе переправ через водные преграды, производства взрывных работ, вскрытия заваленных сооружений и др. инженерных работ в районах разрушений и состоят из инженерных, дорожно-мостовых команд, групп взрывных работ, групп инженерной разведки. Инженерные формирования должны быть укомплектованы техникой и оборудованием, обеспечивающими автономное выполнение работ;

- формирования служб ГО и ЧС предназначены для жизнеобеспечения населения, ведения аварийно-спасательных и неотложно-восстановительных работ, усиления спасательных формирований и всестороннего обеспечения их действий и подразделяются на медицинские, связи, охраны общественного порядка, противопожарные, аварийно-технические, материального обеспечения, транспортные, защиты животных и растений и др.

Республиканский оперативно-спасательный отряд предназначен для ведения поисково-спасательных работ в труднодоступных районах, на объектах повышенной сложности и оказания неотложной помощи пострадавшим. Отряд является формированием повышенной готовности и создан решением Правительства РК.

Областные и городские оперативно-спасательные отряды предназначены для проведения поисково-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Они являются формированиями повышенной готовности, создаются решениями соответствующих начальников ГО и содержатся за счет местных бюджетов.

В формирования ГО зачисляются мужчины и женщины трудоспособного возраста, за исключением инвалидов 1,2,3 групп, беременных женщин, женщин имеющих ребенка до 8 лет ив военное время – военнообязанных, имеющих мобилизационное предписание.


[2] Борисова С.А. . Словарь-справочник кадровика.-М., 2005


Сейчас читают про: