double arrow

Государственный образовательный стандарт

Содержание образования.

Содержание образования – это совокупность знаний, умений, форм поведения, духовных ценностей, мировоззренческих установок, которую передает учебное заведение учащимся.

Структура содержания образования определена дидактом И.Я. Лернером.

В содержание образования он включает четыре компонента:

1) система знаний о мире;

2) стереотипный опыт осуществления способов деятельности;

3) опыт творческой деятельности;

4) опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.

Конечный минимум базового содержания образования состоит в следующем: развить в ребенке искусство мыслить; искусство обучаться; искусство практики («умные руки»); стремление к осмыслению и преобразованию действительности; способность нравственно поступать; способность к эстетическому восприятию действительности.

Конституция Российской Федерации, признавая высшую цен­ность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из не­отъемлемых право каждого на образование и гарантирует «обще­доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».

Согласно ст. 43 Конституции России «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

По своему общественному статусу федеральный государ­ственный образовательный стандарт общего образования является важнейшим механизмом реализации основной Миссии обра­зования — формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укреп­ления российской государственности, социокультурной мо­дернизации страны. Впервые федеральный государственный об­разовательный стандарт представлен в виде конвенциональной нормы, легитимизирующей общественный договор между семьей, обществом и государством в области образования.

Основой данного договора, обеспеченного необходимыми юриди­ческими, социальными, финансовыми и материально-техническими условиями, является согласованный общественный заказ на воспитание поколения граждан страны, владеющих знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими активно и эффектив­но действовать в условиях инновационной экономики, на воспи­тание их в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с общечеловеческими и традиционными националь­ными ценностными установками.

По своему юридическому статусу федеральный государ­ственный образовательный стандарт общего образования пред­ставляет собой систему требований к результатам общего обра­зования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации, являясь, таким образом, ме­ханизмом реализации как конституционного права каждого ре­бенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблю­дение этого права.

В соответствии со структурой общего образования федераль­ный государственный образовательный стандарт реализуется на практике как совокупность отдельных согласованных между собой по целям, содержанию и промежуточным результатам регламента­ции, представляющих собой систему требований (стандартов) осу­ществления образовательного процесса на начальной, основной и средней (полной) ступенях школы.

В основе построения содержания федерального государствен­ного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятелъностный (компетентностный) подход, который предполагает:

- формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества;

- постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и лич­ностной перспективы, эмоциональную; развитость, стремление к познанию, диалогичность с другими культурами, лояльность по отношению к государству, рефлексивность, критическое мышле­ние, социальный оптимизм;

- обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач, способности объединять различные элементы знаний в нужные знаниевые комбинации, а затем и новое знание;

- общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий, не только обеспечивающих успешное усвоение содержания общего образования, но и создающих функциональный базис для непрерывного самообразования и профес­сиональной деятельности;

— понимание актуального для современного российского об­щества ценностно-нравственного значения образования.

Функции федерального государственного образовательного стандарта общего образования

К числу основных функций стандарта следует отнести:

- формирование российской (гражданской) идентичности как основу развития гражданского общества;

- обеспечение права на полноценное образование, права обучения на родном языке, которые заключаются в реализации посредством стандарта гарантированных Конституцией Россий­ской Федерации для каждого гражданина «равных возможностей» «получения качественного образования», т. е. уровня образования, формирующего необходимую основу для полноценного развития личности и продолжения образования на протяжении всей жизни;

- обеспечение единства образовательного пространства страны, которое в условиях многообразия образовательных систем требует наличия единого механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране;

- обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования;

- гуманизация образования и всей школьной деятельности, в том числе через развитие культуры образовательной среды школы, широкую академическую автономию учителей и школ, имеющих право на формирование своего дополнительного пред­ложения объема и качества услуг, опирающихся на их творческий потенциал, особенности национальной культуры, потребности и ожидания субъектов образовательной деятельности;

- обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- критериально-оценочную функцию, которая проистекает из сущности стандарта как рамочных условий для развития системы образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом. Требования федерального государственного образователь­ного стандарта общего образования являются основой для разра­ботки государственной системы оценки качества образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: