Джон Констебл (1776-1837)

Был сыном мельника. В 1795 г. Впервые едет в Лондон, чтобы поступить в Академию, не поступает, не поступает даже в школу при академии. Он не имел никакой художественной подготовки. Но зато знакомится с живописью старых мастеров. Важная веха в его биографии. Вторую попытку предпримет только через 4 года (поступил в школу). В Академию поступил в 24 года, в 1800 г. К этому времени Тернер уже прославленный мастер (в каком-то смысле они соперники). Это годы ученичества. Ничего экстраординарного, поиск первоначального источника красоты в природе. Некое смирение перед природой. Убрать субъективность. Принцип светотени, передать погоду, времени суток. «Чистое» восприятие явлений природы. Отказ от панорамного эффекта. Ему не нужны новые впечатления, достаточно просто изменения освящения. Слиться с природой. Национальный пейзаж, национальное возрождение, национальные ценности. Стремится уловить неуловимое – детали, оттенки, нюансы. Один раз только выезжал – в Озёрный край (1805 г., по окончанию Академии, это граница Англии и Шотландии). Тернер равнодушен к деталям, Констебл – внимателен. Настоящий момент – прекрасный момент. Его пейзажи всегда «населённые» (домики, люди). Общительный, дружелюбный, социальный человек. Его пейзажи не наполнены элементами философского порядка.

Д. Констебл. Беркширская долина. Ранние вещи имеют почти элегический характер. Много пишет на пленэре. Чувствуется влияние Гейнсборо. 1800-е гг. проведены художником между Лондоном и родной долиной. Делает много этюдов. Пристальное наблюдение за натурой.

 

Его феномен надо рассматривать в рамках понятия «национального возрождения» (наиболее ярко в Англии и Германии). Национальная тематика, национальная природа. Своеобразная реакция на Наполеоновскую экспансию. Желание противопоставить гегемонии Франции несколько своё. Очень важный момент - у него нет пейзажа настроения, и это его принципиальное отличие от Тёрнера. Он не делает из природных явлений драмы. У него естественное, лирическое восприятие.

Не сопереживание, а отстранённая позиция наблюдателя. Для него каждый настоящий момент бытия воспринимается как истинный, прекрасный. Из простейших этюдов – ощущение гармонии (гармония обретается в рамках естественного восприятия). Естественное впитывание в своё время, в свою среду. Он не видит нужды ездить куда-то за впечатлениями. По родной Англии путешествует тоже довольно мало. Это очень характерный момент. Сам Констебл родился и вырос в деревне. Не насыщает пейзаж философскими элементами (это будет характерно для немцев). Это для него естественная среда обитания.

 

Д. Констебл. Белая лошадь. 1819 г. За неё получает звание причисленного (подготовительная ступень, после которой художник мог претендовать на звание академика, но Констебл никогда его не получил). Его начинают обвинять в том, что он подражатель Тёрнера. Но эта вещь умела успех. Непритязательная. Сцена романтической идиллии, сельская жизнь. Она имела успех, в отличие от многих других

 

Конец 1810-х гг. – время, которое можно назвать высшим расцветом творчества этого художника. Успехи не только творческие. Это время, когда Констебл добивается известности. Его картины попадают в Париж (в т.ч. «Телега для сена»). Творчество Констебла являлось толчком для Барбизонцев (реалистические тенденции).

 

Д. Констебл. Флэтфордская мельница. 1819-1820 гг. Старая Национальная галерея, Берлин. Начинает делать эскизы в размер картины. Эта работа похожа на голландцев, в ней есть элемент стилизации - низкий горизонт, низко нависающее небо, сам мотив мельницы. Эта вещь даже более пёстрая по цвету, хотя в основе тёплые охристые тона. Пространство очень камерное, замкнутое. Строится от фигуры к фигуре, от предмета к предмету. Есть камерность построения, замкнутость.

 

Д. Констебл. Телега для сена. 1821 г. Национальная галерея, Лондон. Одна из важнейших вещей в живописи XIX в. В 1824 г. Была выставлена в Париже. Большой размер – 180х130. Не прибегает к героизации, всё естественно. Зрительский глаз прекрасно адаптируется к картине. Это маленький уголок сельской Англии. Открытый мазок. Впечатление довольно динамичной картины. Ощущение, что написано на пленэре. Стаффажная фигурка - человек – это неотъемлемая часть Божьего мира. Крестьяне занимаются своей самой обычной деятельностью. Ещё и ясное небо, клубящиеся облачка. Ровный солнечный свет. Простейший, «низкий» мотив – торговая повозка, но он является неким образом мира, при том, что это маленький уголок сельской Англии.

 

Д. Констебл. Прыгающая лошадь. 1825 г. Колорит – почти монохромный. Низкий горизонт. Передаёт остановленное движение – передача движения для него вообще не очень характерна. Небо как ключевая норма композиции. Именно с Констебла начинается развитие нового художественного вкуса. Небо как ключ к пониманию пейзажа вообще.

 

Знаменитая серия Солсбери. Там жил его приятель, поэтому Констебл туда приезжал и иногда подолгу жил. Написано несколько работ. Писал собор в разных вариантах. Постоянно этот мотив будет у него повторяться. Романтический мотив в неромантическом ключе. Ему интересно, как архитектура живёт в природном окружении.

 

Д. Констебл. Хлебное поле. 1826 г. Национальная галерея, Лондон. Сопоставление деревьев и золотисто-лимонного кусочка поля. Это не панорама, а кусочек природы, небольшой уголок. Здесь нарочитости нет совсем. Это безискустно, свободно.

 

Д. Констебл. Вид на кафедральный собор Солсбери с луга с радугой. 1831-1834 г. Национальная галерея, Лондон. С радугой. Тот же мотив. Необычное освещение. Необычное природное явление – радуга. Эффекты света, густые облака. Люминесцентная картина. Сам собор в этом цвете смотрится совершенно иначе. Раньше это был памятник на заднем плане, в центре композиции, но здесь он приобрёл иной характер. Он притягивает наш взор. Флёр романтичности, таинственности, характерный для средневековых памятников. Мотив телеги как в «Телеге для сена». Напряжённость, необычность, запредельность. Большая олитературенность. Поворот от реализма к романтизму, в отличие от общей тенденции. Так что с ним случился неожиданный поворот.

 

Констебл – большое значение для европейской живописи, влияние на барбизонцев. Обращение к национальному пейзажу - впервые в Англии, отказ от литературности, от включения сюжета в пейзаж.

Здесь впервые происходит поворот к национальной тематике.

Прерафаэлиты.

Ставят в один ряд с назарейцами. Все они ставят своей целью свержение существующей художественной традиции и обращение к «неклассической» линии (примитивы). В основном искусство кватроченто. Это уже иная эпоха, нежели назарейцы. Возникает в конец 1840-х гг. Для Англии – это викторианская эпоха, в Европе – расцвет реалистического искусства.

С одной стороны прерафаэлиты – братство (1848 г. образования, определённый круг художников, подпись PRB, довольно узкий круг художников, это явление существует на протяжении короткого отрезка) и художественное течение, движение (мастера никогда не были членами братства, но их искусство – под влиянием прерафаэлитов). Хронологически: 1840-е гг. – существование братства, 1850-1860 гг. – развитие тенденции.

При королевской академии художеств – своего рода подготовительные курсы. В стенах этих курсов возникает ядро братства – Данте Габриель Россетти, Джон Миллес и Уильям Хант. Это очень молодые люди, младше 20 лет. Начинают совместно снимать мастерскую. Возникает идея создания братства. Заводила – Россетти. Элемент игры. Вместо подписи художника – подпись братства.

Нет идеологической программы и общей позиции.

Новшества – отказ от чёрного грунта и асфальта. Следовательно, очень яркие краски, которые начала и поразили современников. Причём живопись до Рафаэля они знали в основном по чёрно-белым репродукциям – это в основном романтический порыв.

Д. Миллес. Христос в родительском доме. 1850 г. Произвела просто шок. Вызвала бурю критики и негодования. Больше всех возмущался Диккенс: «В центре безобразный рыжий мальчишка, поранивший руку». Берётся сюжет, которого собственно в Писании нет, но мог бы быть. Такая же картина была у Овербека. Посещал мастерскую плотника и тщательно его писал Иосифа с него. Персонажи священной истории в повседневном быту. Профанация новозаветного сюжета. Не могло не вызвать резкой критики.

Д. Россетти. Благовещение. 1850. Галерея Тейт, Лондон. Уникальная трактовка известного сюжета. Есть и традиционные элементы - нимбы, цветок белой лилии. Не разработан подробно интерьер. Уровень художественной подготовки у них был очень разный, они же ещё не поступили в Академию. У Россетти проблемы с перспективным построением и интерьером. Вещь светоносна. Пишут по сырому белому грунту. Локальный, чистый цвет – воскрешение техники старых мастеров.

В какой-то момент прерафаэлиты прославились. Помимо старого искусства, увлечение литературой. Много иллюстрируют поэзию. Интерес к своей собственной национальной традиции, родной природе.

У. Хант. Подснежники и птичье гнездо. С одной стороны пейзаж, с другой – натюрморт.

 

У. Хант. Свет миру. 1853-1856. Художественная галерея, Манчестер. Одна из самых известных вещей прерафаэлитов вообще. Её бесконечно репродуцировали. Это ноктюрн. Хант был добросовестным человеком и педантичным - каждый раз, когда темнело, выходит во двор с керосиновой лампой и писшет окружение в нужном свете. Буквальное иллюстрирование библейских строчек.

Хант уезжает довольно надолго на святую землю.

У. Хант. Козёл отпущения. 1854. Купил козла, привёз его на мёртвое море и там писал.

1850-1860-е гг. Из чудиков-художников превращаются в признанные авторитеты. Появляются подражатели. Сами начинают преподавать – колледж для тех, кто хочет получить образование, художественное, в зрелом возрасте.

 

Важная личность – Уильям Моррис. Был уроженцем Оксфорда, самого готического города Англии. Познакомился с Россетти, даже брал у него уроки живописи. Но недостаточно таланта живописца, зато талант дизайнера. Он знакомится со своей будущей женой, она девушка из другой социальной среды – мезальянс. Выстраивает Красный дом Морриса. Вся обстановка делалась по рисункам Морриса и его друзей. Моррис образовывает собственную фирму, где участвуют многие художники – производят гобелены, изразцы, обои. Считается, что они прародители современного дизайна, но это всё дорогостоящие вещи, сделанные по частному заказу. Более того, это всё ручной труд. Заказчиками были королевская семья и высокопоставленные граждане.

Россетти отказывается от современных тем – Данте, цикл короля Артура. Любит подчёркивать своё итальянское происхождение. Бесконечные изображения Джейн Моррис. Россетти – любовь с женой Морриса. Она является идеалом красоты и музой художника. Есть понятие «прерафаэлитский тип женской красоты». Он везде легко угадывается: плотные чувственные губы, огромная копна волос.

Д. Россетти. Прозерпина. Наряжает жену Морриса в разные костюмы.

 

В 1870-х гг. прерафаэлиты уходят со сцены.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: