Был сыном мельника. В 1795 г. Впервые едет в Лондон, чтобы поступить в Академию, не поступает, не поступает даже в школу при академии. Он не имел никакой художественной подготовки. Но зато знакомится с живописью старых мастеров. Важная веха в его биографии. Вторую попытку предпримет только через 4 года (поступил в школу). В Академию поступил в 24 года, в 1800 г. К этому времени Тернер уже прославленный мастер (в каком-то смысле они соперники). Это годы ученичества. Ничего экстраординарного, поиск первоначального источника красоты в природе. Некое смирение перед природой. Убрать субъективность. Принцип светотени, передать погоду, времени суток. «Чистое» восприятие явлений природы. Отказ от панорамного эффекта. Ему не нужны новые впечатления, достаточно просто изменения освящения. Слиться с природой. Национальный пейзаж, национальное возрождение, национальные ценности. Стремится уловить неуловимое – детали, оттенки, нюансы. Один раз только выезжал – в Озёрный край (1805 г., по окончанию Академии, это граница Англии и Шотландии). Тернер равнодушен к деталям, Констебл – внимателен. Настоящий момент – прекрасный момент. Его пейзажи всегда «населённые» (домики, люди). Общительный, дружелюбный, социальный человек. Его пейзажи не наполнены элементами философского порядка.
|
|
Д. Констебл. Беркширская долина. Ранние вещи имеют почти элегический характер. Много пишет на пленэре. Чувствуется влияние Гейнсборо. 1800-е гг. проведены художником между Лондоном и родной долиной. Делает много этюдов. Пристальное наблюдение за натурой.
Его феномен надо рассматривать в рамках понятия «национального возрождения» (наиболее ярко в Англии и Германии). Национальная тематика, национальная природа. Своеобразная реакция на Наполеоновскую экспансию. Желание противопоставить гегемонии Франции несколько своё. Очень важный момент - у него нет пейзажа настроения, и это его принципиальное отличие от Тёрнера. Он не делает из природных явлений драмы. У него естественное, лирическое восприятие.
Не сопереживание, а отстранённая позиция наблюдателя. Для него каждый настоящий момент бытия воспринимается как истинный, прекрасный. Из простейших этюдов – ощущение гармонии (гармония обретается в рамках естественного восприятия). Естественное впитывание в своё время, в свою среду. Он не видит нужды ездить куда-то за впечатлениями. По родной Англии путешествует тоже довольно мало. Это очень характерный момент. Сам Констебл родился и вырос в деревне. Не насыщает пейзаж философскими элементами (это будет характерно для немцев). Это для него естественная среда обитания.
|
|
Д. Констебл. Белая лошадь. 1819 г. За неё получает звание причисленного (подготовительная ступень, после которой художник мог претендовать на звание академика, но Констебл никогда его не получил). Его начинают обвинять в том, что он подражатель Тёрнера. Но эта вещь умела успех. Непритязательная. Сцена романтической идиллии, сельская жизнь. Она имела успех, в отличие от многих других
Конец 1810-х гг. – время, которое можно назвать высшим расцветом творчества этого художника. Успехи не только творческие. Это время, когда Констебл добивается известности. Его картины попадают в Париж (в т.ч. «Телега для сена»). Творчество Констебла являлось толчком для Барбизонцев (реалистические тенденции).
Д. Констебл. Флэтфордская мельница. 1819-1820 гг. Старая Национальная галерея, Берлин. Начинает делать эскизы в размер картины. Эта работа похожа на голландцев, в ней есть элемент стилизации - низкий горизонт, низко нависающее небо, сам мотив мельницы. Эта вещь даже более пёстрая по цвету, хотя в основе тёплые охристые тона. Пространство очень камерное, замкнутое. Строится от фигуры к фигуре, от предмета к предмету. Есть камерность построения, замкнутость.
Д. Констебл. Телега для сена. 1821 г. Национальная галерея, Лондон. Одна из важнейших вещей в живописи XIX в. В 1824 г. Была выставлена в Париже. Большой размер – 180х130. Не прибегает к героизации, всё естественно. Зрительский глаз прекрасно адаптируется к картине. Это маленький уголок сельской Англии. Открытый мазок. Впечатление довольно динамичной картины. Ощущение, что написано на пленэре. Стаффажная фигурка - человек – это неотъемлемая часть Божьего мира. Крестьяне занимаются своей самой обычной деятельностью. Ещё и ясное небо, клубящиеся облачка. Ровный солнечный свет. Простейший, «низкий» мотив – торговая повозка, но он является неким образом мира, при том, что это маленький уголок сельской Англии.
Д. Констебл. Прыгающая лошадь. 1825 г. Колорит – почти монохромный. Низкий горизонт. Передаёт остановленное движение – передача движения для него вообще не очень характерна. Небо как ключевая норма композиции. Именно с Констебла начинается развитие нового художественного вкуса. Небо как ключ к пониманию пейзажа вообще.
Знаменитая серия Солсбери. Там жил его приятель, поэтому Констебл туда приезжал и иногда подолгу жил. Написано несколько работ. Писал собор в разных вариантах. Постоянно этот мотив будет у него повторяться. Романтический мотив в неромантическом ключе. Ему интересно, как архитектура живёт в природном окружении.
Д. Констебл. Хлебное поле. 1826 г. Национальная галерея, Лондон. Сопоставление деревьев и золотисто-лимонного кусочка поля. Это не панорама, а кусочек природы, небольшой уголок. Здесь нарочитости нет совсем. Это безискустно, свободно.
Д. Констебл. Вид на кафедральный собор Солсбери с луга с радугой. 1831-1834 г. Национальная галерея, Лондон. С радугой. Тот же мотив. Необычное освещение. Необычное природное явление – радуга. Эффекты света, густые облака. Люминесцентная картина. Сам собор в этом цвете смотрится совершенно иначе. Раньше это был памятник на заднем плане, в центре композиции, но здесь он приобрёл иной характер. Он притягивает наш взор. Флёр романтичности, таинственности, характерный для средневековых памятников. Мотив телеги как в «Телеге для сена». Напряжённость, необычность, запредельность. Большая олитературенность. Поворот от реализма к романтизму, в отличие от общей тенденции. Так что с ним случился неожиданный поворот.
Констебл – большое значение для европейской живописи, влияние на барбизонцев. Обращение к национальному пейзажу - впервые в Англии, отказ от литературности, от включения сюжета в пейзаж.
|
|
Здесь впервые происходит поворот к национальной тематике.
Прерафаэлиты.
Ставят в один ряд с назарейцами. Все они ставят своей целью свержение существующей художественной традиции и обращение к «неклассической» линии (примитивы). В основном искусство кватроченто. Это уже иная эпоха, нежели назарейцы. Возникает в конец 1840-х гг. Для Англии – это викторианская эпоха, в Европе – расцвет реалистического искусства.
С одной стороны прерафаэлиты – братство (1848 г. образования, определённый круг художников, подпись PRB, довольно узкий круг художников, это явление существует на протяжении короткого отрезка) и художественное течение, движение (мастера никогда не были членами братства, но их искусство – под влиянием прерафаэлитов). Хронологически: 1840-е гг. – существование братства, 1850-1860 гг. – развитие тенденции.
При королевской академии художеств – своего рода подготовительные курсы. В стенах этих курсов возникает ядро братства – Данте Габриель Россетти, Джон Миллес и Уильям Хант. Это очень молодые люди, младше 20 лет. Начинают совместно снимать мастерскую. Возникает идея создания братства. Заводила – Россетти. Элемент игры. Вместо подписи художника – подпись братства.
Нет идеологической программы и общей позиции.
Новшества – отказ от чёрного грунта и асфальта. Следовательно, очень яркие краски, которые начала и поразили современников. Причём живопись до Рафаэля они знали в основном по чёрно-белым репродукциям – это в основном романтический порыв.
Д. Миллес. Христос в родительском доме. 1850 г. Произвела просто шок. Вызвала бурю критики и негодования. Больше всех возмущался Диккенс: «В центре безобразный рыжий мальчишка, поранивший руку». Берётся сюжет, которого собственно в Писании нет, но мог бы быть. Такая же картина была у Овербека. Посещал мастерскую плотника и тщательно его писал Иосифа с него. Персонажи священной истории в повседневном быту. Профанация новозаветного сюжета. Не могло не вызвать резкой критики.
Д. Россетти. Благовещение. 1850. Галерея Тейт, Лондон. Уникальная трактовка известного сюжета. Есть и традиционные элементы - нимбы, цветок белой лилии. Не разработан подробно интерьер. Уровень художественной подготовки у них был очень разный, они же ещё не поступили в Академию. У Россетти проблемы с перспективным построением и интерьером. Вещь светоносна. Пишут по сырому белому грунту. Локальный, чистый цвет – воскрешение техники старых мастеров.
|
|
В какой-то момент прерафаэлиты прославились. Помимо старого искусства, увлечение литературой. Много иллюстрируют поэзию. Интерес к своей собственной национальной традиции, родной природе.
У. Хант. Подснежники и птичье гнездо. С одной стороны пейзаж, с другой – натюрморт.
У. Хант. Свет миру. 1853-1856. Художественная галерея, Манчестер. Одна из самых известных вещей прерафаэлитов вообще. Её бесконечно репродуцировали. Это ноктюрн. Хант был добросовестным человеком и педантичным - каждый раз, когда темнело, выходит во двор с керосиновой лампой и писшет окружение в нужном свете. Буквальное иллюстрирование библейских строчек.
Хант уезжает довольно надолго на святую землю.
У. Хант. Козёл отпущения. 1854. Купил козла, привёз его на мёртвое море и там писал.
1850-1860-е гг. Из чудиков-художников превращаются в признанные авторитеты. Появляются подражатели. Сами начинают преподавать – колледж для тех, кто хочет получить образование, художественное, в зрелом возрасте.
Важная личность – Уильям Моррис. Был уроженцем Оксфорда, самого готического города Англии. Познакомился с Россетти, даже брал у него уроки живописи. Но недостаточно таланта живописца, зато талант дизайнера. Он знакомится со своей будущей женой, она девушка из другой социальной среды – мезальянс. Выстраивает Красный дом Морриса. Вся обстановка делалась по рисункам Морриса и его друзей. Моррис образовывает собственную фирму, где участвуют многие художники – производят гобелены, изразцы, обои. Считается, что они прародители современного дизайна, но это всё дорогостоящие вещи, сделанные по частному заказу. Более того, это всё ручной труд. Заказчиками были королевская семья и высокопоставленные граждане.
Россетти отказывается от современных тем – Данте, цикл короля Артура. Любит подчёркивать своё итальянское происхождение. Бесконечные изображения Джейн Моррис. Россетти – любовь с женой Морриса. Она является идеалом красоты и музой художника. Есть понятие «прерафаэлитский тип женской красоты». Он везде легко угадывается: плотные чувственные губы, огромная копна волос.
Д. Россетти. Прозерпина. Наряжает жену Морриса в разные костюмы.
В 1870-х гг. прерафаэлиты уходят со сцены.