Кафедра экономики и маркетинга

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МАРКЕТИНГА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения практических занятий
по дисциплине

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКАХ ЭНЕРГИИ

вариативной части общенаучного цикла

 

для студентов всех форм обучения

 

Направление подготовки: 13.04.01 – Теплоэнергетика и теплотехника ______ (код и наименование направления / специальности)
Магистерская программа: Энергетический менеджмент __________________ (наименование профиля / магистерской программы / специализации)
Уровень образования: магистратура _______________________________ (бакалавриат, магистратура, специалитет)

 

 

Донецк


ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МАРКЕТИНГА

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения практических занятий
по дисциплине

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКАХ ЭНЕРГИИ

вариативной части профессионального цикла

 

для студентов всех форм обучения

 

Направление подготовки: 13.04.01 – Теплоэнергетика и теплотехника ______ (код и наименование направления / специальности)
Магистерская программа: Энергетический менеджмент __________________ (наименование профиля / магистерской программы / специализации)
Уровень образования: магистратура _______________________________ (бакалавриат, магистратура, специалитет)

 

 

Рассмотрено

на заседании кафедры

экономики и маркетинга

Протокол № _ 1 _ от «_ 31 _» «__ августа __» 2017 г.

 

Утверждено на заседании

учебно-издательского совета

ГОУ ВПО ДОННТУ

Протокол № ___ от «____» «__________» 2017 г.

 

Донецк


УДК 338.516.46

 

Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «Ценообразование на рынках энергии» для студентов всех форм обучения направления подготовки 13.04.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»: магистерская программа «Энергетический менеджмент» / сост. А. Г. Виноградов. – Донецк: ДОННТУ, 2017. – 47 с.

 

В методических рекомендациях изложены общие положения и тематическое содержание практических занятий по учебной дисциплине. Методические рекомендации содержат тематические практические задания и целевые методические рекомендации по их выполнению. По каждому заданию приводятся краткие теоретические сведения и контрольные вопросы для обсуждения.

 

Составитель

А. Г. Виноградов, старший преподаватель

 

 

Ответственный за выпуск

А. А. Кравченко, к.т.н., доцент

 

© А. Г. Виноградов


Содержание

1. Введение.. 5

2. Общие положения.. 6

3. Тематическое содержание практических занятий.. 9

4. Список рекомендованной литературы... 10

Тема 1. Укрупненные расчеты себестоимости производства, передачи и распределения электроэнергии.. 12

Занятие 1. Себестоимость энергии как основа формирования тарифов на энергию.. 12

Занятие 2. Расчетная работа 1 по теме «Укрупненные расчеты себестоимости производства, передачи и распределения электроэнергии». 16

Тема 2. Внедрение дифференцированных по времени тарифов на розничном рынке электроэнергии.. 22

Занятие 3. Основы ценообразования на энергию в рыночных условиях. 22

Занятие 4. Расчетная работа 2 по теме «Внедрение дифференцированных по времени тарифов на розничном рынке электроэнергии». 26

Тема 3. Формирование тарифов на энергию... 32

Занятие 5. Маржинальное ценообразование на энергетическом рынке. 32

Занятие 6. Аналитическое задание на тему «Обзор состояния отдельных вопросов ценообразования на рынках энергии». 35

Тема 4. Государственное регулирование тарифов на электроэнергию... 38

Занятие 7. Система регулирования цен в энергетике. Основные направления регулирования. Органы регулирования. 38

Тема 5. Механизм формирования розничных тарифов на электроэнергию 41

Занятие 8. Исследование розничных тарифов на электроэнергию.. 41

 

 


Введение

Энергетика является важнейшей составной частью топливно-энергетического комплекса страны и пронизывает все сферы национального хозяйства. Она обладает рядом специфических черт, делающих ее непохожей ни на одну другую отрасль промышленности.

Основная общественная функция энергетики как базовой инфраструктурной отрасли национального хозяйства заключается в предоставлении комплекса услуг по энергоснабжению потребителей электрической и тепловой энергией.

Становление рыночных отношений в энергетике имеет свою специфику, поскольку полноценной конкурентной рыночной среды (как, например, на рынке машин или одежды) здесь создать невозможно.

Ввиду однородности продукции энергетической отрасли ценовые факторы (тарифы) в энергетике играют значительно большую роль, чем в других отраслях.

Дисциплина «Ценообразование на рынках энергии» рассматривает теоретические и практические аспекты мирового и национального тарифообразования на энергию.

Изучение дисциплины позволит:

1) дать студентам представление о ценообразовании как об основном механизме функционирования энергетического рынка;

2) сформировать комплексное представление о ценообразовании в энергетике с позиций экономической теории, энергетического менеджмента и маркетинга;

3) адаптировать базовые понятия общих курсов применительно к особенностям электроэнергетического производства и ценообразования на рынках энергии.

Выполнение практических заданий по дисциплине способствует формированию у студентов знаний по современным концепциям в организации энергетического рынка, экономическим основам и проблематике ценообразования на энергетических рынках. Для этого во время практических занятий студентам предлагается выполнить цикл практических работ, что способствует усвоению теоретического материала, приобретению студентами практических навыков.

В методических рекомендациях для проведения практических занятий по учебной дисциплине излагается сущность, последовательность заданий и методика их выполнения.

Методические рекомендации разработаны на основании учебного плана направления подготовки 13.04.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»: магистерская программа «Энергетический менеджмент» и рабочей программы дисциплины.

 


Общие положения

Практическое занятие – вид учебного занятия, на котором преподаватель организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умение их практического применения путем индивидуального решения студентом поставленных задач или выполнения сформулированных заданий.

Практическое занятие проводится со студентами, количество которых не превышает одну академическую группу.

Проведение практического занятия основывается на предварительно подготовленном преподавателем методическом материале – наборе задач и заданий разной сложности для решения их студентами.

На практических занятиях согласно прорабатываемой теме студентам предлагается выполнить ряд упражнения (заданий), что способствует усвоению теоретического материала, приобретению студентами практических навыков и качественному выполнению работ индивидуального домашнего задания.

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в выполнении заданий, предлагаемых к выполнению на практических занятиях, и содержат по каждой тематической работе контрольные вопросы для обсуждения, описание сущности заданий, исходные данные, краткие теоретические сведения, последовательность и методику выполнения заданий, необходимые примеры и пояснения.

Тематика практических занятий охватывает основные темы дисциплины. Задания взаимозависимы, сгруппированы по тематическому направлению и требуют для своего выполнения кроме знаний теоретического материала также базовых знаний компьютерной техники (MS Office).

Каждая тематическая работа содержит несколько вариантов исходных данных.

Номер варианта определяется для студентов дневной формы обучения последней цифрой порядкового номера студента по журналу.

Практические занятия носят сквозной и взаимосвязанный характер. Это означает, что знания, умения и навыки, приобретенные в ходе выполнения заданий предыдущих практических работ, используются на последующих занятиях.

Этапами подготовки и проведения практического занятия являются:

- проведение текущего контроля подготовленности студентов к выполнению конкретной работы;

- выполнение конкретных заданий в соответствии с запланированной тематикой;

- оформление индивидуального отчета по выполненной работе и его защита перед преподавателем;

- оценивание преподавателем результатов работы студента.

 

Подготовка студентов к практическим занятиям заключается:

- в изучении теоретического материала дисциплины по конспекту лекций и по рекомендованной преподавателем учебной и специальной тематической литературе по теме занятия;

- в ознакомлении с темой и целью занятия, вопросами и содержанием заданий (задач, упражнений, ситуаций) до начала занятия.

 

При подготовке студентов к практическому занятию необходимо обратить внимание на следующее:

- тема занятия;

- цель занятия;

- контрольные вопросы;

- содержание заданий.

 

В начале практического занятия студенты отвечают на контрольные вопросы. В ходе тестирования уясняется сущность ключевых понятий, терминов и определений теоретического материала.

Для приобретения практических навыков студентам предлагается выполнить на практических занятиях ряд заданий, которые состоят из задач, упражнений и ситуаций по прорабатываемой теме. Учебный процесс организуется по синхронной поточно-групповой схеме. Ключевые методические вопросы заданий отрабатываются непосредственно на практических занятиях групповым и индивидуальным методом и нуждаются в дальнейшей проработке дома. Оформление индивидуального отчета по выполненной работе также выполняется дома.

Несколько советов:

- начинайте решение задачи с ее уяснения через уяснение сущности конкретных понятий, определений, терминов;

- методика решения конкретной задачи может приводиться в данных рекомендациях, в конспекте лекций или в учебной литературе. В некоторых случаях предлагается самостоятельно составить методику решения, что является, как правило, следствием теоретического уяснения;

- разберитесь в методике решения задачи, что избавит вас от механического выполнения задания;

- выполните работу самостоятельно, что даст вам необходимые навыки и позволит достичь цели обучения.

 

Отчетность по каждой выполненной тематической работе включает:

- демонстрацию на компьютере полученных результатов и приобретенных умений;

- оформление отдельного письменного индивидуального отчета, который подлежит защите в индивидуальном порядке.

 

Рекомендуется следующая структура индивидуального отчета по выполненной работе:

- титульный лист с обязательным указанием номера по журналу (номера зачетной книжки), а также принятого к исполнению варианта;

- лист задания согласно выбранному варианту (дословно копируется с методических рекомендаций, включая индивидуальные исходные данные согласно выбранному варианту);

- контрольные вопросы и ответы на контрольные вопросы по форме «вопрос – ответ»;

- расчетно-пояснительная часть, основными структурными элементами которой являются полученные результаты (в том числе скриншоты экрана монитора компьютера), результаты расчетов (аналитические, графические), формулы, таблицы, необходимые пояснения по работе.

Таблицы (диаграммы) обеспечиваются надписями (подписями).

Все величины, которые приводятся в таблицах, на диаграммах, а также все расчетные значения должны приводиться с соответствующей единицей измерения.

 

Требования к знаниям и умениям, которыми должен владеть студент после выполнения заданий практических занятий, приведены к каждой работе отдельно.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: