double arrow

Занятие 3. Основы ценообразования на энергию в рыночных условиях

 

Цель: рассмотрение базовых вопросов формирования цены продукции, в том числе энергетической.

 

В результате выполнения работы студент должен знать:

- основы рыночного ценообразования, виды цен;

- структуру цены и характеристики ее элементов.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- определять структуру рыночной цены.

Контрольные вопросы

1. Что такое тариф на энергию?

2. Какова роль тарифа в экономическом взаимоотношении между продавцами и потребителями электрической энергии?

3. Перечислите требования, предъявляемые к тарифам на электроэнергию.

4. Укажите области применения одноставочных, двухставочных, зонных тарифов.

5. Перечислите и охарактеризуйте действующие в стране системы тарифов на электрическую энергию.

6. Что такое франко-цена?

7. Что такое тарифообразование и каковы его задачи в области энергоиспользования?

Задание

Решение задач по заданию преподавателя.

 

В отчете по работе должны быть приведены ответы на контрольные вопросы, представлены образцы первичных и результирующих документов, приведены диаграммы и сделаны выводы.

Краткие теоретические сведения

Электрическая и тепловая энергия реализуются потребителям по тарифам, представляющим собой разновидность цен преимущественно за оказываемые услуги с применением определенной системы ставок. Тарифы отличаются от цен на вещественную продукцию относительно большей устойчивостью, более сложным дифференцированием ставок и в большей степени подвержены государственному регулированию. Тарифы отражают сумму всех затрат предприятия на производство и продажу продукции, обеспечивая прибыль. Тарифы устанавливаются не только на энергию, но и на воду и газ.

В практике всех промышленно развитых стран при формировании цен на энергию используется затратный метод (цена равна себестоимости плюс норма прибыли). В ДНР тарифообразование также строится на затратном принципе. В развитых странах тарифы дифференцируются по группам потребителей в зависимости от издержек на производство, передачу и распределение энергии, поскольку энергообеспечение потребителей, подключенных к высоковольтному напряжению, сопряжено с меньшими издержками, чем энергообеспечение низковольтных потребителей, например, коммунально-бытового сектора.

Тарифы на теплоэнергию также дифференцируются: во-первых, по видам теплоносителя (пар или горячая вода), во-вторых, по параметрам, по удаленности от источника теплоснабжения и т.д.

В настоящее время для расчетов с потребителями в ДНР в качестве базовых применяются одноставочные тарифы на электроэнергию. Размер платы определяется как произведение цены за единицу энергии на общее потребленное количество. Количество определяется по счетчикам, установленным у потребителей. Недостаток одноставочного тарифа – экономическая незаинтересованность потребителей в выравнивании графика за счет снижения пиков нагрузки. Плюсы – простота и понятность, минимум измерительных приборов.

Применение тарифов, различных по зонам суток, так называемых зонных тарифов, позволяет сократить энергопотребление на 5-10%, так как стимулирует потребителей снижать нагрузку в часы максимума энергосистемы и заполнять ночные провалы нагрузки.

Развитие тарифных систем во всей мировой практике направлено на гармонизацию интересов поставщиков, потребителей энергии и государства. В США, Франции, Великобритании и других экономически развитых странах тарифы дифференцированы по часам суток, по сезонам, по декадам месяца, что стимулирует как потребителей, так и производителей к выравниванию национальной кривой нагрузки.

Заявленная мощность (заявленный максимум) – величина электрической мощности, установленная договором на использование электроэнергии, которую предприятие получает в период максимальной нагрузки энергоснабжающей организации.

Тарифы – система ставок, по которым взимается плата за поставку тепловой и электрической энергии и услуги по ее передаче.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию –система основных ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).

Энергетическая составляющая себестоимости продукции –доля себестоимости продукции предприятия, затрачиваемая на приобретение и использование топлива и энергоресурсов.

 

Рекомендуемые задачи

 

1. Рассчитайте цену реализации при выявленном спросе на продукцию фирмы 500 ед., если издержки производства составляют 450 грн. на единицу продукции, в том числе переменные издержки 70 грн. Фирма предполагает получить прибыль в размере 45 тыс.грн.

 

2. Полная себестоимость производства изделия составляет 58 грн. Прибыль, предусмотренная в оптовой цене производителя, – 24 грн. Ставка налога на добавленную стоимость – 20%. Торговая надбавка с учетом НДС – 30%. Определить цену реализации изделия конечному потребителю. Как называется эта разновидность цены?

 

3. Годовой объем товарной продукции в оптовых ценах – 1,5 млн.грн., себестоимость единицы продукции – 1,2 тыс.грн., нормативная рентабельность производства 15%, стоимость производственных фондов 180 тыс.грн. Определите оптовую цену предприятия, если предприятие выпускает один вид продукции и не осуществляет внереализационную деятельность.

 

4. Себестоимость продукции 107 грн./ед. Годовой объем производства 100 тыс.грн., среднегодовая стоимость основных фондов 150 млн.грн., нормированных оборотных средств – 20 млн.грн. Нормативная рентабельность производства – 10%. Определите цену единицы продукции.

 

5. Определите рентабельность передачи электроэнергии через электрическую сеть при следующих условиях: годовой объем переданной электроэнергии – 10 млн. МВт·ч, постоянные издержки 60 млн.грн., что составляет 80% от общих расходов, тариф на передачу – 7 грн./МВт·ч.

 

6. Определите среднюю цену электроэнергии, потребленной металлургическим заводом, если расчеты с поставщиком электроэнергии проводятся по зонному тарифу, продолжительность пикового потребления – 6 часов, полупикового потребления – 11 часов, максимальная заявленная мощность предприятия – 850 МВт, полупиковый максимум – 370 МВт, ночная нагрузка – 680 МВт. Величину одноставочного тарифа принять самостоятельно.

 

7. Себестоимость производства электроэнергии при объеме 20 000 МВт·ч в сутки составила 15 коп./кВт·ч, в том числе топливная составляющая 9 коп./кВт·ч. При каком объеме производство электроэнергии станет нерентабельным, если оптовая цена производителя электроэнергии равна 20 коп./кВт·ч?

 

8. При каких условиях производство изделий будет прибыльным, если постоянные издержки 100 тыс.грн./год, переменные – 500 грн./шт., а оптовая цена изделия – 1,5 тыс.грн./шт.

 

9. Цена изделия, составляющая в первом квартале 200 тыс.грн., во втором квартале повысилась на 10%. Постоянные издержки составляют 2 млн.грн. Удельные переменные издержки равны 60 тыс.грн. Как изменение цены повлияет на критический объем производства?

 

10. Основной задачей ценовой политики бизнес-плана предприятия, специализирующегося на изготовлении электротехнического изделия, является ежегодное получение целевой прибыли в размере 400 тыс.грн. Средний уровень цен аналогичной продукции на рынке колеблется от 300 грн. до 400 грн. Постоянные издержки равны 735 тыс.грн. Переменные издержки в расчете на единицу продукции составляют 280 грн. Мощность предприятия – 10 000 изделий в год. Обоснуйте диапазон желаемых цен предложения (без НДС) и соответствующий диапазон объемов выпуска для достижения поставленной цели.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: