double arrow

ТЕМА 1. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Н.Н. Балашова

Е.М. Егорова

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Учебное пособие

 

 

 

Волгоград 2015

УДК 657

ББК 65.052.2

Е 20

Балашова Н.Н.

Егорова Е.М.

Е20Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебное пособие / ФГБОУ ВО «Волгоградский ГАУ». Волгоград, 2015. 255 с.

 

ISBN

Рассматриваются актуальные вопросы организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Отражены особенности организации учета финансовых и нефинансовых активов, обязательств, а также финансового результата деятельности бюджетных учреждений. Освещаются вопросы санкционирования расходов бюджетов и формирования бухгалтерской отчетности. Приведены примеры.

Для подготовки бакалавров экономики, специалистов в области экономической безопасности, аспирантов, преподавателей, а также руководителей и специалистов бюджетных учреждений.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ТЕМА 1.ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1. Бюджетное учреждение: основные понятия, правовой статус

1.2. Из истории развития бюджетного учета




1.3. Правовое регулирование, принципы и задачи бухгалтерского учета в бюджетном учреждении

1.4. Организация бухгалтерского учета в бюджетном учреждении

1.5. Бюджетная классификация РФ - аналитическая основа бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

1.6. Казначейская система исполнения бюджетов

ТЕМА 2.УЧЕТ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Классификация нефинансовых активов

2.2. Учет основных средств

2.3. Учет нематериальных активов

2.4. Учет непроизведенных активов

2.5. Учет амортизации

2.6. Учет материальных запасов

2.7. Учет вложений в нефинансовые активы

2.8. Учет нефинансовых активов в пути

ТЕМА 3.УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

3.1. Классификация финансовых активов

3.2. Учет денежных средств учреждения

3.3. Учет финансовых вложений

3.4. Учет расчетов по доходам

3.5. Учет расчетов по выданным авансам

3.6. Учет расчетов по кредитам и займам

3.7. Учет расчетов с подотчетными лицами

3.8. Учет расчетов по ущербу имуществу

3.9. Учет прочих расчетов с дебиторами

3.10. Учет вложений в финансовые активы

ТЕМА 4.УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

4.1. Классификация обязательств

4.2. Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам

4.3. Учет расчетов по принятым обязательствам

4.4. Учет расчетов по платежам в бюджеты

4.5. Учет прочих расчетов с кредиторами

ТЕМА 5. УЧЕТ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА

5.1. Учет доходов и расходов текущего финансового года

5.2. Учет финансового результата прошлых отчетных периодов

5.3.Учет доходов и расходов будущих периодов

ТЕМА 6. САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ



6.1. Основные этапы санкционирования расходов бюджетов

6.2. Учет санкционирования расходов бюджетов

ТЕМА 7. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

7.1. Общие положения, значение и качественные характеристики отчетности

7.2. Состав бюджетной отчетности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Главной задачей проводимой бюджетной реформы является создание новой модели управления государственными финансами.

Современная система управления государственными финансами (управление бюджетом) должна обеспечить прозрачность и стабильность бюджетных процессов, конкурентоспособность и высокое качество производимых товаров, выполняемых работ и услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относящимися к государственному сектору, эффективность и рациональность всех бюджетных расходов.

В силу глобализации и интеграции мировой экономики, для российских государственных финансов необходимо в полной степени соответствовать лучшим мировым стандартам государственного управления.

Таким образом, очевидна необходимость сближения системы бюджетного учета в РФ, как одной из основных в структуре государственного управления, с коммерческим учетом, Международными стандартами финансовой отчетности в общественном секторе, разработанными Международной Федерацией Бухгалтеров и Руководством по статистике государственных финансов МВФ.

Современный бюджетный процесс должна сопровождать такая система бюджетного учета и отчетности, которая могла бы отслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении бюджетных программ.



Подобная система учета даст возможность объективно оценивать активы и обязательства муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и собственно Российской Федерации.

Именно на реализацию указанных требований к учету направлены разработанные в последнее время нормативно-законодательные акты, регулирующие бюджетный учет и определяющие его основные критерии (интеграция с бюджетной классификацией; объединение учета исполнения бюджета и учета в бюджетных, казенных и автономных учреждениях; использование метода начислений):

Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;

Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»;

Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;

Приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

Приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»;

Приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;

другие.

Эти документы по бюджетному учету системно характеризуют все учетные объекты и совершаемые с ними операции.

С реформированием бюджетной системы национальная система бюджетного учета в Российской Федерации становится на один уровень с передовыми образцами систем бюджетного учета других стран. Это должно позволить формировать не только собственно бюджетную отчетность Российской Федерации, понятную внутренним пользователям, но и финансовую отчетность в общепринятом смысле этого слова, которая станет понятной широкому кругу внешних, в т.ч. международных, пользователей.

В учебном пособии приведены организационно-методические основы бухгалтерского учета в бюджетном учреждении; рассмотрены основные объекты бюджетного учета (финансовые и нефинансовые активы, обязательства, финансовый результат, включая доходы и расходы), операции, приводящие к изменению имущества, обязательств, финансового результата и чистых активов; операции по санкционированию расходов бюджетов; приведены примеры хозяйственных операций и корреспонденция счетов.

Пособие может быть использовано студентами вузов, изучающими бухгалтерский учет, и специалистами в области бюджетного учета.


ТЕМА 1. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ







Сейчас читают про: