Организация бухгалтерского учета в бюджетном учреждении

Необходимость ведения бухгалтерского учета в организациях различных видов деятельности, в том числе и бюджетных учреждениях, определена Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и БК РФ.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» в бюджетных учреждениях не применяется. Тем не менее, требование обязательного формирования «учетной политики», а также правила ее составления закреплены в Законе о бухгалтерском учете и каких - либо исключений для бюджетных учреждений не предусмотрено.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета под учетной политикой бюджетного учреждения понимается принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни.

Учреждение организует бухгалтерский учет в соответствии с нормативно-законодательными актами РФ, определяющими единую государственную учетную политику для бюджетных учреждений. Однако в инструкции недостаточно полно отражены организационные и методические особенности учетной политики бюджетного учреждения.

Принятая учетная политика утверждается приказом руководителя бюджетного учреждения и применяется последовательно из года в год.

Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий его деятельности.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета, изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности учреждение объявляет об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Учетная политика бюджетного учреждения включает в себя организационную и методическую составляющие.

Организационная составляющая учетной политики бюджетного учреждения должна включать в себя следующую информацию: организация бухгалтерской службы; график документооборота; формы первичных учетных документов; форма бухгалтерского учета и учетных регистров; создание номенклатуры дел и организация хранения документов; технология обработки учетной информации; порядок и сроки проведения инвентаризации; рабочий план счетов; постановка бухгалтерского учета в филиалах; порядок внутреннего контроля за хозяйственными операциями.

Организация бухгалтерской службы. Руководители учреждений несут ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово - хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации.

В соответствии с законодательством существуют следующие варианты организации бухгалтерской службы в бюджетном учреждении:

бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

передача ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии;

передача ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности по договору (соглашению) другому учреждению.

Деятельность бухгалтерии должна регламентироваться следующими организационно-распорядительными документами: положением о бухгалтерии, должностными инструкциями работников бухгалтерии, штатным расписанием бухгалтерии. В положении о бухгалтерии подробным образом излагаются цели, задачи, функции, права и обязанности, взаимоотношения и организация труда работников бухгалтерии.

В обязанности бухгалтерских служб входит:

ведение учета в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области учета, анализа, аудита;

осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров лимитам бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета;

своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;

контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением и системными указаниями по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, а также за сохранностью финансовых и нефинансовых активов в местах их хранения и эксплуатации;

начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам учреждений, стипендий учащимся, студентам, аспирантам в образовательных заведениях;

своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения бюджетов в пределах санкционированных расходов, с организациями и отдельными физическими лицами;

ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;

отражение по методу начисления результатов финансовой деятельности учреждения по бюджетной и внебюджетной деятельности;

ведение учета сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований в разрезе кодов доходов и расходов бюджетной классификации РФ;

контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно - материальных и других ценностей;

проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;

широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ;

составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;

составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов к ним;

ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб;

хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и т.п. как на бумажных, так и на машинных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела;

участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете.

Штатный состав бухгалтерии рассчитывается в зависимости от специфики деятельности учреждения и от объема учетной информации на основании Межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях, утвержденных постановлением Минтруда России от 26.09.95 №56.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бюджетного учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Все работники бюджетного учреждения, а при централизации учета – все обслуживаемые учреждения обязаны выполнять требования главного бухгалтера в части оформления и предоставления в бухгалтерию необходимых документов, сведений. Права и обязанности главного бухгалтера отражены в «Положении о главных бухгалтерах», утвержденном постановлением Совмина СССР от 24.01.1980г. №59 (с изменениями и дополнениями) и в ФЗ «О бухгалтерском учете» от № 402-ФЗ от 06 декабря 2011г.

Распределение служебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, то есть за каждой группой работников или отдельным работником, в зависимости от объема работ, закрепляется определенный участок. В бухгалтериях, как правило, создаются следующие группы: финансовая, материальная, расчетов и т.д. В зависимости от объема работ из финансовой и материальной групп могут быть выделены следующие группы: оперативно - финансовая, расчетных операций, основных средств, продуктов питания и т.д.

В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может быть возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально ответственных лиц и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.

Главный бухгалтер разрабатывает и утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии.

Должностные инструкции составляются для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения полномочий работников, определения их функций, прав, обязанностей, ответственности, подчиненности и др. Наличие должностной инструкции позволит правильно организовать труд работников бухгалтерии и обеспечить четкое и грамотное выполнение учетных функций.

Основные должностные обязанности и квалификационные характеристики бухгалтеров и главного бухгалтера определены в Сборнике тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 06.06.96 № 32 (с изменениями и дополнениями) и в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21.08.98 №37 (действующая редакция от 12.02.2014).

При централизации бухгалтерского учета централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об исполнении смет доходов и расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.

График документооборота. Документооборот в учреждении – это сложная система, требующая постоянного контроля и регулирования. Он оказывает значительное влияние на эффективность деятельности учреждения, является залогом обеспечения полноты и достоверности бухгалтерской информации.

Понятие документооборот включает в себя составление графика движения документов в учреждении с момента их создания или получения до принятия к учету, обработки, завершения исполнения, передачи в архив.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя учреждения.

График должен устанавливать в учреждении рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей, работающих с каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, в учреждении, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ.

График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Все структурные подразделения, входящие в состав учреждения, а также учреждения, обслуживаемые централизованными бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию, согласно графику документооборота, необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся непосредственно к исполнению сметы доходов и расходов, а также всякого рода договоры, акты выполненных работ и др.).

При составлении графика документооборота главному бухгалтеру необходимо применять Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином РФ и соблюсти следующие требования: первичные учетные документы, принимаемые бухгалтерией, должны иметь все обязательные реквизиты; при приеме документов должна осуществляться проверка арифметических вычислений; документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов; все исправления в документах должны быть заверены подписями лиц, ответственных за их составление, с указанием даты исправления; по любой сделке должны быть предъявлены все необходимые документы (договор и дополнения к нему, накладная или акт о выполнении, счет-фактура, платежное поручение).

Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников учреждения, а при централизации учета - для всех обслуживаемых учреждений.

Формы первичных учетных документов. Все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Оправдательными документами служат первичные учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н
«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых бюджетными учреждениями, а также Методические указания по применению форм документов и регистров учета.

Согласно этому приказу, в бюджетном учреждении применяются унифицированные формы первичных учетных документов Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД): класса 03 «Унифицированные формы первичной учетной документации» (таблица 2), класса 04 «Унифицированная система банковской документации» (таблица 3), класса 05 ОКУД «Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций» (таблица 4). В случае использования неунифицированных форм первичной учетной документации необходимо руководствоваться требованиями финансового и гражданского законодательства к оформлению первичных документов.

Таблица 2 - Формы документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД

№ п/п Код формы Наименование формы документа
    Табель учета рабочего времени
    Расчетная ведомость
    Платежная ведомость
    Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
    Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
    Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
    Акт о списании автотранспортных средств
    Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
    Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
    Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
    Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
    Приходный кассовый ордер
    Расходный кассовый ордер
    Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров
    Акт о приемке материалов
    Требование-накладная
    Накладная на отпуск материалов на сторону
    Путевой лист строительной машины
    Путевой лист легкового автомобиля
    Путевой лист специального автомобиля
    Путевой лист грузового автомобиля
    Путевой лист грузового автомобиля
    Путевой лист автобуса не общего пользования

 

Таблица 3- Формы документов класса 04 «Унифицированная система банковской документации» ОКУД

N п/п Код формы Наименование формы документа
    Платежное поручение
    Объявление на взнос наличными

Таблица 4 - Формы документов класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации государственного сектора управления» ОКУД

№ п/п Код формы Наименование формы документа
    Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря
    Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда
    Меню-требование на выдачу продуктов питания
    Ведомость на выдачу кормов и фуража
    Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения
    Акт о списании материальных запасов
    Расчетно-платежная ведомость
    Платежная ведомость
    Карточка-справка
    Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы
    Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях
    Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам
    Квитанция
    Кассовая книга
    Табель учета посещаемости детей
    Извещение
    Акт о списании бланков строгой отчетности
    Уведомление по расчетам между бюджетами
    Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях)
    Справка
    Акт о результатах инвентаризации
    Акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса
    Справка о финансировании и кассовых выплатах

 

Первичные учетные документы для придания им юридической силы должны иметь следующие реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки (включая случаи составления документов с применением средств автоматизации и передачи их в системах телекоммуникаций).

Форма бухгалтерского учета и учетных регистров. Под формой бухгалтерского учета принято понимать определенное сочетание построения и взаимосвязи регистров, а также порядок и способы регистрации и группировки в них учетной информации. Ранее в бюджетных учреждениях применялась мемориально-ордерная форма учета, а в связи с выходом новых инструкций бюджетное учреждение обязано применять новую форму учета, приближенную к журнально-ордерной, но не являющейся таковой, т.к. не предусмотрен кредитовый порядок перенесения оборотов в Главную книгу.

Для систематизации первичных данных учета предназначены регистры бухгалтерского учета, которые определены Приказом Минфина РФ № 173н. К ним отнесены журналы, книги, карточки и иные формы.

К регистрам синтетического учета в рамках системы бюджетного учета относятся: журнал операций по счету «Касса»; журнал операций с безналичными денежными средствами; журнал операций расчетов с подотчетными лицами; журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками; журнал операций расчетов с дебиторами по доходам; журнал операций расчетов по оплате труда; журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов; журнал по прочим операциям; журнал по санкционированию; главная книга.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим данный регистр.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

Причем проверенные и принятые к учету первичные учетные документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются раздельными журналами операций за счет бюджетных средств и средств, полученных из внебюджетных источников.

При наличии технической возможности регистры учета могут формироваться на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную цифровую подпись.

В случае комплексной автоматизации бухгалтерского учета (а именно ведения учета с использованием программных продуктов) формирование регистров учета должно осуществляться с периодичностью, установленной в рамках учетной политики, но не реже периодичности, установленной для составления и представления бухгалтерской отчетности. В данном случае рекомендуется регистры учета выводить на печать ежемесячно.

Ошибки, обнаруженные в регистрах бюджетного учета, исправляют в порядке, действующем в коммерческом учете.

Исправления ошибок оформляют Справкой (ф. 0504833), в которой делают ссылку на номер и дату исправляемого журнала операций.

В кассовых и банковских документах исправления не допускаются.

Создание номенклатуры дел и организация хранения документов. По истечении каждого отчетного месяца первичные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. Если документов немного, их можно брошюровать за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке указывают: наименование учреждения; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период - год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; общее количество листов.

Первичные учетные документы брошюруются в бухгалтерии по участкам учета в хронологическом порядке по номерам пачек за месяц. Выходные формы документов хранятся отдельно по каждому разделу учета и соответствующему субсчету.

Первичные учетные документы, регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или шкафах.

Если документы пропали или уничтожены, руководитель учреждения назначает комиссию по расследованию причин происшедшего.

При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов. Результаты работы комиссии оформляют актом, который утверждает руководитель учреждения. Копию акта направляют в вышестоящее учреждение.

Требования к хранению документов определены ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете». Так, организации обязаны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Конкретные сроки хранения документов приведены в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержден Росархивом 6 октября 2000 г.) и в Основных правилах работы ведомственных архивов, утвержденных приказом Главного архивного управления при Совмине СССР от 15 августа 1998 г. №263 (в редакции последних изменений от 6 октября 2000 г.).

В соответствии с этими документами установлены следующие сроки хранения для отдельных первичных учетных документов, регистров учета и форм отчетности: бухгалтерские балансы и отчеты, приложения и пояснения к ним: для годовых – постоянно, для квартальных – 5 лет; отчет об исполнении сметы расходов: для годовых – постоянно, для квартальных – 5 лет; первичные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции (кассовые, банковские документы, квитанции, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты, табели, акты и т.д.) – 5 лет; лицевые счета работников – 75 лет; доверенности на получение материальных ценностей и денежных сумм – 5 лет; документы о переоценке основных фондов, определении амортизации, оценки стоимости имущества организации – постоянно.

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики должны храниться не менее пяти лет после того года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. При формировании, хранении и дальнейшем использовании дел учреждения руководствуются ведомственными инструкциями.

Ответственность за организацию хранения первичных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Технология обработки учетной информации. Компьютеризированный бухгалтерский учет является одним из основных эффективных методов управления бюджетным учреждением. В современных условиях рынок программных продуктов для ведения бухгалтерского учета широк. Бюджетное учреждение в учетной политике отражает характеристики используемых бухгалтерской компьютерной программы и информационно-справочной системы.

Порядок и сроки проведения инвентаризации. ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» рассматривает проведение инвентаризации имущества и обязательств организации как одно из обязательных условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

В настоящее время инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с порядком, установленным приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (ред. от 08.11.2010).

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится также в соответствии с Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001г. № 68н и «Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности», утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. №731.

Инвентаризация прав на результаты научно-технической деятельности и их стоимостная оценка осуществляются с учетом положений постановления Правительства РФ от 14 января 2002г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» и совместного распоряжения Минимущества России, Минпромнауки России и Минюста России от 22 мая 2002 г. №1272-р/Р-8/149 «Об утверждении Методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности».

Инвентаризация библиотечного фонда проводится в соответствии с письмом Минфина России от 04.11.1998 № 16-00-16-198 «Об инвентаризации библиотечных фондов».

Инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества бюджетного учреждения, бюджетных средств и средств, полученных от внебюджетных источников, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате проведения инвентаризации, и данными бухгалтерского учета, что в конечном итоге способствует повышению достоверности информации при формировании отчетных показателей о результатах деятельности учреждения.

По обязательности проведения инвентаризация может быть обязательной и инициативной; по периодичности проведения – плановой и внеплановой; по степени охвата проверяемых объектов – полная и частичная; по методу проведения – натуральная и документальная.

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, продаже; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года); при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации учреждения; в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

По отдельным активам и обязательствам представляется целесообразным проводить инвентаризацию чаще, чем один раз в год, например:

ежеквартально – дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

ежемесячно – наличных денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности в кассе учреждения, остатков производственных запасов, сырья, материалов, ГСМ и других товарно-материальных ценностей, состояния расчетов с обособленными подразделениями учреждения.

Сроки проведения инвентаризации библиотечного фонда следующие:

наиболее ценные фонды, хранящиеся в сейфах, – ежегодно;

редчайшие фонды – один раз в 3 года;

ценные фонды – один раз в 5 лет.

фонды библиотек, содержащие:

до 100 тыс. учетных единиц – один раз в 5 лет;

от 100 до 200 тыс. учетных единиц – один раз в 7 лет;

от 200 тыс. до 1 млн. учетных единиц – один раз в 10 лет;

свыше 1 млн. учетных единиц – поэтапно в выборочном порядке с завершением проверки всего фонда в течение 15 лет.

Для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств приказом руководителя учреждения назначается инвентаризационная комиссия.

Результаты инвентаризации оформляются:

инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) ф. 0504087 - по объектам нефинансовых активов;

актом инвентаризации наличных денежных средств в кассе (ф. 0504088) - по наличным денежным средствам;

инвентаризационной описью ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. 0504086) - по ценным бумагам и бланкам документов строгой отчетности;

актом инвентаризации расчетов по дебиторской задолженности покупателей, поставщиков, по выданным авансам (ф. 0504089) - по расчетам.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в установленном законом порядке.

План счетов. План счетов бюджетного учета включает в себя пять разделов: 1) нефинансовые активы; 2) финансовые активы; 3) обязательства; 4) финансовый результат; 5) санкционирование расходов бюджетов.

Образец формы баланса бюджетного учреждения приведен в таблице 5.

Таблица 5 -ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

АКТИВ ПАССИВ
Содержание статьи Сумма, тыс. руб. Содержание статьи Сумма, тыс. руб.
1.Нефинансовые активы   3.Обязательства  
2.Финансовые активы   4.Финансовый результат  
___________   5.Санкционирование расходов  
Баланс   Баланс  

 

План счетов бюджетного учета предусматривает отражение текущих, инвестиционных, финансовых операций, как по кассовому методу учета, так и по методу начисления.

Первый и второй разделы представлены активными счетами; третий, четвертый и пятый разделы – пассивными счетами. Активно-пассивных счетов в бюджетном учете нет.

Номер счета состоит из двадцати шести разрядов (таблица 6).

Таблица 6 - Форма счета бюджетного учета

 

Наименование счета Номер счета
Код
Ведомственной функциональной бюджетной классификации РФ Источника финанси- рования (вида дея-тельности) синтетического счета аналитического счета классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)
груп па вид
номера разряда
1-17                  
                     

В план счетов бюджетного учета интегрирована бюджетная классификация, что позволяет учитывать влияние хозяйственных операций на стоимость активов и обязательств бюджетного учреждения (фрагмент плана счетов представлен в приложении 3).

При формировании номера счета предусмотрено отражение кодов классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов и др. (1-17 разряды), вида деятельности (18 разряд), код синтетического и аналитического учета (19-23 разряды), код классификации операций сектора государственного управления (24-26 разряды).

Разряд 18 – код вида финансового обеспечения (деятельности) учреждения. Этот код может содержать в качестве вида финансового обеспечения и деятельности:

1-деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

2-приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 -средства во временном распоряжении;

4- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 - субсидии на иные цели;

6 - бюджетные инвестиции;

7 - средства по обязательному медицинскому страхованию.

Для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:

в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации):

8 - средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;

в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете:

9- средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

Так как План счетов содержит несколько тысяч наименований счетов и многие из них бюджетным учреждением не будут использоваться, то учреждению нужно разработать рабочий план счетов, оптимальный для отражения финансово-хозяйственных операций.

При утверждении рабочего плана счетов учреждение вправе вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в учете дополнительной информации, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

Перечень счетов забалансового учета представлен в приложении 4.

На забалансовых счетах учитываются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др. Учет на забалансовых счетах ведется по простой форме.

Все товарно-материальные ценности, а также арендованные основные средства, учтенные на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для ценностей, учитываемых на балансе.

Постановка бухгалтерского учета в филиалах. Если у бюджетного учреждения есть филиалы, оно должно определиться, каким образом будет организована учетная работа. Первый вариант - организация бухгалтерских служб в филиалах, второй - ведение учета в бухгалтерии головного отделения учреждения.

Порядок контроля за хозяйственными операциями. В бюджетном учреждении целесообразно создать службу внутреннего контроля за хозяйственными операциями, выполняющую контрольно-ревизионные функции.

Руководитель бюджетного учреждения права выбора между различными методами отражения в учете отдельных операций не имеет, поэтому описанные ниже методические аспекты учетной политики бюджетного учреждения будут одинаковыми для всех учреждений, но с некоторыми отраслевыми особенностями.

Методические составляющие учетной политики бюджетного учреждения сводятся к следующим:

учреждения расходуют бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово - бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию и рациональное использование нефинансовых и финансовых активов;

предусмотрен раздельный учет бюджетных и внебюджетных средств (ввиду различной экономической природы источников и как следствие этого – различных норм налогового регулирования);

интеграция с бюджетной классификации РФ плана счетов бюджетного учета позволяет на основе кодов классификации запасов активов, обязательств и потоков по операциям учитывать наличие активов и пассивов на начало отчетного периода, провести учет их изменений в результате финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период и отразить остатки на конец отчетного периода;

метод начисления, применяемый бюджетным учреждением, признает все операции в момент их возникновения, либо изменения экономической стоимости активов и обязательств (при методе начисления возникает понятие остатков (остатков нефинансовых, финансовых активов, остатков обязательств) и отдельно выделяются доходы и расходы). Метод начисления дает огромные возможности для управления, так как он представляет полную информацию о государственных активах и обязательствах;

нефинансовые активы (основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы) оцениваются по первоначальной стоимости,куда включаются любые расходы учреждения, связанные с приобретением, сооружением, доставкой и доведением этих активов до состояния, пригодного для эксплуатации;

метод оценки материалов при принятии их к учету – фактическая учетная стоимость;

метод списания материальных запасов – по средней фактической стоимости;

метод начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам - линейный.

Иные методы оценки материалов (ФИФО, по стоимости каждого объекта) и иные методы начисления амортизации (уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет полезного использования, пропорционально объему производства продукции и др.) в бюджетном учете не применяются.

К методическим аспектам учетной политики бюджетного учреждения следует также отнести:

порядок определения себестоимости выпускаемой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ;

порядок распределения накладных расходов (при выпуске нескольких видов продукции, оказании различных услуг, выполнении различных работ).

В бюджетном учреждении накладные расходы могут распределяться:

пропорционально заработной плате работников, занятых данным видом предпринимательской деятельности;

пропорционально стоимости израсходованных материалов;

пропорционально всей сумме прямых расходов.

Метод распределения прибыли в бюджетном учреждении заключается в следующем: прибыль может распределяться по двум фондам – фонду средств на материальное поощрение и социальные выплаты и фонду средств на содержание и развитие материально-технической базы.

Бюджетное учреждение, согласно действующему законодательству, не создает резервы по сомнительным долгам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: