Указанная дисциплина изучается в течение одного семестра, изучение курса завершается сдачей зачёта. Основными видами учебных занятий являются практические занятия и индивидуальные консультации. В ходе практических занятийрассматриваются основные понятия, содержание и методы ведения различных этапов статистического исследования, а так же связанные с ними практические вопросы; приобретаются навыки ведения статистического учета и отчетности, навыки расчета статистических показателей, умения обработки и анализа полученных статистических данных, а так же даются рекомендации для самостоятельной работы.
При подготовке к практическим занятиям каждый студент должен:
- изучить рекомендованную учебную литературу;
- изучить нормативно-правовые акты;
- самостоятельно ознакомиться с вопросами не рассмотренными на занятиях по пройденным темам.
В процессе подготовки к практическому занятию студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.
Научно-исследовательская работа студентов(НИРС) по проблемам, связанным со статистическим учетом, отчетностью, расчетом статистических показателей и анализом статистических данных, согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.
|
|
Вопросы, не рассмотренные на практических занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы.Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе практических занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме. Выделить непонятные термины, найти их толкование в указанной литературе. Вопросы, вызвавшие затруднения в ходе самостоятельной подготовки, следует выписать в тетрадь и впоследствии прояснить их в ходе практических занятий или индивидуальных консультаций с ведущим преподавателем.
Контрольное задание выполняется каждым студентом. Выполнение студентом контрольного задания – составная часть учебного процесса, одна из форм организации и контроля самостоятельной работы студента.
Задачами выполнения контрольного задания являются:
- закрепление и углубление знаний по соответствующей теме учебной дисциплины;
- формирование навыка самостоятельной работы по подбору и обработке литературы, нормативных правовых актов, изучению и анализу официальной статистической информации;
- контроль степени усвоения изученного материала.
Выполнение контрольного задания осуществляется поэтапно:
|
|
- ознакомление с заданием;
- подбор и изучение литературы, рекомендованной кафедрой по теме теоретического вопроса соответствующего варианта контрольного задания;
- использование статистических методов при выполнении расчетных практических заданий;
- оформление работы.
Структура оформления контрольного задания, выполняемого по вариантам, включает:
- титульный лист;
- содержание;
- теоретический вопрос;
- практические расчетные задания, которые выносятся в оглавление отдельно;
- список литературы, использованной в процессе написания работы.
Задание начинается с титульного листа [1].
После титульного листа следует содержание [2], в котором дается точное наименование каждого раздела с указанием страниц.
В содержании указывается наименование теоретического вопроса и практических заданий с указанием номеров страниц.
Ответ на теоретический вопрос должен демонстрировать продуманную структуру и логическую последовательность излагаемого материала, краткость и четкость формулировок. Ответ должен основываться на анализе действующих нормативных правовых актов, сводов унифицированных обычаев и правил, а также специальной литературы по теме. Студенту необходимо показать собственное понимание существа вопроса, проявить способность самостоятельной работы с источниками, формулировать и обосновывать выводы. Текст работы должен быть емким и содержать сжатое и, вместе с тем, достаточно полное изложение существа темы (до 10-12 страниц печатного текста). Ответ на практический вопрос предполагает умение и способность к аналитической работе, навыки использования справочно-правовых систем.
При этом работа не должна заключаться в дословном переписывании и механической компиляции источников, простом пересказе учебников и учебных пособий.
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 и является обязательной составной частью контрольного задания. При составлении списка литературы сначала приводится список нормативных правовых актов (по иерархии), а затем – список специальной юридической литературы в алфавитном порядке.
Выполняется практическое задание в электронной форме и на электронном носителе предоставляется преподавателю на проверку. При компьютерной верстке устанавливается полуторный интервал, размер шрифта 14, гарнитура Times New Roman, сноски печатаются 10 шрифтом.
Объем задания составляет 8-15 страниц текста со следующими параметрами страницы формата А4:
верхнее поле – 25 мм;
нижнее поле – 25 мм;
левое поле – 35 мм;
правое поле – 15 мм.
Нумерация страниц производится в верхней части листа (по центру или справа). Первая страница (титульный лист) не нумеруется.
Не допускаются вставки на полях и между строк.
Критериями при проверке данного задания являются: объем ответа (8 - 15 страниц), соответствие содержания поставленному вопросу и количество использованной литературы.
Номер варианта практического задания выбирается по последней цифре зачётной книжки студента. Если последняя цифра - 0, выбирается 10 вариант.
Варианты контрольных заданий
Вариант 1
1. Подготовьте развернутый ответ по вопросу «Статистическое наблюдение». Поясните, какие первичные документы статистического учета ведутся в районных судах.
2. Сведения о количестве дел искового производства мировых судей представлены в таблице
Категории дел искового производства | Кол-во дел, тыс. |
Всего: | |
в том числе: | |
семейные споры, | |
трудовые споры, | |
жилищные споры, | |
о защите прав потребителей | |
о защите наследственных прав |
Рассчитайте относительные величины характеризующие структуру совокупности.
3. Известны данные о количестве гражданских дел, рассмотренных судьями районного суда в течение месяца.
|
|
Число рассмотренных дел | |||||
Количество судей |
Определите среднюю нагрузку на судью, моду и медиану вариационного ряда.
4. Имеется вариационный ряд данных о распределении осужденных по возрасту.
Возраст | |||||||
Число осужденных |
Необходимо определить размах вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации возраста осужденных.
5. Динамика уличных преступлений в городе N представлена в таблице.
Годы | ||||||
Всего преступлений |
Рассчитайте показатели анализа динамики: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста. Расчет произведите цепным способом.
Вариант 2
1. Подготовьте развернутый ответ по вопросу «Статистическая сводка и группировка». Поясните разницу между статистическими понятиями сводка и группировка.
2. В населенном пункте N проживают 306 тыс. человек, из них 218 тыс. человек старше 14 лет. За прошедший год в городе N совершено 3507 преступлений, за которые осуждены 1214 человек. Определите коэффициент преступности и коэффициент судимости для населенного пункта.
3. Известны данные о количестве уголовных дел, рассмотренных судьями районного суда в течение месяца.
Число рассмотренных дел | |||||
Количество судей |
Определите среднюю нагрузку на судью, моду и медиану вариационного ряда.
4. Имеется вариационный ряд данных о распределении числа пострадавших в ДТП по возрасту.
Возраст | 1-5 | 6-10 | 11-15 | 16-20 | 21-25 | 26-30 | 31-35 |
Число раненых |
Необходимо определить размах вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации возраста пострадавших.
5. Динамика тяжких преступлений в городе N представлена в таблице.
Годы | ||||||
Всего преступлений |
Рассчитайте показатели анализа динамики: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста. Расчет произведите цепным способом.
|
|
Вариант 3
1. Подготовьте развернутый ответ по вопросу «Табличный метод представления статистической информации». Поясните отличительные особенности статистических таблиц.
2. Известны данные о количестве убийств в 1996 - 2000 гг.
Год | |||||
Кол-во убийств |
Рассчитайте относительные величины характеризующие динамику убийств базисным способом.
3. Известны данные о количестве административных дел, рассмотренных судьями районного суда в течение месяца.
Число рассмотренных дел | |||||
Количество судей |
Определите среднюю нагрузку на судью, моду и медиану вариационного ряда.
4. Имеется вариационный ряд данных о распределении числа пострадавших в ДТП по возрасту.
Возраст | 10-15 | 16-20 | 21-25 | 26-30 | 31-35 | 36-40 | 41-45 |
Число погибших |
Необходимо определить размах вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации возраста пострадавших.
5. Динамика применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел представлена в таблице.
Годы | ||||||
Количество раз |
Рассчитайте показатели анализа динамики: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста. Расчет произведите цепным способом.
Вариант 4
1. Подготовьте развернутый ответ по вопросу «Графический метод представления статистической информации». Поясните особенности выполнения статистических диаграмм.
2. Известны данные о количестве административных штрафов в 1996 - 2000 гг.
Год | |||||
Воронежская область | |||||
Курская область |
Рассчитайте относительные величины степени и сравнения. Сделайте вывод.
3. Известны данные о количестве гражданско-правовых споров, рассмотренных судьями районного суда в течение месяца.
Число рассмотренных дел | |||||
Количество судей |
Определите среднюю нагрузку на судью, моду и медиану вариационного ряда.
4. Имеется вариационный ряд данных о распределении уголовных дел по срокам рассмотрения в судебном заседании.
Сроки рассмотрения, дни | ||||||
Число дел |
Необходимо определить размах вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации срока рассмотрения уголовного дела.
5. Динамика осужденных за взятки в период с 1998 по 2003 годы представлена в таблице.
Годы | ||||||
Кол-во осужденных |
Рассчитайте показатели анализа динамики: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста. Расчет произведите цепным способом.
Вариант 5
1. Подготовьте развернутый ответ по вопросу «Статистическая отчетность». Поясните периодичность представления документов статистической отчетности районными судами.
2. Известны данные о совершенных преступлениях в 1995 и 1996 годах в городе N.
Вид преступления | Кол-во в 1995 г. | Кол-во в 1996 г. | Баллы тяжести |
Разбой | |||
Убийств | |||
Кража | |||
Хулиганство |
Рассчитайте индекс тяжести совокупности преступлений.
3. Известны данные о количестве уголовных дел, рассмотренных судьями районного суда в течение месяца.
Число рассмотренных дел | |||||
Количество судей |
Определите среднюю нагрузку на судей, моду и медиану вариационного ряда.
4. Имеется вариационный ряд данных о распределении осужденных по возрасту.
Возраст | |||||||
Число осужденных |
Необходимо определить размах вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации возраста осужденных.
5. Динамика уличных преступлений в городе N представлена в таблице.
Годы | ||||||
Всего преступлений |
Рассчитайте показатели анализа динамики: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста. Расчет произведите цепным способом.
Вариант 6
1. Подготовьте развернутый ответ по вопросу «Абсолютные и относительные показатели». Поясните особенности отыскания относительных величин.
2. Сведения о количестве дел искового производства мировых судей представлены в таблице
Категории дел искового производства | Кол-во дел, тыс. |
Всего: | |
в том числе споры: | |
о приватизации жилой площади, | |
об оплате труда, | |
о праве собственности на землю, | |
о защите прав потребителей, | |
о наследовании имущества |
Рассчитайте относительные величины характеризующие структуру совокупности.
3. Известны данные о количестве административных дел, рассмотренных судьями районного суда в течение месяца.
Число рассмотренных дел | |||||
Количество судей |
Определите среднюю нагрузку на судей, моду и медиану вариационного ряда.
4. Имеется вариационный ряд данных о распределении числа пострадавших в ДТП по возрасту.
Возраст | 1-10 | 11-20 | 21-30 | 31-40 | 41-50 | 51-60 | 61-70 |
Число раненых |
Необходимо определить размах вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации возраста пострадавших.
5. Динамика тяжких преступлений в городе N представлена в таблице.
Годы | ||||||
Всего преступлений |
Рассчитайте показатели анализа динамики: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста. Расчет произведите цепным способом.
Вариант 7
1. Подготовьте развернутый ответ по вопросу «Средние величины». Поясните особенности отыскания позиционных структурных средних (мода, медиана).
2. В населенном пункте N проживают 607 тыс. человек, из них 475 тыс. человек старше 14 лет. За прошедший год в городе N совершено 15244 преступлений, за которые осуждены 9814 человек. Определите коэффициент преступности и коэффициент судимости для населенного пункта.
3. Известны данные о сроках расследования уголовных дел мировыми судьями.
Сроки расследования | Число уголовных дел |
До 1 месяца | |
От 1 до 3 месяцев | |
От 3 до 6 месяцев | |
От 6 до 9 месяцев | |
От 9 месяцев до 1 года |
Определите средний срок расследования, моду и медиану вариационного ряда.
4. Имеется вариационный ряд данных о распределении числа пострадавших в ДТП по возрасту.
Возраст | 10-20 | 21-30 | 31-40 | 41-50 | 51-60 | 61-70 |
Число погибших |
Необходимо определить размах вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации возраста пострадавших.
5. Динамика применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел представлена в таблице.
Годы | ||||||
Количество раз |
Рассчитайте показатели анализа динамики: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста. Расчет произведите цепным способом.
Вариант 8
1. Подготовьте развернутый ответ по вопросу «Показатели вариации признака». Поясните в каких случаях необходим расчет показателей вариации признака.
2. Известны данные о количестве убийств в 2001 - 2005 гг.
Год | |||||
Кол-во убийств |
Рассчитайте относительные величины характеризующие динамику убийств базисным способом.
3. Известны данные о количестве гражданских споров рассмотренных мировыми судьями.
Число рассмотренных споров | |||||
Количество мировых судей |
Определите среднюю нагрузку на мирового судью, моду и медиану вариационного ряда.
4. Имеется вариационный ряд данных о распределении уголовных дел по срокам рассмотрения в судебном заседании.
Сроки рассмотрения, дни | ||||||
Число дел |
Необходимо определить размах вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации срока рассмотрения.
5. Динамика осужденных за взятки в период с 1998 по 2003 годы представлена в таблице.
Годы | ||||||
Кол-во осужденных |
Рассчитайте показатели анализа динамики: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста. Расчет произведите цепным способом.
Вариант 9
1. Подготовьте развернутый ответ по вопросу «Показатели анализа динамики». Поясните основные различия между динамическими и вариационными рядами.
2. Известны данные о количестве административных штрафов в 2001 - 2005 гг.
Год | |||||
Воронежская область | |||||
Курская область |
Рассчитайте относительные величины степени и сравнения. Сделайте вывод.
3. Известны данные о количестве рассмотренных дел судьями районного суда.
Число рассмотренных дел | |||||
Количество судей |
Определите среднюю нагрузку на судью, моду и медиану вариационного ряда.
4. Имеется вариационный ряд данных о распределении осужденных по возрасту.
Возраст | |||||||
Число осужденных |
Необходимо определить размах вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации возраста осужденных.
5. Динамика уличных преступлений в городе N представлена в таблице.
Годы | ||||||
Всего преступлений |
Рассчитайте показатели анализа динамики: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста. Расчет произведите цепным способом.
Вариант 10
1. Подготовьте развернутый ответ по вопросу «Способы выравнивания динамических рядов». Сравните способ укрупнения интервалов и способ скользящей средней.
2. Известны данные о количестве осужденных в 1995 и 1996 годах в городе N.
Осуждено за | Кол-во в 1995 г. | Кол-во в 1996 г. | Баллы тяжести |
Разбой | |||
Убийств | |||
Кража | |||
Хулиганство |
Рассчитайте индекс тяжести судимости.
3. Известны данные о сроках уголовного наказания за умышленное убийство.
Сроки лишения свободы | Число осужденных |
До 1 года | |
Свыше 1 года до 2 лет | |
Свыше 2 до 3 лет | |
Свыше 3 до 5 лет | |
Свыше 5 до 8 лет |
Определите средний срок лишения свободы, моду и медиану вариационного ряда.
4. Имеется вариационный ряд данных о распределении числа пострадавших в ДТП по возрасту.
Возраст | 5-10 | 11-15 | 16-20 | 21-25 | 26-30 | 31-35 | 36-40 |
Число раненых |
Необходимо определить размах вариации, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации возраста пострадавших.
5. Динамика тяжких преступлений в городе N представлена в таблице.
Годы | ||||||
Всего преступлений |
Рассчитайте показатели анализа динамики: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста. Расчет произведите цепным способом.
ЛИТЕРАТУРА