Студентов
Лекции
№ раздела (модуля) | Тема лекции | Количество часов |
Сущность педагогической деятельности | ||
Итого: |
Практические занятия
№ раздела (модуля) | Тема практического занятия | Количество часов |
Особенности педагогического общения | ||
4-5 | Пути овладения педагогической профессией | |
Итого: |
Практическое занятие 1
Особенности педагогического общения
План
1. Общение как условие профессиональной деятельности учителя начальных классов.
2. Функции общения.
3. Средства общения.
4. Структура общения.
5. Определение понятий «стиль общения» и «стиль руководства работой».
6. Стили профессионально-педагогического общения и модели поведения в общении. Их характеристики и влияние на результаты педагогического взаимодействия в работе учителя начальных классов.
7. Индивидуальный стиль общения педагога начального образования, его зависимость от личностных особенностей и операциональных средств.
|
|
8. Педагогический такт учителя начальных классов.
9. Барьеры, препятствия общения в профессиональной деятельности учителя начальных классов.
Список литературы
[14] - [17], [19], [22], [23], [25] - [36], [40], [44].
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1. Диагностика коммуникативных способностей (тест на самооценку; методика КОС, тест «Общительность» и др.).
2. Изобразите в виде схемы сущностные характеристики педагогического воздействия (условия, функции, ключевые операции).
3. Подберите 2-3 примера общения (с подругами, родителями и др.) и общения с учениками, выделите в ваших примерах главные отличительные характеристики педагогического общения в отличие от обычного общения.
Практическое занятие 2
Пути овладения педагогической профессией
План
1. Сущность непрерывного педагогического образования, его задачи и структура.
2. Содержание высшего педагогического образования.
3. Особенности обучения будущего учителя в педагогических вузах России и за рубежом.
4. Педагогическая карьера учителя начальных классов (варианты карьеры педагога).
5. Профессиональная система повышения квалификации педагога начального образования.
6. Самообразование как способ профессионального самосовершенствования.
7. Профессиональное самовоспитание учителя начальных классов.
Список литературы
[4], [5], [11], [21] - [23], [25], [26], [28], [44].
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1. Какие факторы влияют на профессионально-образовательную стратегию? Что оказало наибольшее влияние лично на вас?
2. Выпишите те источники самообразования, которые вы используете, обучаясь в вузе. Каким образом можно было бы увеличить их число?
|
|
3. Выпишите те умения, которых вам не хватает для успешного обучения. Каким образом можно их приобрести? Чему бы вы хотели научиться у окружающих? У кого именно?
4. Побеседуйте со знакомыми вам педагогами (учителями, воспитателями, директорами, преподавателями) и опишите, как складывалась их педагогическая карьера.
5. Опишите путь профессионального становления: а) директора школы; б) ректора педагогического вуза.
Вопросы к зачету
1. Российская система и современная парадигма начального образования.
2. Особенности ФГОС НОО и его реализация.
3. Особенности педагогического процесса в начальном образовании.
4. Учебно-методические комплекты начальной школы.
5. Специфика педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека).
6. Происхождение педагогической деятельности.
7. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Понятия: профессия, педагог, учитель, учитель начальных классов.
8. Ценностные характеристики педагогической деятельности.
9. Виды профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов.
10. Основные функции педагогической деятельности учителя начальных классов.
11. Гуманистическая природа и гуманистическая направленность деятельности учителя начальных классов.
12. Сущность педагогического общения. Значение коммуникативных способностей и умений в профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности.
13. Функции и средства общения.
14. Стили и виды педагогического общения. Индивидуальный стиль общения.
15. Конфликты в образовании и способы их разрешения
16. Классификация профессий.
17. Возникновение и исторический генезис профессии учителя.
18. Спектр педагогических профессий в современном мире. Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях.
19. Профессиональная компетентность учителя начальных классов (сущность, структура, содержание, развитие компетентности).
20. Содержание теоретической готовности учителя начальных классов.
21. Содержание практической готовности учителя начальных классов.
22. Учитель начальных классов как субъект педагогической деятельности.
23. Этика и эстетика педагогического труда учителя начальных классов.
24. Педагогическое творчество и мастерство учителя начальных классов.
25. Педагогическая техника учителя начальных классов.
26. Профессионально-значимые качества личности педагога начального образования, пути их развития и совершенствования.
27. Педагогические способности учителя начальных классов.
28. Развитие личности учителя начальных классов в системе педагогического образования.
29. Источники и пути самообразования и самовоспитания педагога начального образования.
30. Карьера учителя начальных классов.
31. Общая и педагогическая культура учителя начальных классов.
32. Имидж учителя начальных классов.
33. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования.
34. Современная система отечественного образования.
№ п/п | Примерные практические задания, выносимые на экзамен |
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!». Какой должна быть реакция учителя?
| |
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь». Как следует на это отреагировать учителю? 1. Ну вот, опять! 2. Не кажется ли тебе это проявлением безответственности? 3. Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее. 4. Я хотел бы знать, почему? 5. У тебя, вероятно, не было для этого возможности? 6. Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом? |
|
|
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Еремкина О.В. Методика воспитательной работы /Под ред В.А. Сластенина. – М., 2004
3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в теориях и системах воспитания. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2000. - 304 с.
5. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. – М.: «Академия», 2005
6. Воронов В.В., Журавлев В.И. и др. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М., 2002
7. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе. / Н.Ф.Дик. - Ростов-на-Дону, 2005
8. Вульфов Б.З., Ермоленко Л.В., Ермоленко М.Н. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2009
9. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М., 2003
10. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. - М., 1998
11. Гребенкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. – Рязань, 2000
12. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. – М., 2003
13. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001
14. Ильичева В.А. Педагогическое взаимодействие учителя и младших школьников в процессе обучения: Учеб пособие. - Череповец, ГОУ ВПО ЧГУ, 2003
15. Казанская В.Г. Личность учителя и ученика в начальной школе. - СПб.: КАРО, 2004
16. Кан – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990
17. Канн-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995
18. Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах. – М., 2004
19. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2005
|
|
20. Краевский В.В., Меняев А.Ф., Пидкасистый П.И. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006
21. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб пособие. - С.: Академия развития, 2002.
22. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993
23. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2002
24. Национальная доктрина образования в РФ // Народное образование. – 2000. - № 2 или Бюллетень Министерства образования РФ. – 1999. - № 11
25. Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / - М.: «Академия», 2004
26. Об образовании в РФ: Федеральный закон РФ. – М., 2012
27. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб. - мет. пособие для ст-в педвузов. – М.: Академия, 2004
28. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А. и др. - М.: Школа-Пресс, 2008
29. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Бим-Бада Б.М. – М., 2002
30. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003
31. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 2005
32. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2004
33. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004
34. Психолого–педагогический словарь / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998
35. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: БРЭ, 1999
36. Сергеева В.П. Теоретическая педагогика в тестах и тренинговых заданиях. – М., 2002
37. Ситаров В.А. Дидактика. - М.,2004
38. Ситаров В.А. Дидактика: пособие для практических занятий / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2008
39. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. – М., 2010
40. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982
41. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Собр. сочинений. Т. 1, 1979
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2009
43. Хуторской А.В. Современная дидактика.- Учебник для вузов.- СПБ: Питер,2001. – 535 с.
44. Яковлева Е.В. Лекции по курсу: «Основы культуры управления образовательно-воспитательной системой в школе». – Череповец: ЧГУ, 2002