Проблемно-ориентированный подход строится на положении, что всесторонний анализ психологических проблем клиента является существенным моментом в процессе поиска путей их решения и преодоления психологических затруднений.
Психологическая проблема — это совокупность психологических трудностей клиента, вызванных определенными противоречиями в развитии, создающих психическое напряжение и причиняющих страдания, от которых клиент хотел бы избавиться.
Основным методом проблемно-ориентированного консультирования выступает проблемный анализ, базирующийся на предположении, что каждая психологическая проблема человека имеет свой генезис. Генезис обусловлен детерминантами, имеющими соответствующие причины и закономерности. Установление этих причин и закономерностей, поиск путей преодоления их негативного воздействия является важным фактором успешного решения проблемы.
Дифференциация и четкое осознание психологом всех ступеней проблемного анализа способствует правильной идентификации проблем клиента, определению наиболее целесообразной очередности их проработки. Выделяются такие этапы проблемного анализа:
1 этап: Анализ содержания жалобы клиента. На этом этапе работы происходит знакомство и установление контакта с клиентом, определение того, кто, на что и почему жалуется, как он это делает.
Этап: Анализ психологической ситуации.
осуществляется посредством решения следующих задач:
1. Определение обстоятельств, условий и факторов, которые повлекли за собой развитие проблем, оценка степени влияния каждого из них.
2. Выявление участников проблемной ситуации, определение круга лиц, нуждающихся в психологической помощи, установление того, кто, почему и какое негативное влияние оказывает на клиента.
3.Прогнозирование возможного развития ситуации и нежелательных психологических последствий, попытка заглянуть в "будущее" актуальной ситуации.
Этап: Анализ психологических проблем.
1. Выдвижение первичных психологических гипотез относительно содержания психологических проблем клиента.
2. Идентификация психологических проблем и трудностей клиента, построение психологически выверенной и обоснованной картины истинных дисгармоний.
3. Выдвижение психологических гипотез относительно характера и причин трудностей клиента, стоящих за особенностями его поведения, механизмов их возникновения и развития.
4. Сбор дополнительных данных анамнеза и осуществление углубленной психодиагностики для проверки психологических гипотез.
5. Корректировка психологических гипотез.
6. Формулирование психологического диагноза
7. Формулирование психологического заключения
Этап: Формулирование терапевтической задачи.
1. Обсуждение вместе с клиентом предварительного варианта терапевтической задачи
2. Оценку психологического прогноза относительно результативности психологической помощи, эффективности и устойчивости ее последствий.
3. Оценку реальных условий и возможностей решения консультативной задачи
4. Корректировку терапевтической задачи.
5. Выводы о необходимости дополнительных консультаций у других специалистов