Проблемно-ориентированный подход в психологическом консультировании. Понятие психологическая проблема. Этапы проблемного анализа

Проблемно-ориентированный подход строится на положении, что всесторонний анализ психологических проблем клиента является существенным моментом в процессе поиска путей их решения и преодоления психологических затруднений.

 

Психологическая проблема — это совокупность психологических трудностей клиента, вызванных определенными противоречиями в развитии, создающих психическое напряжение и причиняющих страдания, от которых клиент хотел бы избавиться.

 

Основным методом проблемно-ориентированного консультирования выступает проблемный анализ, базирующийся на предположении, что каждая психологическая проблема человека имеет свой генезис. Генезис обусловлен детерминантами, имеющими соответствующие причины и закономерности. Установление этих причин и закономерностей, поиск путей преодоления их негативного воздействия является важным фактором успешного решения проблемы.

 

Дифференциация и четкое осознание психологом всех ступеней проблемного анализа способствует правильной идентификации проблем клиента, определению наиболее целесообразной очередности их проработки. Выделяются такие этапы проблемного анализа:

 

1 этап: Анализ содержания жалобы клиента. На этом этапе работы происходит знакомство и установление контакта с клиентом, определение того, кто, на что и почему жалуется, как он это делает.

 

Этап: Анализ психологической ситуации.

осуществляется посредством решения следующих задач:

1. Определение обстоятельств, условий и факторов, которые повлекли за собой развитие проблем, оценка степени влияния каждого из них.

2. Выявление участников проблемной ситуации, определение круга лиц, нуждающихся в психологической помощи, установление того, кто, почему и какое негативное влияние оказывает на клиента.

3.Прогнозирование возможного развития ситуации и нежелательных психологических последствий, попытка заглянуть в "будущее" актуальной ситуации.

 

Этап: Анализ психологических проблем.

1. Выдвижение первичных психологических гипотез относительно содержания психологических проблем клиента.

2. Идентификация психологических проблем и трудностей клиента, построение психологически выверенной и обоснованной картины истинных дисгармоний.

3. Выдвижение психологических гипотез относительно характера и причин трудностей клиента, стоящих за особенностями его поведения, механизмов их возникновения и развития.

4. Сбор дополнительных данных анамнеза и осуществление углубленной психодиагностики для проверки психологических гипотез.

5. Корректировка психологических гипотез.

6. Формулирование психологического диагноза

7. Формулирование психологического заключения

 

Этап: Формулирование терапевтической задачи.

1. Обсуждение вместе с клиентом предварительного варианта терапевтической задачи

2. Оценку психологического прогноза относительно результативности психологической помощи, эффективности и устойчивости ее последствий.

3. Оценку реальных условий и возможностей решения консультативной задачи

4. Корректировку терапевтической задачи.

5. Выводы о необходимости дополнительных консультаций у других специалистов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: