double arrow

Этап: Решение терапевтической задачи.

1. Совместная с клиентом выработка тактики коррекционных действий

2. Выбор целесообразных в данных условиях способов и средств психологической помощи из арсенала самых разнообразных средств и методов

3. Подведение клиента к необходимости самостоятельного решения своих психологических проблем, принятию ответственности за результат на себя.

4. Анализ результативности психологической помощи.

5. Наблюдение отдаленных последствий и сбор данных катамнеза, осуществляющийся по необходимости или при наличии длительного контакта консультанта с клиентом.

 

 

28. Первый этап проблемного анализа. Анализ жалобы клиента. Субъектный, объектный локус жалобы. Самодиагноз происхождения и развития проблемы. Психологический запрос, связанный с консультацией. Подтекст жалобы (скрытое содержание).

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОКУСА ЖАЛОБЫ:

ü Субъектного (на кого жалуется: интернальный, экстернальный локус)

ü Объектного (на что жалуется)

По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:

- на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);

- на ролевое поведение, не соответствующее полу, возрасту, статусу мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т. п., - свое или других людей;

- на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка);

- на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, «безволие» и т. п. ребенка; отсутствие эмоциональность, решительность и т. п. супруга);

- на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);

- на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т. д.).

По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):

- на ребенка (его поведение, развитие, здоровье);

- на семейную ситуацию в целом (в семье «все плохо», «все не так»);

- на супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения («нет взаимопонимания, любви» и т. д.);

- на самого себя (свой характер, способности, особенности и т. д.);

- на третьих лиц, в том числе на проживающих в семье или семьи бабушек и дедушек.

ВЫЯВЛЕНИЕ

САМОДИАГНОЗ – это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. ЗАПРОС – конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то запрос, скорее всего, будет «научите». Однако запрос может быть и уже проблемы

Самые распространенные самодиагнозы:

- «индивидуальное своеобразие» - понимание тех или иных поведенческих особенностей как проявление устойчивых, сложившихся личностных черт, а не конкретных мотивов в ситуации;

- «собственные неверные действия» - оценка собственного настоящего или прошлого поведения, в том числе как воспитателя, супруга;

- «собственная личностная недостаточность» - тревожность, неуверенность, пассивность и т. п., и как следствие – неправильное поведение;

- «влияние третьих лиц» - родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей, как актуальное, так и имевшее место в прошлом;

- «неблагоприятная ситуация» - развод, школьный конфликт, испуг для ребенка; перегрузка, болезнь и пр. – для себя или супруга;

- «направление» («Меня к вам направили…», и далее называется официальный орган, директор школы или иной руководитель).

7. ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАПРОСА КЛИЕНТА (чего хочет клиент от консультации)

.

· Построение консультантом первого варианта терапевтической задачи;

· Уточнение (новое формулирование) психологического запроса.

Все богатство и разнообразие запросов клиентов может быть сведено к четырем основным стратегиям их отношения к ситуации:

- изменить ситуацию;

- изменить себя так, чтобы адаптироваться к ситуации;

- выйти из ситуации;

- найти новые способы жить в этой ситуации;

Запросы «Я хочу, чтобы он (она, они, это) изменился, тогда мне станет лучше» не являются конструктивными, и требуют переформулирования.

Можно выделить следующие виды запросов:

- Просьба об эмоциональной и моральной поддержке («Я прав, неправда ли?», «Я – хороший человек, неправда ли?», «Мое решение правильно, неправда ли?»);

- Просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?»);

- Просьба об информации («Что известно об этом?»);

- Просьба об обучении навыкам («У меня это не получается, научите»);

- Просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?», «Можно ли наказывать за это моего ребенка?»);

- Просьба в оказании влияния на члена семьи или в изменении его поведения в его собственных интересах («Помогите ему избавиться от этих страхов», «Помогите ему научиться общаться с ребятами»);

- Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «Заставьте его больше любить и уважать меня»).

8. ПРОЯСНЕНИЕ ПОДТЕКСТА ЖАЛОБЫ (ее скрытого содержания) происходит уточнение информации, недосказанной клиентом, вытекающий из подтекста жалобы (через анализ невербальных компонентов общения, рефлексирование переживаний).

Иногда скрытое содержание жалобы не совпадает с явным. Несовпадение может быть:

5. по ЛОКУСУ.

6. по САМОДИАГНОЗУ.

7. по ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ.

8. при АНАЛИЗЕ ЗАПРОСА.

ü Следует отметить, что скрытое содержание жалобы – это не бессознательное вытеснение, а лишь недоговоренное содержание.
ü Для перевода скрытого содержания жалобы в явное, используется техники задавания вопросов, уточнения, резюмирования.

Используемые техники:

· задавания вопросов;

 

29. Второй этап проблемного анализа. Анализ проблемной ситуации. Определение обстоятельств, повлекших развитие проблемы. Выявление участников проблемной ситуации и степени их влияние на клиента.

Анализ проблемной ситуации. Определение обстоятельств, повлекших развитие проблемы. Выявление участников проблемной ситуации и степени их влияние на клиента. Прогнозирование возможного развития ситуации и ее последствия. Психологические проблемы всегда включены в контекст определенного эпизода жизни человека — проблемной психологической ситуации. К появлению или обострению трудностей приводят конкретные жизненные коллизии, которые и воспринимаются клиентом в качестве источника его проблем, хотя на самом деле картина может быть намного сложнее. Важным звеном в консультировании является анализ проблемной ситуации, который осуществляется посредством решения следующих задач:

 

1. Определение обстоятельств, условий и факторов, которые повлекли за собой развитие проблем, оценка степени влияния каждого из них. Такая работа нужна не столько для того, чтобы изменить внешние обстоятельства (часто это оказывается невозможным), сколько для лучшего понимания того, какие адаптивные возможности клиента нужно актуализировать.

 

2. Выявление участников проблемной ситуации, определение круга лиц, нуждающихся в психологической помощи, установление того, кто, почему и какое негативное влияние оказывает на клиента, в какой степени его окружение готово к прогрессивным изменениям.

 

3. Прогнозирование возможного развития ситуации и нежелательных психологических последствий, попытка заглянуть в "будущее" актуальной ситуации, т.е. причинно-следственное моделирование ее развития. В процессе комплексного анализа особое значение приобретает оценка последствий исследуемой совокупности обстоятельств (в том числе и собственных действий психолога), что важно не только для выработки тактики решения, но и для формулирования консультативной задачи вообще.

 

30. Третий этап проблемного анализа. Анализ психологических проблем.

Выдвижение первичных психологических гипотез. Идентификация проблемы. Выдвижение психологических гипотез относительно характера и трудностей клиента, механизмов их возникновения и развития. Сбор дополнительных данных анализа, проверка психологических гипотез. Корректировка психологических гипотез. Формирование психологического диагноза. Формулирование психологического заключения как результата решения диагностической задачи. Самым важным звеном решения диагностической задачи является компетентное определение реальных психологических проблем клиента, поскольку истинная сущность трудностей человека не всегда совпадает с теми формулировками, которые он приводит в своей жалобе. Определение действительного содержания проблем осуществляется в процессе целого ряда действий, таких как:

 

1. Выдвижение первичных психологических гипотез относительно содержания психологических проблем клиента. Важно при этом формировать установку на гибкость, альтернативность мышления, готовность отказаться от одной гипотезы в пользу другой.

2. Идентификация психологических проблем и трудностей клиента (в том числе и неосознаваемых им), построение психологически выверенной и обоснованной картины истинных дисгармоний.

3. Выдвижение психологических гипотез относительно характера и причин трудностей клиента, стоящих за особенностями его поведения, механизмов их возникновения и развития. Построение гипотез подсказывает направление, в котором нужно искать информацию для того, чтобы убедиться в правильности сделанного предположения или, наоборот, произвести его корректировку.

 

4. Сбор дополнительных данных анамнеза и осуществление углубленной психодиагностики для проверки психологических гипотез. Может производиться как для определения актуального состояния проблемы, так и с целью поиска значимых событий прошлого, исследования детерминант развития психологических трудностей.

 

5. Корректировка психологических гипотез. На основании дополнительных данных осуществляется проверка сделанных предположений (которые нужно всегда подвергать сомнению, даже если они кажутся очевидными), отбрасываются ложные и выдвигаются новые психологические гипотезы.

 

6. Формулирование психологического диагноза, т.е. вывода о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей клиента, сформированного в результате психодиагностического обследования.

 

7. Формулирование психологического заключения, которое фактически является результатом решения диагностической задачи. Свое видение проблем консультант доносит до клиента в форме психологической интерпретации (объяснения, комментария, обобщения, вывода, аналогии и др.). Удачно сделанная интерпретация может послужить толчком к внутренней работе клиента над своими проблемами, началом конструктивного коррекционного взаимодействия.

 

8. Налаживание сотрудничества с соответствующими специалистами или переориентация запроса о помощи в случае профессиональных затруднений (например, когда проблемы клиента выходят за пределы компетентности консультанта).

 

 

31. Четвертый этап проблемного анализа. Определение консультативной задачи. Обсуждение вместе с клиентом предварительного варианта решения консультативной задачи. Оценка реальных условий и возможностей решения консультативной задачи. Обсуждение вместе с клиентом предварительного варианта решения консультативной задачи. Оценка психологического прогноза относительно результативности психологической помощи. Оценка реальных условий и возможностей решения консультативной задачи. Корректировка терапевтической задачи. Выводы о необходимости дополнительных консультаций у других специалистов (дефектолога, психиатра, сексопатолога и др.).

Предоставление психологической интерпретации знаменует переход от первой — диагностической части работы консультанта ко второй, еще более важной, коррекционной или терапевтической ее части. Четкое формулирование задачи, зафиксированной на этапе первичной диагностики проблемы, во многом определяет успешность ее решения. Оно осуществляется совместно с клиентом. Мало того, задача считается сформулированной лишь тогда, когда она принята клиентом. Поэтому консультативная постановка терапевтической задачи включает:

 

1. Обсуждение вместе с клиентом предварительного варианта терапевтической задачи, т.е. достижение согласия в констатации потребности в помощи, обозначении путей достижения конкретных изменений. В самом общем виде формулировка задачи нацеливает на то, какие способы эффективного решения психологических проблем следует найти человеку, чтобы он мог устранить, уменьшить или компенсировать их деструктивное влияние.

 

2. Оценку психологического прогноза относительно результативности психологической помощи, эффективности и устойчивости ее последствий. Психологический прогноз может быть благоприятным, т.е. свидетельствовать о высокой вероятности достижения цели консультирования, и неблагоприятным.

 

3. Оценку реальных условий и возможностей решения консультативной задачи, т.е. вывод о том, сумеет ли клиент осуществить необходимые действия, добиться решения терапевтической задачи.

 

4. Корректировку терапевтической задачи. Если выяснится, что терапевтическая задача вследствие каких-либо причин и условий не может быть решена, нужно вместе с клиентом переформулировать ее таким образом, чтобы она не ориентировала на нереальные цели и не выходила за пределы возможностей как клиента, так и психолога.

 

5. Выводы о необходимости дополнительных консультаций у других специалистов (дефектолога, психиатра, невропатолога, сексопатолога и т.д.).

 

32. Пятый этап проблемного анализа. Решение терапевтической задачи. Совместная с клиентом выработка тактики коррекционных действий. Выбор целесообразных способов и средств психологической помощи. Анализ результативности психологической помощи. Сбор данных катамнеза.

 

Терапевтическая задача решается в процессе осуществления следующих действий:

 

1. Совместная с клиентом выработка тактики коррекционных действий. Избранные тактики могут характеризоваться большей или меньшей директивностью, выбором того или иного психотерапевтического подхода и т.д.

 

2. Выбор целесообразных в данных условиях способов и средств психологической помощи из арсенала самых разнообразных средств и методов (от недирективной беседы до различных методик и техник психокоррекции и психотерапии).

 

3. Подведение клиента к необходимости самостоятельного решения своих психологических проблем, принятию ответственности за результат на себя.

 

4. Анализ результативности психологической помощи. Его целесообразно начинать уже в процессе решения терапевтической задачи, корректируя по ходу поставленные цели.

 

5. Наблюдение отдаленных последствий и сбор данных катамнеза, осуществляющийся по необходимости или при наличии длительного контакта консультанта с клиентом.

 

Психокоррекционная работа может заключаться в реконструкции утраченного смысла жизни, поддержке положительной Я-концепции и т.п.

 

 

Совместная с клиентом выработка тактики коррекционных действий. Выбор целесообразных способов и средств психологической помощи. Подведение клиента к необходимости самостоятельного решения своих психологических проблем. Анализ результативности психологической помощи. Сбор данных катамнеза

33. Установки клиентов, препятствующие консультативному процессу и возможные варианты контраргументов со стороны психолога.

Рассмотрим примеры типичных препятствующих консультативному процессу установок клиентов и возможные варианты контраргументов со стороны психолога.

«Обращаться за помощью — это признак слабости или глупости». => «Странно, что никто не считает слабостью или глу­постью обращение за помощью к профессиональному юристу, врачу, стоматологу, портному или парикмахеру. Душа человека не менее значима, чем тело, зубы, внешний вид. Признать наличие проблемы и предпринять шаги для ее решения с помощью специалиста — показа­тель интеллекта и душевной силы».

«Психолог — для больных и «психов». А у меня все в порядке. Со своими проблемами я должен справиться сам». => «Психологи работают только со здоровыми людьми. Но при решении некоторых проблем требуют­ся профессиональные психологические знания. Например, о некото­рых закономерностях взаимодействия людей или возрастных особен­ностях подростков. Есть вещи, которые нам трудно анализировать са­мостоятельно, потому что мы привыкли видеть их под определенным углом. Психолог помогает посмотреть на проблему по-новому».

«Не умею я разговаривать о своих чувствах, стыд один. Да и не смо­жет никто понять мои проблемы». => «Психолог помогает выразить чув­ства, облегчить эмоциональное состояние. Моя работа состоит в том, чтобы понимать проблемы людей самому и делать их более понятны­ми тем, кто хочет с ними справиться».

«Не хочу я ничего ковырять — и так это очень больно». => «Когда проблема решена, боль уходит. Но если избегать решения проблемы, то боль может стать хронической».

«Поздно уж меня воспитывать и «учить жить». Сам как-нибудь справлюсь». => «Психолог не учит жить и не воспитывает. Он помогает проанализировать ситуацию, найти способ ее разрешения, предостав­ляет психологическую информацию, необходимую для решения. И только если человек сам хочет разобраться в себе, он помогает ему в этом».

«Я не знаю, насколько у меня все серьезно, чтобы обращаться к про­фессиональному психологу». => «Иногда то, что кажется пустяком, на самом деле может быть проявлением очень серьезной проблемы. И, на­оборот: кажущееся ужасным и почти неразрешимым может быть пре­одолено с помощью специалиста довольно легко. Психолог помогает разобраться, насколько серьезна и глубока проблема. Ну, а если вы ошиблись, и ваша проблема является простой и легкой, — ничего страшного в этом нет. Зато вы точно будете знать, что теперь делать дальше».

«Никто мне не поможет. Мне всегда не везет. Судьба такая». => «Большинство проблем в жизни человека имеет в основе психологи­ческие причины. Во многих случаях «злая судьба», «рок», «невезе­ние» — результат психологической неграмотности. Поэтому, если вы имеете такое представление о своих неприятностях, лучше всего обра­титься к психологу, чтобы постепенно понять истинные причины про­блем».

При необходимости, клиенту можно описать процедуру психологи­ческого консультирования, чтобы снять опасения, вызванные неизве­стностью.

Тем не менее не следует «давить» на клиента, если консультант чув­ствует, что тот закрыт, не расположен к общению или не готов гово­рить о проблеме.

 

34. Характеристика методов и техник психологического консультирования: перефразирование, обобщение, ободрение и успокаивание, метод «пустого» стула, релаксация, задавание вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: