double arrow

Консультативная переписка


В наиболее общем виде работу консультанта-психо­лога (психотерапевта), занимающегося скриботерапией, то есть работающего с письмом, можно разделить на два этапа: (1) психодиагностика и (2) консультиро­вание или психотерапия.

Во-первых, письмо дает достаточно большую психо­диагностическую информацию:

а) подробнейшее изложение истории психологичес­кого страдания, многих побудительных причин, моти­вов, действий разных лиц и т.д. на нескольких листах раскрывает проблемы клиента, чем единичный телефонный контакт или очная консультация.

б) стиль изложения, характер построения фраз, само содержание письма позволяют не только разоб­раться в проблеме клиента, но и уловить явную пси­хопатологическую симптоматику.

в) зачастую в письмах имеются и прямые указания на предшествующую госпитализацию в психиатричес­ких учреждениях.

Во-вторых, скриботерапия позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы, такие как проективные техники, исследование продуктов творчества: рисунков, стихотворений, прозаических произведений клиентов. Могут быть использованы и некоторые графические показатели: характер почерка, в том числе неровность, разные размеры букв и т.п., дающие, вспомогательную информацию об эмоциональном состоянии клиента, о некоторых его психических свойствах.




Второй частью обсуж­даемой методики является консультативное (психоте­рапевтическое) действие, в свою очередь включающее следующие моменты.

Тем не менее скриботерапия как консультативно-психотерапевтическая методика имеет и ряд ограни­чений:

1. Дистантность помощи во многих случаях затруд­няет диагностику, не позволяет опереться на невербаль­ные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность по­ведения и вербальных сообщений.

2. При осуществлении переписки затрудняется реф­лексия консультантом своих соб­ственных действий; остается вообще без ка­кой-либо обратной связи со стороны клиента.

3. Известно, что многие невротические проявления требуют прямого психотерапевтического действия вра­ча или психолога.

 







Сейчас читают про: