Личностно-ориентированное консультирование имеет наибольшее сходство с психотерапией

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА – это совокупность психологических трудностей клиента, дисгармоническое состояние его психики, вызванное определенными противоречиями в развитии, создающее психическое напряжение и причиняющее страдания, от которых он хотел бы избавиться. Это: конфликты и их последствия, трудности в общении, болезненные переживания, неудовлетворенность собой или кем-то и многое другое.

Эффективность работы с проблемой клиента осуществляется с помощью основного метода проблемного подхода – ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА: каждая психологическая проблема имеет свой генезис. ПА направлен на выявление причин возникновения проблем, закономерности ее развития и влияние на личность.
Сущность проблемно-ориентированного подхода в психологическом консультировании Психологическое консультирование направлено на решение актуальных проблем клиента и его личностное развитие. Существует 3 типа психологического консультирования: 4) проблемно-ориентированное консультирование направлено на: - выявление существующей проблемы; - изучение причин возникновения проблемы; - определение путей разрешения проблемы. 5) личностно-ориентированное консультирование направлено на: - анализ внутриличностных причин и оснований возникновения проблемы; - освоение поведения, предотвращающего появление таких проблем в будущем. 6) Ресурсно-ориентированное консультирование направлено на: - выявление ресурсов для решения проблем и затруднений. Личностно-ориентированное консультирование имеет наибольшее сходство с психотерапией. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА –это совокупность психологических трудностей клиента, дисгармоническое состояние его психики, вызванное определенными противоречиями в развитии, создающее психическое напряжение и причиняющее страдания, от которых он хотел бы избавиться. Это: конфликты и их последствия, трудности в общении, болезненные переживания, неудовлетворенность собой или кем-то и многое другое. Эффективность работы с проблемой клиента осуществляется с помощью основного метода проблемного подхода – ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА: каждая психологическая проблема имеет свой генезис. ПА направлен на выявление причин возникновения проблем, закономерности ее развития и влияние на личность.   АЛГОРИТМ ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА   Анализ содержания жалобы клиента ß Анализ психологической ситуации ß
Анализ психологической проблемы

ß

Формулирование терапевтической задачи

ß

Решение терапевтической задачи

ß

Завершение консультативной работы

 

 

28. Первый этап проблемного анализа. Анализ жалобы клиента. Субъектный, объектный локус жалобы. Самодиагноз происхождения и развития проблемы. Психологический запрос, связанный с консультацией. Подтекст жалобы (скрытое содержание).

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОКУСА ЖАЛОБЫ:

ü Субъектного (на кого жалуется: интернальный, экстернальный локус)

ü Объектного (на что жалуется)

По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:

- на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);

- на ролевое поведение, не соответствующее полу, возрасту, статусу мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т. п., - свое или других людей;

- на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка);

- на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, «безволие» и т. п. ребенка; отсутствие эмоциональность, решительность и т. п. супруга);

- на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);

- на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т. д.).

По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):

- на ребенка (его поведение, развитие, здоровье);

- на семейную ситуацию в целом (в семье «все плохо», «все не так»);

- на супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения («нет взаимопонимания, любви» и т. д.);

- на самого себя (свой характер, способности, особенности и т. д.);

- на третьих лиц, в том числе на проживающих в семье или семьи бабушек и дедушек.

ВЫЯВЛЕНИЕ

САМОДИАГНОЗ – это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. ЗАПРОС – конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то запрос, скорее всего, будет «научите». Однако запрос может быть и уже проблемы

Самые распространенные самодиагнозы:

- «индивидуальное своеобразие» - понимание тех или иных поведенческих особенностей как проявление устойчивых, сложившихся личностных черт, а не конкретных мотивов в ситуации;

- «собственные неверные действия» - оценка собственного настоящего или прошлого поведения, в том числе как воспитателя, супруга;

- «собственная личностная недостаточность» - тревожность, неуверенность, пассивность и т. п., и как следствие – неправильное поведение;

- «влияние третьих лиц» - родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей, как актуальное, так и имевшее место в прошлом;

- «неблагоприятная ситуация» - развод, школьный конфликт, испуг для ребенка; перегрузка, болезнь и пр. – для себя или супруга;

- «направление» («Меня к вам направили…», и далее называется официальный орган, директор школы или иной руководитель).

7. ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАПРОСА КЛИЕНТА (чего хочет клиент от консультации)

.

· Построение консультантом первого варианта терапевтической задачи;

· Уточнение (новое формулирование) психологического запроса.

Все богатство и разнообразие запросов клиентов может быть сведено к четырем основным стратегиям их отношения к ситуации:

- изменить ситуацию;

- изменить себя так, чтобы адаптироваться к ситуации;

- выйти из ситуации;

- найти новые способы жить в этой ситуации;

Запросы «Я хочу, чтобы он (она, они, это) изменился, тогда мне станет лучше» не являются конструктивными, и требуют переформулирования.

Можно выделить следующие виды запросов:

- Просьба об эмоциональной и моральной поддержке («Я прав, неправда ли?», «Я – хороший человек, неправда ли?», «Мое решение правильно, неправда ли?»);

- Просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?»);

- Просьба об информации («Что известно об этом?»);

- Просьба об обучении навыкам («У меня это не получается, научите»);

- Просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?», «Можно ли наказывать за это моего ребенка?»);

- Просьба в оказании влияния на члена семьи или в изменении его поведения в его собственных интересах («Помогите ему избавиться от этих страхов», «Помогите ему научиться общаться с ребятами»);

- Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «Заставьте его больше любить и уважать меня»).

8. ПРОЯСНЕНИЕ ПОДТЕКСТА ЖАЛОБЫ (ее скрытого содержания) происходит уточнение информации, недосказанной клиентом, вытекающий из подтекста жалобы (через анализ невербальных компонентов общения, рефлексирование переживаний).

Иногда скрытое содержание жалобы не совпадает с явным. Несовпадение может быть:

5. по ЛОКУСУ.

6. по САМОДИАГНОЗУ.

7. по ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ.

8. при АНАЛИЗЕ ЗАПРОСА.

ü Следует отметить, что скрытое содержание жалобы – это не бессознательное вытеснение, а лишь недоговоренное содержание.
ü Для перевода скрытого содержания жалобы в явное, используется техники задавания вопросов, уточнения, резюмирования.

Используемые техники:

· задавания вопросов;

 

29. Второй этап проблемного анализа. Анализ проблемной ситуации. Определение обстоятельств, повлекших развитие проблемы. Выявление участников проблемной ситуации и степени их влияние на клиента.

Анализ проблемной ситуации. Определение обстоятельств, повлекших развитие проблемы. Выявление участников проблемной ситуации и степени их влияние на клиента. Прогнозирование возможного развития ситуации и ее последствия.

30. Третий этап проблемного анализа. Анализ психологических проблем.

Выдвижение первичных психологических гипотез. Идентификация проблемы. Выдвижение психологических гипотез относительно характера и трудностей клиента, механизмов их возникновения и развития. Сбор дополнительных данных анализа, проверка психологических гипотез. Корректировка психологических гипотез. Формирование психологического диагноза. Формулирование психологического заключения как результата решения диагностической задачи.

31. Четвертый этап проблемного анализа. Определение консультативной задачи. Обсуждение вместе с клиентом предварительного варианта решения консультативной задачи. Оценка реальных условий и возможностей решения консультативной задачи. Обсуждение вместе с клиентом предварительного варианта решения консультативной задачи. Оценка психологического прогноза относительно результативности психологической помощи. Оценка реальных условий и возможностей решения консультативной задачи. Корректировка терапевтической задачи. Выводы о необходимости дополнительных консультаций у других специалистов (дефектолога, психиатра, сексопатолога и др.).

32. Пятый этап проблемного анализа. Решение терапевтической задачи. Совместная с клиентом выработка тактики коррекционных действий. Выбор целесообразных способов и средств психологической помощи. Анализ результативности психологической помощи. Сбор данных катамнеза.

Совместная с клиентом выработка тактики коррекционных действий. Выбор целесообразных способов и средств психологической помощи. Подведение клиента к необходимости самостоятельного решения своих психологических проблем. Анализ результативности психологической помощи. Сбор данных катамнеза

33. Установки клиентов, препятствующие консультативному процессу и возможные варианты контраргументов со стороны психолога.

Рассмотрим примеры типичных препятствующих консультативному процессу установок клиентов и возможные варианты контраргументов со стороны психолога.

«Обращаться за помощью — это признак слабости или глупости». => «Странно, что никто не считает слабостью или глу­постью обращение за помощью к профессиональному юристу, врачу, стоматологу, портному или парикмахеру. Душа человека не менее значима, чем тело, зубы, внешний вид. Признать наличие проблемы и предпринять шаги для ее решения с помощью специалиста — показа­тель интеллекта и душевной силы».

«Психолог — для больных и «психов». А у меня все в порядке. Со своими проблемами я должен справиться сам». => «Психологи работают только со здоровыми людьми. Но при решении некоторых проблем требуют­ся профессиональные психологические знания. Например, о некото­рых закономерностях взаимодействия людей или возрастных особен­ностях подростков. Есть вещи, которые нам трудно анализировать са­мостоятельно, потому что мы привыкли видеть их под определенным углом. Психолог помогает посмотреть на проблему по-новому».

«Не умею я разговаривать о своих чувствах, стыд один. Да и не смо­жет никто понять мои проблемы». => «Психолог помогает выразить чув­ства, облегчить эмоциональное состояние. Моя работа состоит в том, чтобы понимать проблемы людей самому и делать их более понятны­ми тем, кто хочет с ними справиться».

«Не хочу я ничего ковырять — и так это очень больно». => «Когда проблема решена, боль уходит. Но если избегать решения проблемы, то боль может стать хронической».

«Поздно уж меня воспитывать и «учить жить». Сам как-нибудь справлюсь». => «Психолог не учит жить и не воспитывает. Он помогает проанализировать ситуацию, найти способ ее разрешения, предостав­ляет психологическую информацию, необходимую для решения. И только если человек сам хочет разобраться в себе, он помогает ему в этом».

«Я не знаю, насколько у меня все серьезно, чтобы обращаться к про­фессиональному психологу». => «Иногда то, что кажется пустяком, на самом деле может быть проявлением очень серьезной проблемы. И, на­оборот: кажущееся ужасным и почти неразрешимым может быть пре­одолено с помощью специалиста довольно легко. Психолог помогает разобраться, насколько серьезна и глубока проблема. Ну, а если вы ошиблись, и ваша проблема является простой и легкой, — ничего страшного в этом нет. Зато вы точно будете знать, что теперь делать дальше».

«Никто мне не поможет. Мне всегда не везет. Судьба такая». => «Большинство проблем в жизни человека имеет в основе психологи­ческие причины. Во многих случаях «злая судьба», «рок», «невезе­ние» — результат психологической неграмотности. Поэтому, если вы имеете такое представление о своих неприятностях, лучше всего обра­титься к психологу, чтобы постепенно понять истинные причины про­блем».

При необходимости, клиенту можно описать процедуру психологи­ческого консультирования, чтобы снять опасения, вызванные неизве­стностью.

Тем не менее не следует «давить» на клиента, если консультант чув­ствует, что тот закрыт, не расположен к общению или не готов гово­рить о проблеме.

 

34. Характеристика методов и техник психологического консультирования: перефразирование, обобщение, ободрение и успокаивание, метод «пустого» стула, релаксация, задавание вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: