Компонентный состав образовательной среды в теориях отечественных исследователей

Е.В. Коротаева подчеркивает, что любой компонент среды должен быть эмоционально разви­ вающим. Она выделила условия, которые могут обеспечить эмоционально–развивающий характер компонентов образовательной среды [2]:

• отношении между участниками совместной жизнедеятельности, то есть эмоционально – поддерживающий компонент среды;

• режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в школе, то есть эмоцио­ нально – развивающий компонент;

• внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и т.д.) – эмоционально – настра­ ивающий компонент;

• организация занятости детей – игры, учеба, сюрпризные моменты – эмоционально – акти­ визирующий компонент;

• включение в занятия эвристических упражнении с детьми – эмоционально – тренирующий компонент.

 

 

Образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех основных типов, выделенных Я. Корчаком:

· «догматическая образовательная среда», способствующая разви­тию пассивности и зависимости ребенка;

· «карьерная образовательная среда», способствующая развитию ак­тивности, но и зависимости ребенка;

· «безмятежная образовательная среда», способствующая свобод­ному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка;

· «творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию активного ребенка.

С. В. Тарасов выделяет следующие критерии типологизации обра­зовательной среды:

· по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная — коопера­тивная, гуманитарная — технократическая и т. д.);

· по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная — инновационная, национальная — универсальная и т. д.);

· по степени творческой активности (творческая — регламентиро­ванная);

· по характеру в заимодействия с внеш ней средой (открытая — за­мкнутая).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: