Е.В. Коротаева подчеркивает, что любой компонент среды должен быть эмоционально разви вающим. Она выделила условия, которые могут обеспечить эмоционально–развивающий характер компонентов образовательной среды [2]:
• отношении между участниками совместной жизнедеятельности, то есть эмоционально – поддерживающий компонент среды;
• режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в школе, то есть эмоцио нально – развивающий компонент;
• внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и т.д.) – эмоционально – настра ивающий компонент;
• организация занятости детей – игры, учеба, сюрпризные моменты – эмоционально – акти визирующий компонент;
• включение в занятия эвристических упражнении с детьми – эмоционально – тренирующий компонент.
Образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех основных типов, выделенных Я. Корчаком:
· «догматическая образовательная среда», способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка;
|
|
· «карьерная образовательная среда», способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка;
· «безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка;
· «творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию активного ребенка.
С. В. Тарасов выделяет следующие критерии типологизации образовательной среды:
· по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная — кооперативная, гуманитарная — технократическая и т. д.);
· по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная — инновационная, национальная — универсальная и т. д.);
· по степени творческой активности (творческая — регламентированная);
· по характеру в заимодействия с внеш ней средой (открытая — замкнутая).