Образование и среда образования

 

Феномен «Среда» с точки зрения современной психологической науки

Проблема изучения среды, которая окружает человека на протяжении всей его жизни, имеет важное значение, поскольку это окружение выступает как один из факторов, определяющих его развитие.

Понятие «среда» является предметом изучения многих наук – философии, социологии, антропологии, психологии, педагогики и др.

В психологической науке понятие «среда» также рассматривается в различных аспектах:

· 1. Характеристика того, что противостоит человеку в окружающем его мире (этот мир в отличие от самого человека и называется средой). 2. То, что отличается от сознания, психики человека, находится вне их [5, с. 237];

· совокупность природных условий; общественно-историческая обстановка. Различаются естественная и социальная среды [2, с. 229];

· совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Различают среду внутреннюю и внешнюю. Во взаимодействии среды и личности изменения личности могут отставать от изменения среды, что создает противоречия, учет которых существен для воспитания и перевоспитания личности [9, с. 141].

Обобщение данных точек зрения позволяет заключить, что с точки зрения психологии понятие «среда» раскрывается через взаимосвязь с понятиями «окружение», «условия», отражающими взаимодействие человека и окружающей среды.

Анализ отечественной и зарубежной педагогической литературы показывает, что в понятие «среда» вкладывается различное содержательное наполнение. Впервые его употребил известный педагог П.Ф. Лесгафт, установивший связи определенного типа личностного развития с соответствующим типом педагогической среды.

 

История развития взглядов на проблему образовательной среды


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: