Литературная теория в эпоху Возрождения

(Нормативные поэтики. Характер и смысл рецепции античных учений о словесном творчестве. Перестройка литературной практики на основе античных образцов. Влияние Платона. Влияние Горация. Авторитет Аристотеля и возрождение аристотелевских "Риторики" и "Поэтики". Нормативные поэтики как выражение унифицирующих и централизующих тенденций в литературе).

Утверждение поэзии на национальных языках и ее теоретическое осмысление в эпоху Возрождения.

("Защита..." Дю Белле как программный документ ренессансно-гуманистической литературы. Отличие "Защиты..." от средневековых поэтик и риторик. Отношение Дю Белле к античной, средневековой и итальянской ренессансной традициям в поэзии. Проблема языка и ее значение. Повседневный язык и язык поэзии. "Подражание" древним и "соревнование" с ними. Утверждение высокого стиля. Проблема поэтических жанров. Функция поэзии и миссия поэта. "Вдохновение" и "искусство").

Поэтика и критика классицизма.

(Синтез античных литературных принципов и новоевропейского рационализма в классицизме. Ведущее положение классицистической поэтики в XVII в.)

10. Программно-кодифицирующий характер "Поэтического искусства" Н. Буало.

(Основные проблемы поэтики классицизма: "подражание древним", "подражание природе"; "польза" и "разумное удовольствие" в поэзии; мифологическое и историческое предание как ее предмет; "правда"/"правдоподобие"/"вымысел". Нормативный универсализм поэтики классицизма)

Литературный процесс в эпоху Просвещения.

Просветительский классицизм.

(Принципы классицизма в "Опыте о критике" А. Попа. С. Джонсон как теоретик просветительского классицизма (предисловие к сочинениям Шекспира, "Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов") и его критика просветительского реализма и сентиментализма).

Вольтер как теоретик просветительского классицизма.

(Культ "вечных истин"; проблема "гения" и "вкуса". Вольтер о театре как "школе морали". Вольтер против Шекспира. Позиция Вольтера в "споре о древних и новых").

14. Просветительский реализм Д. Дидро. (Принципы просветительского реализма в "Беседах о <<Побочном сыне>>" и в "Рассуждении о драматической поэзии" Дидро. Понятие "серьезного жанра").

15. Просветительский реализм Г.Э. Лессинга. (Соотношение "характеров" и "общественного положения". Дидро о "подражании природе" и о "правдоподобии". "Литературные письма" и "Лаокоон" Лессинга. Проблемы просветительского реализма в "Гамбургской драматургии". Лессинг о предмете драмы, о ее познавательной и воспитательной функциях. Лессинг о драматических жанрах. Проблема "характеров".)

Сентиментализм и предромантизм.

("Размышления об оригинальном творчестве" Э. Юнга как важнейший документ литературной теории сентиментализма. Тезис о творческой силе гения и индивидуальном вымысле; его значение для позднепросветительского и романтического переосмысления природы литературы и ее истории. Интерес к национальной литературной традиции и к народному творчеству как характерная черта предромантических теорий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: