(Нормативные поэтики. Характер и смысл рецепции античных учений о словесном творчестве. Перестройка литературной практики на основе античных образцов. Влияние Платона. Влияние Горация. Авторитет Аристотеля и возрождение аристотелевских "Риторики" и "Поэтики". Нормативные поэтики как выражение унифицирующих и централизующих тенденций в литературе).
Утверждение поэзии на национальных языках и ее теоретическое осмысление в эпоху Возрождения.
("Защита..." Дю Белле как программный документ ренессансно-гуманистической литературы. Отличие "Защиты..." от средневековых поэтик и риторик. Отношение Дю Белле к античной, средневековой и итальянской ренессансной традициям в поэзии. Проблема языка и ее значение. Повседневный язык и язык поэзии. "Подражание" древним и "соревнование" с ними. Утверждение высокого стиля. Проблема поэтических жанров. Функция поэзии и миссия поэта. "Вдохновение" и "искусство").
Поэтика и критика классицизма.
|
|
(Синтез античных литературных принципов и новоевропейского рационализма в классицизме. Ведущее положение классицистической поэтики в XVII в.)
10. Программно-кодифицирующий характер "Поэтического искусства" Н. Буало.
(Основные проблемы поэтики классицизма: "подражание древним", "подражание природе"; "польза" и "разумное удовольствие" в поэзии; мифологическое и историческое предание как ее предмет; "правда"/"правдоподобие"/"вымысел". Нормативный универсализм поэтики классицизма)
Литературный процесс в эпоху Просвещения.
Просветительский классицизм.
(Принципы классицизма в "Опыте о критике" А. Попа. С. Джонсон как теоретик просветительского классицизма (предисловие к сочинениям Шекспира, "Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов") и его критика просветительского реализма и сентиментализма).
Вольтер как теоретик просветительского классицизма.
(Культ "вечных истин"; проблема "гения" и "вкуса". Вольтер о театре как "школе морали". Вольтер против Шекспира. Позиция Вольтера в "споре о древних и новых").
14. Просветительский реализм Д. Дидро. (Принципы просветительского реализма в "Беседах о <<Побочном сыне>>" и в "Рассуждении о драматической поэзии" Дидро. Понятие "серьезного жанра").
15. Просветительский реализм Г.Э. Лессинга. (Соотношение "характеров" и "общественного положения". Дидро о "подражании природе" и о "правдоподобии". "Литературные письма" и "Лаокоон" Лессинга. Проблемы просветительского реализма в "Гамбургской драматургии". Лессинг о предмете драмы, о ее познавательной и воспитательной функциях. Лессинг о драматических жанрах. Проблема "характеров".)
|
|
Сентиментализм и предромантизм.
("Размышления об оригинальном творчестве" Э. Юнга как важнейший документ литературной теории сентиментализма. Тезис о творческой силе гения и индивидуальном вымысле; его значение для позднепросветительского и романтического переосмысления природы литературы и ее истории. Интерес к национальной литературной традиции и к народному творчеству как характерная черта предромантических теорий).