И.Г. Гердер как крупнейший теоретик культуры эпохи Просвещения

(его отношение к теоретическим основам просветительского рационализма, сентиментализма и предромантизма. Историзм Гердера; учение о равноценности и оправданности всех эпох и народов, составляющих культурно-исторический мир. Идея "всеобщей истории мировой культуры". Генетический и сравнительно-исторический метод Гердера. Влияние идей Гердера на формирование исторического литературоведения).

Ф. Шиллер как теоретик и историк литературы.

(Проблема специфики искусства в "Письмах об эстетическом воспитании человека". Понятие эстетического у Шиллера. Искусство как "игра" и его общественная функция. Работа Шиллера "О наивной и сентиментальной поэзии" как вклад в развитие исторического взгляда на литературу. Восприятие идей Шиллера немецкими романтиками).

Эпоха романтизма и ее роль в европейском историко-культурном процессе. Теоретическое значение литературных взглядов романтиков.

(Характер реакции романтиков на рационализм XVII-XVIII вв.; полемика с классицизмом и просветительским реализмом: отрицание пассивности человеческого сознания, рационалистической нормативности и классицистической поэтики. Романтики о специфике искусства, об источнике, предмете и цели художественного творчества. Понятия "гений" и "природа". "Подражание природе" у романтиков. Утверждение субъективно-творческого начала в искусстве. Проблема "синтеза" в литературе и романтическая концепция романа. "Романтическая ирония". Проблема историзма у романтиков).

20. "Биографический метод" Ш. Сент-Бева.

(Сент-Бев о роли личностного начала в искусстве. Тождество произведения и создавшего его "гения". От биографии к психологии автора. Критика как перевоплощение. Критик-"река".).

21. Мифологическая школа.

(Влияние Шеллинга, Фр. и А.В. Шлегелей на формирование ее принципов. Роль сравнительно-исторического языкознания в становлении мифологической школы. Научная деятельность Я. и В. Гримм. Программный характер работы Я. Гримма "Немецкая мифология". Братья Гримм о происхождении и сущности народной поэзии. Возведение литературных и фольклорных сюжетов и образов к "прамифу" как методологический принцип школы. Ее значение для создания сравнительной мифологии и фольклористики).

Культурно-историческая школа.

(Значение идей Гердера и романтиков для формирования школы. Влияние позитивизма (О. Конт и др.). Построение гуманитарного знания по образцу естественных наук как методологический принцип школы). И. Тэн. Три "первоначальные силы": "раса", "среда", "момент". Натуралистический и социальный редукционизм, игнорирование специфики гуманитарных объектов и гуманитарного знания, недооценка личностного начала и духовной активности искусства).

Сравнительное литературоведение.

(Его связь с культурно-исторической и мифологической школами. Сопоставление национальных литератур как одна из важнейших задач литературоведения XIX в. Формирование принципов сравнительного литературоведения. Миграционная ("компаративистская") теория. Принцип влияний и заимствований как основа теории).

Методология марксизма в литературоведении XIX в.

Ю

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: