double arrow

Литературная критика в эпоху Средневековья.

1

Предмет и задачи литературно-художественной критики.

Основные историко-типологические и функциональные разновидности литературного сознания.

(I. Нормативная поэтика. 2. Литературная критика в тесном смысле слова. 3. Литературоведение.

1. Нормативная поэтика и ее основные задачи: установление правил построения образцовых произведений. Причины возникновения и условия существования нормативной поэтики. Ее основные черты: универсально-рецептурный характер, ориентация на канон, аисторизм. Историко-хронологические границы бытования и господства нормативной поэтики: период "рефлективного традиционализма" (классическая античность - конец XVIII в).

2. Литературная критика. Время, условия (переход от цивилизации Средних веков к цивилизации Нового времени) и основные причины (возникновение индивидуального вымысла, личного авторства, литературных течений, направлений и школ) ее появления. Критика как самосознание литературы, как компонент литературного процесса и как средство литературной борьбы. Функциональные связи и различия между нормативной поэтикой и литературной критикой.




3. Литературоведение как гуманитарная наука. Время (рубеж XVIII-XIX вв.) и основные предпосылки (выделение "человека" в качестве специфического предмета познания, принципы субъектности, генетизма и историзма) возникновения гуманитарных наук. Литературоведение и литературный процесс. Литературоведение и литературная критика. Взаимодействие с естественными и гуманитарными науками).

 

Проблемы литературной теории и критики у Платона.

(Проблема поэзии в философии Платона: поэзия в свете задач государственной педагогики. Поэтическое творчество как плод божественного вдохновения и суггестивная сила поэзии (платоновская коммуникативная "цепь": бог - поэт-рапсод - зритель-слушатель). Платоновские антитезы: поэзия/искусство, поэзия/знание. Вопрос о подражании у Платона. Подражание (мимесис) и повествование (диегесис). Значение этих категорий а) для выделения поэтических родов; б) для обоснования "уподобляющей" природы поэзии. Конфликт поэзии и философии в "Государстве" (нравственный вред поэзии, изгнание поэтов из идеального государства) и их "примирение" в "Законах".)

Проблемы литературной теории и критики у Аристотеля.

(Учение Аристотеля о словесном творчестве как классическое воплощение античной эстетической мысли. Вероятностная логика как основа "Поэтики" и "Риторики". "Правдоподобие", "вероятность", "необходимость". Правдоподобный вымысел как механизм претворения поэтической "материи" (мифа) в "форму" завершенного произведения. Познавательная роль поэзии.



Трагедия и эпос как объекты осмысления в "Поэтике". "Форма" трагедии и шесть ее "частей". Характеры и действия. Трагедия как "подражание действию"; фабула, перипетии, узнавание. Катарсис. Сходство и различия между трагедией и эпосом.

"Риторика" Аристотеля. Цель риторики и понятие об основных риторических категориях. Поэзия как объект риторического анализа. Значение "Поэтики" и "Риторики" для античности; их определяющее влияние в период высокого Средневековья, в эпоху Возрождения, в XVII-XVIII вв. ("аристотелевский цикл").

 

Литературная критика в эпоху Средневековья.

(Тематика средневековых поэтик: цель поэзии; лексика и синтаксис; "три стиля"; соотношение стихотворной и прозаической речи. Нормативно-описательный характер средневековых латинских поэтик и риторик. Их значение для становления и упорядочения средневековой словесности; влияние на формирование и теоретическое осмысление национальных литератур. Первые риторики и поэтики на национальных языках.

6. Проблема латыни и "народной речи" в трактатах Данте "Пир" и "О народном красноречии".

(Философия языка у Данте. Способность языков к развитию. Ценностное возвышение поэзии. Поэтический язык как норма "народного красноречия". Преимущества поэзии перед риторической прозой. Данте о предмете поэзии, о поэтических жанрах и о необходимости "ученой поэтики". Значение трактатов Данте для становления светской поэзии на национальных языках).



1




Сейчас читают про: