Индивидуальные задания

Распространенной формой самостоятельной работы студентов являются индивидуальные задания.

По дисциплине «История» индивидуальным заданием является подготовка реферата.

Рефератом называют письменное изложение содержание книги, статьи, научной работы, также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор источников. Реферат создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение анализировать явления действительности. В отличие от конспекта реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы. Рекомендуемый объем реферата – 12-15 страниц машинописного текста. Структура реферата такова:

1. Титульный лист, оформленный в соответствии с определенными правилами.

2. План, отражающий структуру и содержание реферата.

3. Содержательная часть должна отвечать назначению реферата, т.е. являться обзором и обобщением литературы по какой-либо исторической персоне.

Тема реферативного исследования должна не только отличаться актуальностью и проблемностью, но и, по возможности, согласовываться с личными интересами студента. Далее следует подобрать соответствующую литературу и определиться с источниками. На этом этапе работы можно обратиться за консультативной помощью к преподавателю, методисту, просмотреть тематические указатели и изучить библиографию, которой снабжено данное пособие.

Указанные списки литературы являются своеобразным ориентиром, опираясь на который в процессе составления реферата понадобиться привлечение дополнительных источников информации: архивных материалов, работа информантами, научной и справочной литературы. Материалы пособия необходимо максимально использовать в процессе работы. Не следует упускать из виду публикации в научных периодических изданиях, которые зачастую отражают современный уровень исследований по выбранной теме. Не рекомендуется использовать откровенно тенденциозные публикации, чрезмерно привлекать художественную и научно-популярную литературу.

Содержательная часть условно состоит из следующих разделов. Во вводной части, в которой необходимо обозначить проблему, дать общую характеристику рассматриваемого исторического периода или краткую биографию интересующей вас личности.

Основная часть – главный содержательный раздел, который должен отражать степень научной разработанности проблемы. Он не должен выглядеть как переписывание источников или пересказ фактов, а содержать раскрытие изученных аспектов темы в науке, их оценки и анализ.

Заключение представляет собой обобщающие выводы по теме и личную позицию автора. Список использованных источников и литературы в алфавитном порядке располагается в конце работы.

Студентам могут быть предложены следующие темы рефератов:

1.«Откуда есть пошла Земля Русская».

2. Происхождение славянской письменности.

3. Русь и варяги.

4. Первые Рюриковичи.

5. Князь Владимир и крещение Руси.

6. Ярослав Мудрый. «Правда Русская» и обычное право.

7. Византийская империя и Русь.

8. Русь и кочевники.

9. Жизнь и смерть Андрея Боголюбского.

10. Вече в Древней Руси.

11. Господин Великий Новгород.

12. Народ и власть на Руси. Особенности раздробленности и последствия.

13. “Батыево пленение”.

14. Битвы Александра Невского. Его образ в истории России.

15. Русь и Орда.

16. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской.

17. Иван III – государь всея Руси.

18. Софья Палеолог и Иван III.

19. Марфа Посадница и присоединение Новгорода к Москве.

20. Русь и Великое княжество Литовское в ХIII - XVI вв.

21. Иван Грозный в общественном сознании, русской литературе и искусстве.

22. Спор Ивана Грозного и Андрея Курбского.

23. Иван Грозный - тиран на троне или обыкновенный средневековый властитель?

(Сравнительная характеристика русского и европейского правления).

24. Народ и самозванцы в Смутное время.

25. Сибирская экспедиция Ермака. Освоение Сибири, Севера, Дальнего Востока.

26. Государство и церковь XV - XVI вв.: противники или союзники?

27. Нестяжатели и иосифляне: действующие лица и события.

28. Московия и Западная Европа в эпоху средневековья: общее и особенное.

29. Алексей Михайлович “Тишайший” и “Бунташный век”.

30. Степан Разин и донское казачество.

31. Великий Раскол: патриарх Никон и протопоп Аввакум.

32. XVII век в мировой истории. Особенности развития России и Европы.

33. Реформы Петра I.

34. “ Александр Меншиков: государственный деятель, военачальник, семьянин.

35. “Дщерь Петрова” (Елизавета Петровна).

36. Екатерина Великая: государыня и женщина.

37. Европейский и российский “просвещенный абсолютизм”: сходства и различия.

38. Емельян Пугачев, его сподвижники и противники.

39. Русское масонство.

40. Павел I: знакомый и незнакомый.

41. М. М. Сперанский и “дни Александровы”.

42. А. А. Аракчеев: “без лести предан”.

43. Декабристы: идеи, дела, люди.

44. Место и роль России в международных отношениях первой половины XIX века.

45. А. Х. Бенкендорф и III отделение.

46. Кавказская война.

47. Русско-турецкие войны XIX в.

48. Крымская война и внешняя политика России второй половины XIX в.

49. Западники и славянофилы: в XIX в. и в конце XX в.

50. Александр II - личность и реформы.

51. Александр III, К. П. Победоносцев и русская идея.

52. С. Ю. Витте: взлет и падение.

53. Мировое сообщество в XIX веке: основные тенденции развития.

54. Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.

55. П. А. Столыпин: “Нам нужна великая Россия”.

56. П. Н. Милюков - политик и историк.

57. Николай II, Александра Федоровна, Григорий Распутин.

58. Парламентаризм в России начала XX века.

59. Полицейские и провокаторы (Зубатов и Гапон).

60. Россия и Восток в XIX - начале XX века.

61. Русские солдаты в годы Первой мировой войны.

62. А. Ф. Керенский, Л. Г. Корнилов и российский “бонапартизм”.

63. Создание Красной Армии.

64. Вожди Белого движения.

65. Русская эмиграция - трагическая неизбежность?

66. Внешняя политика большевиков - курс на мировую революцию.

67. Образование СССР – федерация или автономия?

68. Л. Д. Троцкий и троцкизм.

69. НЭП.

70. Российская культура в эмиграции

71. И. В. Сталин - оценки истории.

72. А. Стаханов и стахановское движение.

73. Молодежь Советской России (20-40-е гг.).

74. Пакт о ненападении 23 августа 1939 года.

75. Зимняя (советско-финская) война.

76. Советские люди в условиях оккупации и плена.

77. Девятьсот блокадных дней Ленинграда.

78. Мир против Гитлера.

79. Власов и власовщина.

80. Нюрнбергский процесс.

81. Г. К. Жуков и споры о нем.

82. Советская наука после войны.

83. “Оттепель”: общество и культура.

84. Карибский кризис: СССР, Куба, США.

85. Пражская весна и осень 1968 года.

86. “Холодная война”: победители и проигравшие?

87. Трагедия Афганской войны.

88. Л. И. Брежнев, соратники, наследники.

89. Распад СССР: предательство или неизбежность?

90. Взаимоотношения стран-участниц СНГ на рубеже XX – XXI в.

91. Реформы в современной России.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: