Цель занятия: составление транспортно-технологической схемы (ТТС) перевозок груза по вариантам.
Материально-техническое обеспечение: конспект лекций, данное учебно-методическое пособие.
Теоретическая часть. Технология грузовых перевозок – это совокупность приемов и способов выполнения процесса доставки груза потребителю.
Технологический процесс является частью производственного процесса, содержащей целенаправленные действия по изменению предмета труда.
Важную роль в четкой организации перевозочного процесса, повышении эффективности использования подвижного состава играют разработка и внедрение транспортно-технологических схем доставки грузов, которые необходимы для тщательной проработки процесса
выполнения перевозок в конкретных условиях и согласовываются грузоотправителем и грузополучателем.
Разработка и внедрение ТТС доставки позволяют:
- упростить оперативное планирование и диспетчерское руководство перевозками;
- обеспечить поточность, непрерывность и максимальную параллельность выполнения технологических операций;
- организовать согласованное выполнение операций сотрудниками различных организаций;
- сократить общее время доставки грузов.
Прямые автомобильные перевозки включают в себя следующие ТТС: «отправитель – получатель» (О – П), «отправитель – грузовая станция – получатель» (О – Г – П).
Все варианты ТТС оцениваются по одному критерию: числу погрузо-разгрузочных (перегрузочных) операций, приходящихся на одну схему.
На основании ТТС разрабатывается технологический график доставки с учетом времени выполнения работ и возможности их одновременного проведения различными исполнителями, определя- ется фактическое время, необходимое для выполнения каждой
операции. На основании полученных значений согласовывается работа автотранспортных средств и погрузо-разгрузочных пунктов за счет корректировки количеств подвижного состава (ПС) и погрузо-разгрузочных механизмов (ПРМ) и при необходимости изменения технологии выполнения работ. Процесс перевозки груза от отправителей до получателей состоит из трех основных элементов:
1) погрузки груза на подвижной состав в пункте отправления;
2) перемещения груза на подвижном составе от пункта отправления до пункта назначения;
3) выгрузки груза из подвижного состава в пункте назначения. Кроме того, в процессе доставки выполняются работы, связанные с перевозкой и, в первую очередь, с оформлением документов.
Таким образом, процесс доставки грузов может быть представлен в виде отдельных взаимосвязанных операций, выполняемых на каждом этапе, которые в зависимости от содержания работы классифицируются следующим образом:
1) контрольно-учетная (оформление документов, поиск грузов, осмотр грузов, пломбирование дверей фургонов и крышек люков цистерн и т. п.);
2) строповочная (застропка и отстропка штучных грузов);
3) грузовая (подъем и опускание грузов при помощи погрузочно-разгрузочных механизмов или автомобилей-самопогрузчиков);
4) перемещения (перемещения погрузочно-разгрузочных механизмов с грузом и без груза и грузов с их помощью к подвижному составу и от него в пунктах отправления и назначения);
5) установка-съем (установка контейнеров, крупногабаритных грузов на платформе; захват грузов фиксаторами, освобождени грузов от фиксаторов и т. п.);
6) вспомогательная (открывание-закрывание бортов, дверей, крышек люков; поднимание-опускание сдвигающихся крыш фургонов; присоединение-отсоединение штуцеров шлангов цистерн;
укрытие грузов брезентом и раскрытие его; увязка грузов; взвешивание порожнего и груженного подвижного состава и т. п.);
7) транспортная (движение автомобиля с грузом и без него);
8) складская (подготовка грузов на складе отправителя к отправке, подбор по партиям, по направлениям перевозок, опломбирование контейнеров и т.п.).
Транспортно-технологическая схема состоит из двух ведомостей, выполненных в виде таблиц и чертежа-схемы: в первой таблице дается общая характеристика процесса (начало и конец грузопотока; наименование, номинальная масса брутто и габаритные размеры грузовой единицы; используемый подвижной состав); во второй – данные о количестве и способе выполнения (ручной
или механизированный) операций и количестве занятых в каждой операции человек (табл. 10.1 и 10.2).
Таблица 10.1
Таблица 10.2
На чертеже-схеме (пример приведен в табл. 10.3) дается
укрупненное графическое изображение процесса, и по каждой
операции указываются:
- содержание работ, способ их выполнения и применяемое оборудование;
- число операций в цикле и их продолжительность;
- профессия и число занятых работников;
- суммарная трудоемкость.
Транспортно-технологические схемы необходимо разрабатывать
применительно к конкретным условиям перевозки и с учетом
действующих нормативов-норм времен простоя подвижного состава в
пунктах погрузки-разгрузки.
Задачи:
1) используя теоретические знания, материалы по транспортно-технологическим схемам, свойствам грузов, таре, упаковке, маркировке, способам погрузки и разгрузки, разработать одну из
возможных транспортно-технологических схем перевозок груза: бензин наливом; цемент насыпью; цемент в мешках; асфальтобетонная смесь; плиты перекрытия; чай в ящиках; лес-кругляк;
жидкий бетон; мясо в полутушах; зерно насыпью; мягкая мебель; битум в чушка2х); ответить на вопросы.
Порядок выполнения работы: задание выполняется в группах (по два человека).
При выполнении работы необходимо:
1) определить возможных грузоотправителя, грузополучателя и расстояние перевозки груза;
2) указать способы погрузки и разгрузки груза;
3) выбрать тип грузового и транспортного оборудования;
4) рассчитать количество грузовых мест в кузове подвижного состава и определить количество технологических циклов при погрузке и разгрузке груза;
5) рассчитать примерное время погрузки, разгрузки и транспортировки груза;
6) указать необходимость оформления дополнительных документов: разрешений, свидетельств и т.д.;
7) указать способы и оборудование для крепления груза в подвижном составе, если это необходимо;
8) указать прочие операции, выполнение которых необходимо при осуществлении перевозки груза;
9) рассчитать суммарное время на выполнение перевозки груза от места отправления до места назначения.
Результат работы оформить в виде таблиц (образец представлен в табл. 10.1, 10.2, 10.3).
Таблица 10.3