Как писать эссе по обществознанию. Задание С9

Рекомендации по подготовке к заданию С9 в ЕГЭ по обществознанию.

Эссе — прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо.

Требования, предъявляемые к эссе:

· Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной;

· Эссе не должно содержать лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия позиции, идеи;

· Эссе должно быть логичным, четким по структуре;

· Эссе должно показывать, что автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи;

· Эссе должно содержать убедительную аргументацию по заявленной проблеме, позиции.

Структура эссе:

· Начало (актуализация заявленной темы эссе) - 20%

· Тезис. Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих личное мнение (позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса (при опровержении) - 60%

· Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) - 20%

Пояснения:

Тезис — суждение, которое надо доказать.

Вывод — мнение, основанное на анализе фактов.

Оценочные суждения — мнения, основанные на убеждениях, верованиях, взглядах.

 

 

В качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Для удобства накопления и последующего использования можно воспользоваться:

Вступление

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Основная часть

Во-первых,...

Во-вторых,...

В-третьих,...

Рассмотрим несколько подходов...

Например,...

Проиллюстрируем это положение следующим примером...

Для полемического эссе:

С одной стороны,...

С другой стороны,...

Заключение

Таким образом,...

Подведем общих итог рассуждению...

Итак,...

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

 

Алгоритм написания эссе:

· внимательно прочитайте все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;

· выберите ту, которая будет отвечать следующим требованиям: а) интересна Вам; б) Вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме Вам есть что сказать (Вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

· продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

· определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

· набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если Вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, Ваше эссе может носить полемический характер);

· для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

· просмотрите подобранные иллюстрации (примеры): использовали ли Вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, знания законодательства и т.д.);

 

 

· продумайте, какие литературные приемы Вы будете использовать, чтобы сделать язык Вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);

· придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему Вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору и т.д.);

· изложите свою точку зрения, сформулируйте общий вывод работы.

 

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:

· структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);

· искренность тона (избегайте слишком эмоциональных, экспрессивных определений);

· единство стиля (в работе не следует перескакивать с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);

· объем эссе (работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);

  • привлекательность работы, ее индивидуальность (есть ли в работе что-то особенное).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: