Рекомендации по подготовке к заданию С9 в ЕГЭ по обществознанию.
Эссе — прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо.
Требования, предъявляемые к эссе:
· Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной;
· Эссе не должно содержать лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия позиции, идеи;
· Эссе должно быть логичным, четким по структуре;
· Эссе должно показывать, что автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи;
· Эссе должно содержать убедительную аргументацию по заявленной проблеме, позиции.
Структура эссе:
· Начало (актуализация заявленной темы эссе) - 20%
· Тезис. Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих личное мнение (позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса (при опровержении) - 60%
· Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) - 20%
Пояснения:
Тезис — суждение, которое надо доказать.
Вывод — мнение, основанное на анализе фактов.
Оценочные суждения — мнения, основанные на убеждениях, верованиях, взглядах.
В качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Для удобства накопления и последующего использования можно воспользоваться:
Вступление
Для меня эта фраза является ключом к пониманию...
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...
Основная часть
Во-первых,...
Во-вторых,...
В-третьих,...
Рассмотрим несколько подходов...
Например,...
Проиллюстрируем это положение следующим примером...
Для полемического эссе:
С одной стороны,...
С другой стороны,...
Заключение
Таким образом,...
Подведем общих итог рассуждению...
Итак,...
Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...
Алгоритм написания эссе:
· внимательно прочитайте все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
· выберите ту, которая будет отвечать следующим требованиям: а) интересна Вам; б) Вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме Вам есть что сказать (Вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
· продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
· определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
· набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если Вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, Ваше эссе может носить полемический характер);
· для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
· просмотрите подобранные иллюстрации (примеры): использовали ли Вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, знания законодательства и т.д.);
· продумайте, какие литературные приемы Вы будете использовать, чтобы сделать язык Вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
· придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему Вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору и т.д.);
· изложите свою точку зрения, сформулируйте общий вывод работы.
Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:
· структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);
· искренность тона (избегайте слишком эмоциональных, экспрессивных определений);
· единство стиля (в работе не следует перескакивать с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
· объем эссе (работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);
- привлекательность работы, ее индивидуальность (есть ли в работе что-то особенное).