Понятие о профессионально-педагогическом самовоспитании. Соотношение понятий “педагогическое самообразование” и “педагогическое самовоспитание”

Чем лучше учитель осознает свое высокое профессиональное назначение, чем лучше понимает предъявляемые к его личности требования, тем активнее он работает над собой в плане профессиональной подготовки, профессионального становления. В этом — залог профессионального успеха педагога. Однако одного желания и даже высокого чувства ответственности за выполняемую работу недостаточно. Необходимо профессиональное самовоспитание, нужно понимать его сущность и содержание, формировать особые, педагогически значимые личностные качества, умения и навыки.

Еще А. Дистервег говорил о значении самовоспитания в жизни педагога. Он подчеркивал, что для учителя является священной обязанностью “свое самовоспитание сделать задачей всей жизни”.

О значении педагогического самовоспитания говорили многие педагоги-классики и выдающиеся педагоги современности.

Так, А.В. Луначарский отмечал роль самовоспитания учителя следующим образом: ”Для нас важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил. В этом высокое дело педагога, и неоспоримо, что никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку. Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал”.

Определение понятия «профессиональное самовоспитание учителя» дал С.Б. Елканов: «Профессиональное самовоспитание учителя – это сознательная работа над совершенствованием своей личности с профессиональной точки зрения: адаптирование своих индивидуальных особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное совершенствование профессионально значимых личностных свойств и качеств”.

Данное определение позволяет нам соотнести понятия “профессиональное самообразование” и “профессиональное самовоспитание” учителя. Второе значительно шире, оно как бы “вбирает” в себя первое. Нужно говорить об их тесной взаимосвязи, но ни в коем случае — о тождественности. Взаимосвязь проявляется в том, что самообразование и самовоспитание содействуют личностному росту педагога, развитию его профессионализма.

К. Юнг считал, что личностный рост — это расширение знаний о мире и о самом себе, сознательной осведомленности.

Автор индивидуальной психологии А. Адлер рассматривал личностный рост как движение от центрированности на самом себе и целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезной жизнедеятельности.

Один из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу представлял личностный рост как последовательное удовлетворение “высших” потребностей на основании достигнутых базовых. Расти, по Маслоу, - это значит не оставаться в потенциальности. “Лучший выбор жизни” всегда находится в нас. Личностный рост не заключается в единичном достижении, это особое взаимоотношение с миром и с самим собой в этом мире [8].

Представитель гуманистической психологии К. Роджерс считал, что личностный рост (или актуализация) выражается в стремлении становиться все более компетентным и способным настолько, насколько это возможно биологически, и в той мере, в какой этот рост усиливает биологическую данность человека (его психическое и физическое здоровье, ловкость, физическую силу и т.д.) и его “самость” [13].

К.А. Альбуханова-Славская на основе результатов исследований сущности понятия “личностный рост” считает, что это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, “ядро” личности. Стремление к совершенствованию, отношение к своей жизни как к прошлому и направленность в будущее позволяют говорить о качественных изменениях в личностном росте. Любая остановка в этом движении чревата наступлением застоя и началом деградации личности.

Оптимальное развитие личности, ее рост осуществляются в процессе овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Чем большего человек достигает в личностно значимой для него, любимой профессии, тем больше он развивается как личность.

Профессия педагога имеет свою специфику, которая заключается в направленности на другого человека. Собственная личность учителя является важнейшим “рабочим инструментом” в его профессии. Чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, личностный рост учителя, его стремление к личностному совершенствованию — непременное условие достижения им своих профессиональных вершин в педагогическом труде, результативности и качественности процессов обучения и воспитания.

Движущей силой и источником самовоспитания учителя является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Среди объективных причин, порождающих эту потребность, следует назвать те социокультурные преобразования, которые происходят в обществе в связи с развитием и усложнением науки, техники, производственных и социальных отношений. Эти изменения предъявляют принципиально новые требования к образованию, к его системе (об этом шла речь в предыдущих лекциях). В идеале учитель является субъектом образования, человеком, который реализует принципы государственной политики в области образования в соответствии со все возрастающими требованиями к нему. Растут требования и к личности педагога, но не всегда они соответствуют уровню его профессиональной подготовки и, что самое главное, не всегда эти требования воспринимаются как личностные, субъектные. Если отсутствует мотивация в выборе профессии педагога, нет собственной активности в ее осуществлении, профессионально-педагогическое самовоспитание как потребность в профессиональном совершенствовании невозможно.

Потребность в профессиональном самовоспитании не возникает сама собой, она появляется тогда, когда у педагога возникает стремление разрешить противоречия между требованиями к нему и имеющимися в наличии личностными качествами. Требования к личности педагога, которые выдвигает жизнь, “либо стимулируют его работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие противоречия в его сознании” [11, 66]. Эти “ухищрения” могут проявляться по-разному. Учитель снимает с себя ответственность за отсутствие роста собственного профессионализма, считая, что обществу не нужны профессионалы-педагоги, оно не ценит его работу и в отсутствии педагогического профессионализма виновато оно само. Иногда видит причины своей профессиональной несостоятельности в “плохих учениках”, которых формирует семья. В конечном итоге снова “виновато общество, государство”, так они не обеспечивают должного семейного воспитания и т.д. Такой механизм снятия противоречий психологи называют “проекцией ”.

В сознании некоторых учителей иногда происходит “бегство от реальности” с целью ухода от противоречий между профессиональными требованиями к нему и отсутствием того, что требуется: педагог просто не видит этих противоречий или делает вид, что их нет.

Есть психологический механизм снятия вышеназванных противоречий, который можно назвать “рационализацией ”: учитель рационально приспосабливает свое профессиональное сознание к имеющимся противоречиям, убеждая себя, что он работает, “как все: не хуже и не лучше”.

В каждом из перечисленных случаев педагогическое самовоспитание не возникает, следовательно, нет профессионального роста учителя со всеми вытекающими из этого последствиями.

В основе профессионального самовоспитания как части профессиональной деятельности учителя в целом должно находится противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом, эта потребность в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждением в общественной значимости педагогической профессии, чувством долга перед учащимися и обществом, которое уполномочило учителя обучать и воспитывать их; профессиональной чести, чувством собственного личного достоинства, здоровым самолюбием и т.д.). Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах будущего учителя либо уже работающего педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс педагогического самовоспитания.

Важнейшим механизмом, запускающим процесс самовоспитания, является адекватная профессиональная самооценка. В.А. Межириков и М.Н. Ермоленко отмечают, что психолого-педагогическая наука определяет приемы формирования самооценки. Один из них состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй — в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Эти приемы не всегда способствуют выработке адекватной самооценки. Невысокие притязания могут сформировать заниженную самооценку (ведь затруднения в работе имеют те педагоги, которые ставят перед собой высокие и трудные цели: всё и в “лучшем виде” получается лишь у тех, кто довольствуется малым). К завышенной самооценке может прийти педагог, избравший способ сравнения себя и своих трудовых результатов с результатами коллег.

Правильный способ формирования адекватной самооценки учителя (в том числе и будущего) — соизмерение своих результатов и себя как профессионала с идеалом личности и деятельности педагога. Такая работа должна начинаться как можно раньше, еще на этапе довузовской профессиональной подготовки. Простой и надежный способ формирования профессионального идеала — изучение специальной профессиографической литературы, знакомство с жизнью и творческой деятельностью выдающихся педагогов, поиск и нахождение приближенного к идеалу действующего учителя.

Сегодня можно говорить о проблеме профессиональной мотивации и наличия самовоспитательной работы как в среде будущих педагогов (студентов педагогических учебных заведений), так и среди учителей-практиков. Это связано во многом с тем, что в программах педагогических учебных заведений заложена модель специалиста, владеющего в первую очередь профессиональными знаниями, умениями и навыками. Личностное развитие и совершенствование педагога остается прерогативой самовоспитания. Вот почему проблема самовоспитания учителя привлекает сегодня пристальное внимание ученых, исследующих проблему педагогического профессионализма, совершенствования обучения и воспитания подрастающего поколения. Результаты исследования учеными проблемы самовоспитания учителя позволяют определить этот феномен как сложный, многогранный процесс, имеющий свою специфическую структуру.

12. Структура педагогического самовоспитания:

представлена в следующих действиях по самосовершенствованию:

1. Профессиональное самопознание. Речь идет об анализе своих индивидуальных психофизических особенностей и соотнесении их с требованиями избранной профессии. Педагог должен изучить свой тип центральной нервной системы, темперамент, состояние здоровья, особенности характера, эмоционально-волевой сферы, интеллекта и определить их соответствие избранной профессии.

2. Определение целей и задач самовоспитательной деятельности, составление плана профессионально-личностного саморазвития. В соответствии с результатами самопознания необходимо спланировать деятельность по профессиональному самосовершенствованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: