Непрерывное педагогическое образование, его сущность и структура

Педагогическое образование определяет качество профессиональной подготовки кадров во всех сферах функционирования общества и государства — в этом заключается его приоритетное и системообразующее значение. За последние годы произошло значительное расширение сферы деятельности выпускников педагогических вузов. Они не только обеспечивают образовательно-воспитательную функцию в школах, но востребованы гораздо шире. В обществе возникла большая необходимость в социальных педагогах, в педагогах-психологах, в педагогах, осуществляющих культурно-просветительскую, коррекционно-развивающую, управленческую работу.

В связи с усилением дифференциации обучения и переходом на 12-летнее обучение появились разные типы образовательных учреждений, для которых современная система педагогического образования готовит кадры. Все это обусловливает необходимость повышения качества подготовки педагогов, учителей, воспитателей. В значительной мере качественность педагогического образования обеспечивает его непрерывность. Получение педагогического образования сопряжено сегодня со становлениемспециалистов разного уровня профессиональной квалификации, но неизменно знающих, компетентных специалистов.

Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только процесс последовательного прохождения сначала будущим, впоследствии состоявшимся специалистом цепочки учреждений в системе педагогического образования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности, но и реализация им своих индивидуальных образовательных потребностей (структура системы педагогического образования раскрыта в первой лекции — повторите материал). Все этапы педагогического образования (допрофессиональной педагогической подготовки, непосредственно профессиональной педагогической подготовки в специальных учреждениях, средних и высших; последипломного педагогического образования) пронизаны самообразовательной работой тех, кто избрал педагогическую профессию. Самообразование является важнейшим видом деятельности в любой профессии, так как благодаря ему человек совершенствует профессиональные знания, умения и навыки. Роль самообразования в профессиональной подготовке и в процессе становления специалиста в области образования огромна.

По утверждению А. Дистервега, “учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием”.

К.Д. Ушинский считал, что учитель живет как специалист до тех пор, пока учится. Перекликаясь с “учителем русских учителей”, выдающийся ученый современности, академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: ”Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются”.

Умение учиться самостоятельно — первоочередная составляющая профессии педагога, особенно на современном этапе развития общества, когда знания устаревают гораздо быстрее, чем раньше. Современному педагогу необходимо систематически их обновлять. Сегодня профессиональное самообразование все чаще направляется в сферу изучения и осознания общечеловеческих ценностей, на преодоление профессиональной замкнутости, то есть в его структуре предполагается значительный культурологический аспект. Восприятие культуры в целом помогает человеку создать и выверить свою собственную жизненную концепцию (Я — концепцию), которая не может быть выстроена никем, только самим человеком. В ней он сам учитывает свое личностное своеобразие, окружающие его жизненные обстоятельства и т.д. Таким образом, самообразование является важнейшим аспектом саморазвития, которое предполагает умения взять на себя ответственность за собственную судьбу, лично и во многом самостоятельно организовать свое профессиональное становление.

И.А. Хоменко считает, что будущему учителю, впоследствии специалисту в области педагогической деятельности необходимо выстроить в процессе непрерывного педагогического образования свою профессионально-образовательную стратегию, учитывающую именно его личностные особенности, запросы, мотивы профессиональной деятельности. Педагогу нужно создать индивидуальную образовательную траекторию как способ достижения жизненной цели.

Под образовательной траекторией понимается возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом и нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. Реализация образовательной траектории личности во многом определяется внешними условиями (качеством обучения в учебном учреждении, семейным и материальным положением человека и т.д.), но в основном ее осуществление связано с осознанием значения самообразования в процессе профессиональной подготовки, с развитыми умениями и навыками самообразовательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: