Понятие о педагогической профессии. Из истории ее возникновения и развития

Педагогическая профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки (интеллектуальной, нравственно-этической, психофизической), осуществляемой в основном в учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе существует множество видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Профессия — это вид труда с определенными функциями и требованиями к выполняющему их человеку. Педагогическая профессия является одной из самых распространенных и самых необходимых в обществе, так как все другие профессии осваиваются людьми только в ходе специально организованной педагогической деятельности. Поступательное развитие общества осуществлялось благодаря тому, что накопленные человечеством знания об окружающем мире, производственный и социальный опыт передавались от поколения к поколению. Необходимость подготовки новых поколений к жизни и труду на основе уже имеющегося общественного опыта привела к появлению обучения и воспитания. Они уже в древности выделились в самостоятельную общественную функцию. Это и явилось предпосылкой к возникновению педагогического труда как специфического вида деятельности.

Первые школы возникли в странах древнего Востока (Египте, Вавилоне, Ассирии, Финикии) в связи с тем, что в них было развито земледелие на основе искусственного орошения. Это требовало значительных знаний для строительства гидротехнических сооружений. Строительство городов и плотин на реках обусловили развитие научных знаний об окружающем мире. Так появились основы арифметики, геометрии, астрономии… Научные знания были недоступны основной массе людей, хранились жрецами и передавались из поколения в поколение небольшому количеству людей, которые предназначались для жреческой деятельности (в основном это были дети жрецов). При храмах в больших древних городах существовали жреческие школы, учителями в них были жрецы, составлявшие привилегированную часть общества.

Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках примерно за 2500 лет до нашей эры. Позже в Египте возникло учебно-научное учреждение “Рамессеум”, где обучались не только жрецы, но и воины, врачи, архитекторы.

До современности дошли сведения о существовании школ в Античной Греции. Это были платные частные школы грамматистов и кифаристов, в которых обучались мальчики, дети аристократов, с 7 до 14 лет. Девочки в древней Греции получали исключительно семейное воспитание. Учителя в этих школах назывались дидаскалами [от греч. didasko — учу]. Идущего из школы и в школу ученика сопровождал раб, его называли педагогом [от греческого peida gogos — вождение детей]. В дальнейшем это слово стало использоваться в широком смысле, «педагогами» стали называть тех, кто обучал и воспитывал детей, то есть “вел их за собой”.

В Спарте учебно-воспитательные заведения, школы называли агеллами, а учителей — педономами. Они назначались старейшинами из числа наиболее образованных и знатных аристократов. Главным содержанием спартанских школ было обучение детей военному делу, формирование их крепкого здоровья, физической выносливости, ловкости, а также непременной преданности своему государству.

В Древнем Риме в первой половине II века до н.э. оформились грамматические школы, где в течение четырех лет обучались дети знати (только мальчики). Целью обучения в этих школах было хорошее (по тем временам) гуманитарное образование, позволявшее в дальнейшем занять определенный государственный пост, стать политиком, судебным оратором и т.д. Учителей в этих школах называли грамматиками или литераторами. Они набирались из среды широко образованных людей того времени, независимо от их социального статуса (иногда учителями становились люди из социальных низов, если природная одаренность и огромная работоспособность позволяли им приобщиться к образованию, овладеть широкими знаниями).

Школы в древних государствах нельзя сравнивать с современными, так как тогда не было определенной системы обучения и воспитания. Дети овладевали знаниями, умениями и навыками в индивидуальном общении с учителями. Не было привычных для нашего представления классов, уроков и перемен, планов и программ обучения. Однако из глубин веков до нас дошли сведения о выдающихся учителях. Каждая цивилизация рождала своих выдающихся педагогов, ими были самые образованные люди своего времени. Это — врач Конфуций в древнем Китае, философ Сократ в Афинах (древнегреческом государстве), Марк Квинтилиан Фабий в Древнем Риме...

В период раннего средневековья (XI — XIV века нашей эры) в области просвещения безраздельно господствовала церковь. В этот период имелись школы трех типов: монастырская, соборная (так называемая кафедральная или епископская), приходская. В первых двух обычно обучались мальчики, готовившиеся принять сан священников или стать монахами. В приходской был светский контингент учеников. В школах обязательным было обучение чтению, письму, счету, закону божьему и пению, а также вводились курсы грамматики, риторики, диалектики (философские знания), арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Во всех типах школ обучение вели монахи, имевшие склонность к педагогической профессии (хотя как таковой ее еще не существовало, так как не было специальной подготовки, позволяющей осуществлять обучение и воспитание профессионально, не было как таковой и науки педагогики). Уроков (коллективной работы всего класса по единой программе) в средневековой школе тоже не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из них выполнял какое-то свое учебное задание. Учитель занимался с каждым по очереди индивидуально.

В XVI— XVII веках, когда накопленные знания об окружающем мире, достаточно развитые науки, искусства и ремесла позволили сформироваться педагогике как особой отрасли человеческих знаний, появилась научно обоснованная классно-урочная система обучения, которая в усовершенствованном виде существует сегодня.

Примечательно, что первые “ростки” классно-урочной системы обозначились на современных славянских территориях, в частности, Белоруссии и Украины. Именно здесь возникли так называемые “ братские школы”, в которых могли учиться не только дети богатых феодалов, но и бедноты. Эти школы имели свои демократические Уставы, которые можно было считать кодексом нравственности народного учителя. Учителями в братских школах уже были в основном не священники, а светские, хорошо образованные для того времени люди, хотя и с религиозным мировоззрением (другого быть не могло в силу особенностей эпохи). К ним братскими общинами предъявлялись особые требования, занесенные в Уставы школ: “Учитель должен и учить и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот убогих, и тех, которые ходят по улицам, прося пропитания. Учить их, сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели о других”. В соответствии с Уставом учитель должен быть “рассудителен”, то есть не кичиться знаниями, не подавлять своими мудрствованиями тех, кого учит. Он должен быть также “смиренномудр, кроток, воздержлив, не гневлив”.

Братские школы сыграли важную роль в развитии школьного дела не только на тех территориях, где находились, но и для всей Европы.

Научно обосновал классно-урочную систему великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592 - 1670). В фундаментальном научном труде “Великая дидактика” (1637 г.) и небольшом сочинении “Законы хорошо организованной школы” (1653) он разработал систему обучения, которая легла в основу современных школ. Я.А. Коменский был профессиональным педагогом, он считал, что должность учителя “ настолько превосходная, как никакая другая под солнцем”.

Начиная с XVII столетия, школьное дело получило стремительное развитие. В XVIII—XIX веках профессия учителя стала массовой. Появились специальные учебные заведения, в которых осуществлялась профессионально-педагогическая подготовка. Возникли разнообразные типы школ, других учебно-воспитательных учреждений.

В ХХ столетии в педагогических вузах стали вводиться дополнительные специализации. Стандартами высшего педагогического образования сегодня предусмотрена подготовка не только учителей-предметников, но и педагогов-воспитателей, социальных педагогов, учителей, имеющих вторую педагогическую специальность (например, информатика, иностранный язык и т.д.). В настоящее время все педагогические институты нашей республики преобразованы в педагогические университеты, появились новые типы средних педагогических учебных заведений (педагогические колледжи). Подготовка кадров учителей ведется более чем по 50 специальностям, причем их состав постоянно расширяется. Ведется профессиональная подготовка учителей экологии, культурологии, социологии.

Таким образом, древнейшая профессия учителя в настоящее время получает новое развитие, отражающее потребности современной школы на пути ее гуманизации и демократизации.

Деятельность учителя всегда высоко ценилась в обществе. Важность выполняемого им дела, авторитет знаний во все времена определяли почтительное отношение к учительской профессии.

Древнегреческий философ Платон писал о том, что если плохим мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты, но, если воспитатель будет скверно выполнять свои обязанности, в стране появится целое поколение невежественных и плохих людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: