double arrow

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ. Т.МЮНЦЕР.


В отечественной историографии на крестьянскую войну в Германии под руководством Томаса Мюнцера существуют две основные точки зрения. Долгое время считалось, что типологически это была крестьянская война, но только с тем отличием, что она происходила в рамках Реформации. В последнее время оформлена иная версия: эта война – одна из ранних форм буржуазной революции.

Говоря о причинах крестьянской войны, следует выделить две главные:

1) кризис феодальной системы в XVI в.;

2) раскол в реформационном движении.

Крестьянской войне предшествовало появление различных народных еретических сект, ересиархи которых предсказывали грядущую великую войну. Среди этих сект наиболее значимой была секта анабаптистов. Своими действиями и идеологически анабаптисты в дальнейшем вольются в крестьянскую войну. В 20-х гг. XVI в. во главе анабаптистов стоял подмастерье Николай Шторх.

Анабаптисты отрицали церковную организацию и считали, что каждый верующий обладает даром Божественного откровения. Проповедовали анабаптисты, не нужен институт священства, что будут низвергнуты все земные троны и бедные будут возвышены, а богатые унижены. Реальными действиями анабаптисты сыграли заметную роль в крестьянской войне, которая началась в германских землях в 20-х гг. XVI в.

Основоположником реформационного народного направления явился Томас Мюнцер (1490-1525). В качестве реформатора он начинал как единомышленник и соратник Лютера, но довольно скоро их пути разошлись. Мюнцер встает во главе крестьянско-плебейского крыла Реформации, с его идеями немедленных революционных действий, т.е. переходит от теории к революционной практике.

Центром соратников Мюнцера и центром будущей войны становится город Цвиккау. Здесь к ним присоединяются анабаптисты, которые под влиянием Мюнцера выходят за рамки сектантства и примыкают к революционному крестьянско-плебейскому крылу Реформации.

Анабаптисты становятся идейными единомышленниками и соратниками Мюнцера. Они начинают активно проповедовать революционные идеи, организовывать народные массы на восстание.

Идеологическое обоснование крестьянской войны базировалось Мюнцером на его понимании Реформации прежде всего как социально-политического переворота. Этот переворот должны были, по Мюнцеру, произвести самые обездоленные слои населения – крестьяне и городская беднота. Поднявшись на эту войну, или революцию, крестьяне и городская беднота должны были в результате победы установить новый общественный строй без классовых различий, эксплуатации, частной собственности.

Крестьянской войне под руководством Мюнцера предшествовали многочисленные волнения в Германии, где революционная обстановка к 20-м годам чрезвычайно накалилась. Первыми выступили рыцари во главе с Францем фон Зиккенгеном. Идеологом рыцарского выступления, как пролога Крестьянской войны, был знаменитый немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен.

Крестьянская война началась в 1524 г. и закончилась в 1525 г. Развернулась она в юго-западных немецких землях, где было распространено реформационное религиозное учение Цвингли. Здесь же действовало радикальное крыло народной Реформации – анабаптисты. Война под руководством Мюнцера началась на верхнем Рейне, затем охватила регионы между верхним Рейном и верхним Дунаем. Первым требованием, которое выдвинули восставшие крестьяне, была отмена феодальных поборов. Но цели и задачи войны под руководством Мюнцера не сводилась только к этому положению.

Восстание все более расширялось и приобретало организованный характер. В конце 1524 – нач. 1525 г. появляется первая общереволюционная программа «Статейное письмо», открыто провозглашающее необходимость коренного социального и политического переворота и создания общества социальной справедливости. Однако эта программа не стала общей программой войны, т.е. всех сил, в ней задействованных. Ряд руководителей восстания не были столь революционно настроены и склонялись к переговорам с властями и с феодалами, т.е. готовы были занять компромиссные позиции, далекие от революционных. Это давало властям возможность договариваться с каждым отдельным руководителем войны и тем самым раскалывать ее единый фронт. Отсутствие единства в крестьянско-плебейском лагере с самого начала обрекало восставших на поражение.

Та война, которая вошла в историю как Великая Крестьянская война под руководством Томаса Мюнцера, началось в феврале 1525 г. в Швабии, откуда она перебросилась в другие немецкие земли. С самого начала войны среди участников и руководителей ее не было единства. Весной 1525 г. создается в Швабии крестьянская организация «Христианское объединение». В Швабии действует и другое, враждебное ему объединение – бюргерский «Швабский союз».

Поскольку «Швабский союз» был гораздо сильнее «Христианского объединения», представители последнего решили пойти на переговоры со «Швабским союзом», подготовив для этого идейную платформу – знаменитые «Двенадцать статей». Эта программа была разработана цвинглианскими реформаторами. «Двенадцать статей», обоснованные Св. Писанием, подчеркивали мирный характер намерений и требований крестьян, но некоторые из них в глазах светских и духовных феодалов носили далеко не мирный характер. В этот документ были включены реформационные статьи: необходимость Реформы Церкви, обязательная выборность и сменяемость священников.

Наряду с реформационными требованиями в «Двенадцать статей» были включены и экономические требования, в первую очередь необходимость отмены крепостного права. Несмотря на свою умеренность, требования «Двенадцати статей» касались самых злободневных вопросов крестьянской жизни и стали общей программой восставшего немецкого крестьянства. Однако наиболее революционно настроенная часть крестьян не была удовлетворена этой программой и отказалась от нее, начав действовать и бороться за революционные преобразования в Германии в духе «Статейного письма», более революционной по характеру программы Крестьянской войны.

«Швабский союз» не смог уничтожить «Христианское объединение» в Швабии. В германских землях все более сгущалась грозовая атмосфера, назревала необходимость вооруженной борьбы, которую и начал «Швабский союз» весной 1525 г. Основные силы восставших крестьян в Швабии были разбиты. После этого революционно настроенные руководители были оттеснены умеренными бюргерами, использовавшими крестьянскую войну для реализации своей собственной, бюргерской программы.

Вместо общепринятой программы «Двенадцати статей» бюргерским руководством была подготовлена новая программа, получившая название Гейльброннской программы. Это был, в первую очередь, проект имперской реформы, направленной против немецких князей. Гейльброннская программа предлагала лишить князей их титулов, независимости и превратить немецкого князя в обыкновенное должностное лицо государства. Не отвергая сословных привилегий, программа вводила общее для всех «естественное и Божеское право» и обеспечивала политическое влияние бюргерства. Как и в «Двенадцати статьях», в этой программе на первом месте стояли реформационные требования: выборность пастырей, их ответственность перед паствой, лишение духовенства светской власти, закрытие монастырей, роспуск монашеских и духовно-рыцарских орденов, секуляризация церковной, прежде всего земельной, собственности. Гейльброннская программа намечала ряд буржуазных преобразований: введение во всех немецких землях единой монеты, отмену внутренних таможен, ограничение торгово-ростовщического капитала и др. Эта бюргерская программа была направлена на создание единого немецкого государства.

После того, как на территорию Южной Франконии вторглись войска «Швабского союза», Франкония становится вторым, после Швабии, театром военных действий. После того, как очаг военных действий был погашен во Франконии, он снова разгорается в Швабии. Тем же летом 1525 г. война заканчивается.

Весной, до того, как война под руководством Томаса Мюнцера была окончательно проиграна, Мюнцер планировал сделать главным регионом Крестьянской войны Северную Франконию и Тюринго-Саксонские районы. Здесь война проходила организованно, военными действиями руководил сам Мюнцер. Но осуществить свои замыслы ему не удалось. Против него выступили средне-германские князья, и основным театром военных действий снова стала Швабия. Во время нового периода войны Мюнцер был тяжело ранен, захвачен в плен и после жестоких пыток казнен.

После гибели Мюнцера военные действия еще продолжались в глухих местах Священной Римской империи – в альпийских владениях Габсбургов крестьянские выступления были довольно значительными.

Летом 1525 г. Великая Крестьянская война под руководством Томаса Мюнцера заканчивается поражением. Причины ее поражения типичны для любой крестьянской войны:


· отсутствие союзников,

· разобщенность в действиях,

· локальность, отсутствие единого центра и т.п.


Потеря выдающихся руководителей Томаса Мюнцера и Михаила Гайсмайера сыграла существенную роль в общем поражении этой изначально обреченной войны.

 


Сейчас читают про: