Контрреформация в странах Западной Европы

В связи с ошеломляющими успехами реформационного движения в 40-х гг. XVI в. католическая церковь была вынуждена предпринять дополнительные меры для обеспечения внутреннего единства западноевропейского христианства и для создания необходимых органов и средств борьбы с наступающей Реформацией.

27 сентября 1540 г. папа римский Павел III утвердил устав духовного ордена иезуитов, который под руководством своего основателя и первого генерала испанского дворянина И. Лопеса де Лойола быстро стал одним из наиболее действенных орудий католической реакции в сфере дипломатии, шпионажа и подрывной деятельности.

В 1542 г. была учреждена “священная конгрегация римской и вселенской инквизиции” под председательством кардинала Д. Караффы, который в целях координации усилий в подавлении духовного инакомыслия были подчинены церковные карательные органы, действовавшие на территории всех католических стран в тесном взаимодействии со светскими властями.

15 марта 1545 г. в североитальянском городе Тридент (современный Тренто) начал свою деятельность XIX Вселенский собор католической церкви, созванный с целью уточнения догматических основ и культа ортодоксального католицизма, а также идейного разгрома реформационного движения. В ходе длительной (с перерывами до 1563 г.) и напряженной работы собор выработал обязательное для всех правоверных католиков т.н. “Тридентское исповедание веры”, подтвердил отрицавшиеся протестантскими богословами учения о таинствах, чистилище, индульгенциях, почитании святых, реликвий и икон, о непогрешимости и верховенстве пап.

В соответствии с декретами, принятыми в Триденте, католическая церковь ввела постояннодействующую цензуру печатного слова. На протяжении 1559-1962 гг. Ватикан издавал т.н. “Индекс запрещенных книг”, в числе первых из которых, наряду с сочинениями еретиков и реформаторов, значились многие произведения европейских гуманистов. С целью усиления контроля над паствой, было решено ввести обязательную письменную регистрацию совершения церковных таинств крещения, конфирмации, бракосочетания и соборования. Эта функция во время Великой французской революции была передана светским властям и с тех пор трансформировалась в общепринятую практику записи актов гражданского состояния. Для исправления очевидных уже в XVI в. ошибок астрономического происхождения, в соответствии с решениями Тридентского собора, в 1582 г. папа Григорий XIII ввел в обиход современный т.н. григорианский календарь.

Контрреформационное католическое движение являлось, прежде всего, идеологической основой реакции феодальной Европы на качественно новые социально - экономические, этнополитические и культурные процессы, протекавшие в ее наиболее передовых регионах. Главной военно-политической силой всеевропейской Контрреформации во второй половине XVI в. стала могущественная испанская монархия во главе с Филиппом II Габсбургом (1555-1598 гг.). Однако многолетняя ожесточенная и бесплодная борьба с революционными Нидерландами, всесторонняя поддержка католических “партий” во Франции, Германии и на Британских островах, необъявленная морская борьба с “еретической” Англией Елизаветы I Тюдор (1558-1603 гг.), ознаменовавшаяся катастрофой “Непобедимой Армады” (1588 г.), способствовали истощению даже гигантских ресурсов испанской колониальной империи.

С началом XVII в. ставка всех контрреформационных сил была сделана на австрийскую ветвь династии Габсбургов, представители которой традиционно занимали трон Священной римской империи германской нации. В связи с этим центр борьбы Реформации и Контрреформации вновь был перенесен в Германию. В 1618 г. в Чехии, входившей в состав Империи, вспыхнуло направленное против господства Габсбургов восстание, видную роль в котором играло протестантское дворянство. Это событие явилось поводом к началу кровавого кошмара Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.).

В ходе Тридцатилетней войны католической церкви с помощью ее светских союзников (германские католические княжества во главе с Австрией, Испания) удалось искоренить ростки реформационного движения в Италии, юго-западной Германии, Южных Нидерландах, а также в Венгрии, Чехии, Польше, Но германские князья-протестанты в итоге войны добились окончательного уравнения своего положения с католическими князьями Империи, а все они вместе получили право заключать военно-политические блоки как между собой, так и с иностранными державами даже в том случае, если эти союзы были направлены против Империи. Опустошенная войной, ослабленная внутренне и внешне Империя как государственное образование сохранялась лишь номинально, а политическая раздробленность Германии в ее составе была предопределена на последующие более чем двести лет.

В результате Тридцатилетней войны в Западной Европе окончательно восторжествовала историческая тенденция национально-государственного развития, а средневековая концепция универсалистской католической империи потерпела очевидный крах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: