ИГРЫ ПО ГРАММАТИКЕ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В ПРАВИЛЬНОМ УПОТРЕБЛЕНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ЕДИНСТВЕННОМ И МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
УТОЧНЯТЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПОНИМАНИЕ И ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ
ИГРЫ НА ГРУППИРОВКУ ПРЕДМЕТОВ И ОБЪЕКТОВ. УЧИМСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕЧИ ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА (УКАЗЫВАТЬ ОБЩИЙ ПРИЗНАК)
ЗАГАДКИ.
УЧИМСЯ НАЗЫВАТЬ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ, ОБЪЕКТОВ, ЯВЛЕНИЙ, СОГЛАСОВЫВАЯ СУЩ С ДР ЧАСТЯМИ РЕЧИ
УПРАЖНЯТЬ В УПОТРЕБЛЕНИИ ГЛАГОЛОВ
ИГРА «ДОБАВЬ СЛОВО»
Необходимо подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:
— Оля проснулась и... (стала умываться).
— Коля оделся и... (побежал гулять).
— Он замерз и... (пошел домой).
— Зайчик испугался... и (побежал, спрятался)
— Девочка обиделась и... (ушла, заплакала).
|
|
В таких играх надо обращать внимание на интонацию законченности предложения.
Сначала надо научить детей строить высказывание, состоящее из одного предложения, а затем увеличивать количество предложений («Пошел зайчик... Там он встретил... Они стали...»). При составлении таких рассказов надо дать детям почувствовать интонацию первого, центрального и конечного предложения — это важно при формировании умения построить даже текст из трех предложений.
Как совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Упражнение - ассоциации:
Жёлтое…. (солнце)
Пушистые (котята)
Машина… какая? (большая)
Учим детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей
Утка - утенок - утята.
Кошка – котенок - котята
Собака – щенок - щенята и т. д.
ИГРА «Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВЕЧКО».
Цель — расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю, например в выходной день, родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина,), «сладкие» (мармелад, джем,), чаща, поле, изба и т. п.
«ДОБАВЬ СЛОВО»
Цельигры: учить ребёнка подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.
Ход игры: предложите ребёнку придумать окончание к предложению.
— Оля поела и… (пошла гулять).
— Коля умылся и… (сел кушать).
— Оля замёрзла и… (пошла домой).
— Дети играли … (с зайчиком).
— Зайчик испугался… и (побежал, спрятался)
— Девочка обиделась и… (ушла, заплакала).
|
|
Незавершённость предложений подсказывайте ребенку интонацией.
ЭХО
Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.
Ход:
Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок» Эхо» тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и.т.д.
ПАРОВОЗ.
Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука «У»
Ход:
Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.
ЛОШАДКА.
Цель: Учить правильно произносить звук «И»
Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.
НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ
Цель игры. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение:
Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху - Грру-грру-у- грру-грру-у!
Наши курочки в окно - Кко-кко-кко-ко-ко-ко- ко!
А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку- ка-ре-ку!
"Как кричат уточки?" - спрашивает педагог.
Дети отвечают.
Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков. В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы - "уточки", "гуси", "индюки". "Наши уточки с утра", - говорит воспитатель," а дети-уточки отвечают: "Кря-кря- кря! Кря-кря-кря!" и т. д.