Термин биология (от греческого «био» -жизнь, «логос»-наука) введен в начале 19 века Ж-Б Ламарком и Г.Тревиранусом для обозначения науки о жизни как особом явлении природы. Предметом биологии как учебной дисциплины служит жизнь во всех ее проявлениях: строение, физиология, поведение, индивидуальное (онтогенез) и историческое (эволюция, филогенез) развитие организмов, их взаимоотношение друг с другом и с окружающей средой.
Основными методами исследования являются:
-Описательный,
-Сравнительный,
-Исторический
-Экспериментальный
Ученые древности были выдающимися биологами, но биология, как теоретическая основа медицины, стала формироваться в 19 веке.
1) Создание клеточной теории Шлейденом и Шванном 1838
2) Труды Пастера и его последователей, изучавших микроорганизмы в качестве возбудителей инфекционных болезней, заложили научные основы инфекционных патологий, ускорили развитие хирургии.
3) Учение об иммунитете И.И.Мечникова 1896
4) Успехи генетики позволили развивать медико–генетическое консультирование с целью диагностики, профилактики, лечения наследственных болезней.
На основе анатомии, физиологии, биохимии и других медикобиологических наук развиваются терапия и хирургия. На основе микробиологии, иммунологии и паразитологии разрабатываются диагностика и профилактика инфекционных и паразитарных болезней, развивается эпидемиология. Данные общей и молекулярной генетики, анатомии, физиологии и биохимии составляют теоретические основы диагностики, лечения и профилактики наследственных болезней.
Самые первые сведения о живых существах человек стал собирать, вероятно, с тех пор, когда он осознал свое отличие от окружающего мира. Уже в литературных памятниках египтян, вавилонян, индийцев и других народов содержатся сведения о строении многих растений и животных, о применении этих знаний в медицине и сельском хозяйстве.
Первый этап, охватывающий период от античной натурфилософии до возникновения первых биологических дисциплин в науке Нового времени, характеризовался сбором сведений об органическом мире
Второй период связан с переходом к систематизации накопленного в ботанике и зоологии материала и построению первых таксономических классификаций. Клеточная теория Шванна и Шлейдена (1839)
Третий период, начавшийся с опубликования труда Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859) и завершившийся на рубеже XIX–XX вв., был временем революционного перелома в биологии. Открыты фундаментальные законы наследственности, чем обязаны Менделю (1865), Моргану (1910-1916)
Четвертый этап – Возникают представления об экологической системе, учение и биосфере и ноосфере (Вернандский). А Гаррод заложил основы молекулярной патологии (1908). Развивалась молекулярная биология, изучалась генетика человека
2. Свойства и особенности живого. Его качественные отличия от неживого. Дать
определение, что такое жизнь. Уровни организации живого.
Свойства живого:
1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в
объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково.
2. Обмен веществ. В круговороте органических веществ самыми
существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция)
3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных.
4. Наследственность –передача своих признаков, свойства и особенности развития из поколения в поколение.
5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства;
6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи.
7. Раздражимость –ответные реакции организмов на изменения окружающей среды.
8. Дискретность и целостность.
9. Саморегуляция – способность поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз).
10. Ритмичность –Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и др.
11. Индивидуальное развитие
12. Филогенетическое развитие – основные закономерности теории Дарвина
Основные свойства живого:
1.Дыхание — процесс, при котором происходит газообмен между организмом и окружающей средой.
2.Питание — усвоение питательных веществ, пищи живым организмом.
3.Выделение — процесс вывода ненужных или вредных для организмов продуктов жизнедеятельности.
4.Движение — изменение тела или частей тела особи в пространстве.
5.Рост — увеличение массы и размеров особи за счёт процессов биосинтеза.
6.Развитие — усовершенствование организма в течение жизни.
7.Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на воздействия окружающей среды.
8.Размножение — воспроизведение себе подобных особей.
9.Наследственность — свойство передавать потомкам свои признаки.
Жизнь – способ существования белковых тел, существенным моментом которой яв-ся способность обмена с окружающей средой (Ф. Энгельс)
Жизнь — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с
её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов,
протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление
Уровни организции живого:
1. Молекулярный уровень - элементарные структурные единицы – молекулы.
2. Клеточный - клетка
3. Тканевый – клетки образуют различные ткани
4. Организменный – особь, организм как целое
5. Популяционно видовой – совокупность особей (организмов)
6. Биогеоценозный и биосферный – исторически сложившиеся сообщества популяций, в которых осуществляется вещественно энергетический круговорот