3.1. Состав и методы в ТИ.
Основной задачей ТИ является создание теории по исследуемой проблеме, включающей объяснение явлений с использованием математического аппарата или качественных правил.
Объем ТИ зависит от специфики и сложности проблемы. В общем случае может включать этапы:
1. Постановка задачи, где определяются цели исследования, наиболее
эффективные пути реализации. Иногда формируется гипотеза, предварительно объясняющая явление.
2. Разработка модели процесса функционирования изучаемого объекта. В ТИ обычно используются математические, информационные или логические модели явления.
3. Выбор методов построения модели и их проверка.
4. Разработка алгоритмов и программных средств реализации моделей.
5. Выполнение математических расчетов или обработка информационных алгоритмов.
6. Анализ полученных результатов с помощью логических рассуждений
и выводов, формулирование результатов исследований. Эффективность ТИ в значительной степени зависит от используемых исследователем методов. При этом обычно применяются:
|
|
1. Известные общенаучные методы: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, обобщения и т.п.
2. Математические методы: аналитические, численные, оптимизационные, вероятностно-статистические.
3. Эвристические приемы и методы: инверсия, универсальность, самообслуживание, ассоциации, аналогии и т.д.21
4. Логические методы и правила, к числу которых можно отнести правила вывода сложных понятий из простых, установление истинности, выявление непротиворечивости и т.п.