Диалектика как метод и общая теория развития

К новым структурам мир приводит постоянная борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего.

Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектико-научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

Законам диалектики подчиняется всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

Диалектика как термин используется в смысле отражения всеобщих законов движения и развития объективной действительности.

Как понятие диалектика употребляется в трёх значениях.

Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

Совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

Философское учение о диалектике, теория диалектики.

Существует материалистическая и идеалистическая диалектика. Мы рассматриваем материалистическую диалектику. Она представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития. Диалектика — наука о наиболее общих законах всякого движения.

Диалектика как метод познания

"Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения её от её мистической формы, а это-то как раз и отличает от неё мой метод", — писал по этому поводу К. Маркс.

Как предмет философии идея впервые была рассмотрена Платоном. Идея у Платона есть то изначальное целое, что при всём многообразии отдельных вещей делает их такими, а не иными; есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных вещей. Быть сущностью вещей и общим многим вещам, быть их прообразом — таково свойство идеи.

Идеи являются началом, объединяющим разрозненные факты в единое целое, в систему, они обеспечивают дальнейшее движение сознания, находят тенденцию вывода знания из тупикового или кризисного состояния. Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности, общения и рефлексии.

В отличие от материи идея есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе её дальнейшего развёртывания, проект будущего развития действительности.

Диалектика как теория развития

Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей конечной точки.

Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением.

Рассмотрим диалектику как учение о единстве противоположностей. Диалектика — есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности; при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга.

Софистика — учение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики при помощи различных уловок, выдумки, головоломок, мнимых доказательств.

Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём, используя недостаточность логического и семантического анализа.

Догматизм возникает на основе метафизики. Он предполагает метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть догматизма. В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму, политическому авантюризму.

Метафизика — философское учение о сверхчувственных принципах бытия. Она представляет собой философский метод, противоположный диалектике, рассматривающий явления действительности не в их развитии и взаимной связи, а в состоянии покоя, разрозненно.

Эклектика как метод предполагает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов (материи и сознания, бытия и жизни). Общим между категориями и законами является то, что все они отражают всеобщие законы бытия, всеобщие стороны и связи. Взаимопроникновение противоположностей, взаимопереход количества и качества, повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики, так же универсальны, как отношение, причина и следствие, необходимое и случайное, форма и содержание, выражаемые в соответствующих категориях.

Различие категорий и законов возникает на основе предмета отражения:

-категории отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности;

-законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны.

Категории и законы различаются по форме отражения:

-категории являются особым видом внимания;

-законы диалектики, как и другие, представляют собой особый вид суждений.

Три закона диалектики

Рассмотрим три закона диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Закон отрицания отрицания.

Помимо вышеперечисленных, существует целое множество законов, есть и непознанные. Но в данной работе мы выделяем основные.

Единство и борьба противоположностей

Испокон веков внимание разума привлекал вопрос: как противоречивость характеризует диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познания и действия? Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

Абсолютно идентичных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).

Формула "единство и борьбы противоположностей" выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, развития.

Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение своей жизни являются тождественными с собой и отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции, словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений, которые составляют жизнь. Их общие итоги выступают в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть.

Используя закон единства и борьбы противоположностей, любой объект можно расценивать как соединение двух гипотетических начал — мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения — анатомической, психологической, философской — есть подвижный результат двух начал. Вспомните миф о Меркурии: две Земли переплетаются в не поддающихся упорядочению узорах, когда же Аполлон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру.

Любая ориентация, любое стремление определяют мужское в мужчине, женское в женщине.

Движение слева направо, вверх, от центра к периферии — мужское. Движение справа налево, вниз, от периферии к центру — женское.

Отсюда, минимум, два вывода:

-любое "слева" уже подразумевает "направо";

-любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".

Все направления легитимны тогда, когда имеется центр.

Противоречие выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов. Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих, взаимно друг друга обусловливающих (взаимодействующих) противоположностей. Единство тождества и различия — такова диалектическая форма противоречия.

Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Гегель говорил, что противоположности "имеют против себя" не просто иное, а "свое иное". Диалектика противоречия отражает двойственные отношения внутри целого:

-единство противоположностей;

-борьбу противоположностей.

Типы (виды) противоречий:

-внутренние и внешние. Внутренние противоречия — это противоречия между элементами структуры; а внешние — это противоречия различных систем, явлений (общество и природа, организм и среда);

-основные и неосновные, главные и неглавные. Так, например, взаимные превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не приводит к изменению атома: полярность ядра, электронные оболочки остаются.

Отрицание отрицания

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием.

Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:

-деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего;

-кумуляции (накопления, суммирования);

-конструкции (формирования, создания нового).

Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступательность.

Примеры диалектического отрицания в истории России:

Переход от язычества к православию — это отрицание Востока и поворот к Западу.

Татаро-монгольское иго — переход от феодального Запада к Востоку.

Петровские реформы — ориентировка России с Востока на Запад.

Революция 1917 года — вектор времени снова направляется с Запада на Восток.

Идет перестройка — признаки идеализации Запада. Неужели опять, уже в третий раз, ориентировка на Запад?

Переход количества в качество

Закон количественных и качественных изменений имеет следующие категории.

Качество — это совокупность свойств, которые указывают на то, что представляет собой вещь, чем она является; такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

Количество — это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры. Характеристика по степени развития или интенсивности присущих вещам свойств, выражаемая в величинах и числах.

Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых означает ее качество.

Мера — диалектическое единство качества и количества; такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Скачок — переход количественных изменений в качественные, переход из одного количественного состояния в другое в результате превращения меры.

Свойство — сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними.

Свойства бывают:

-специфическими и общими;

-главными и неглавными;

-необходимыми и случайными;

-существенными и несущественными;

-внешними и внутренними;

-совместимыми и несовместимыми;

-отдельными и неотдельными;

-естественными и искусственными.

Категории диалектики

Категории диалектики разнообразны, сложны по своей природе. Они выражают:

-универсальные связи бытия;

-единичное и общее;

-явление и сущность.

В мире все является взаимосвязанным. Эта взаимосвязь имеет универсальный характер и пронизывает все бытие.

Формы взаимосвязи могут проявляться в связи единичного и общего; части и целого; индивидуального и варьируемого и т. д. Диалектика позволяет познать сложные истины, противоречивые универсальные связи бытия.

Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют группу категорий диалектики.

Эти категории, как правило парные, отражают "полярные" стороны явлений, вещей, процессов. В процессе познания категорий, отражающих многообразие связей реального мира, можно выделить два категориальных ряда:

-первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность" бытия. К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики: единичное и общее, многое и единое, сходство и различие, качество и количество, простое и сложное, часть и целое, конечное и бесконечное, форма и содержание и т. д.;

-второй категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним относятся: явление и сущность, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность и др.

Первый ряд категорий можно назвать "горизонтальным", а второй — "вертикальным".

Смысловое разъяснение категорий

Единичное и общее

Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других, называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет (явление, вещь), отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то, что неповторимо в явлении, присуще только ему, отсутствует у других явлений, можно назвать единичным. Общим является то, что повторяется в других явлениях, что присуще не одному, а многим явлениям. Общее — это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе.

Общее существует в единичном, единичное выражает черты общего. Над единичным властвует общее. Оно безжалостно заставляет последовательно гибнуть единичное, чтобы сохранить себя; единичное умирает, но род живет.

Явление и сущность

Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.

Явление — внешние, наблюдаемые, означаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предмета. Сущность — внутренние, глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предмета, определяющие его природу. Эти явления выступают как совокупность.

Одни утверждают, что форма проявления и сущность вещей совпадают. Если бы это было верно, тогда наука была бы излишней. Другие предполагают, что явление и сущность не имеют общей связи. Если это считать верным, то тогда невозможно познание сути вещей. Кант считал, что явление — это форма опытно постигаемого человеком бытия. Платон писал, что сущность тождественна идее (эйдосу), она не сводится к телесным, чувственно воспринимаемым формам бытия. Она есть некий исходный образец для всего возникающего и пребывающего.

По мнению Аристотеля, сущность — это вещи, наделенные особой активностью форм; некоторый принцип, олицетворяющий косную материю, в совокупности с которой и образуются все вещи.

Сущность вещей материальна, представляет собой совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей, и существует она независимо от человеческого сознания. Существуя реально, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в нем, через него.

Структурные связи:

-часть и целое;

-форма и содержание;

-элемент и структура.

Расположение вещей бывает либо структурное, либо хаотическое.

Любая структура составляет целое, которое состоит из частей. Целое рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета, а части — как такие "предметы", которые в своей совокупности образуют новые, сложные предметы.

Такое утверждение примитивно, прямолинейно. Целое может быть и сбором составляющих частей, где части могут быть собраны спонтанно. Такое целое не представляет ценности. Целое должно иметь целостность. Целостность имеет различные типы:

-структурный тип целостности отражает связи строения;

-функциональный тип целостности — принципы действия;

-генетический тип целостности характеризует развитие.

 

Целое представляет собой предмет, включающий в себя в качестве составных частей другие органически связанные между собой предметы, обладающие такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.

С категориями сущность и явление, часть и целое тесно связаны категории содержание и форма. Под содержанием понимается категория материалистической диалектики, обозначающая совокупность всех взаимодействий и обусловливаемых ими изменений, свойственных явлению. Формой явления называется относительно устойчивая система связей моментов содержания, его структура. Понятие "структура" обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого. Понятие "элемент" обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определённой взаимосвязи и взаимозависимости. Понятие "часть" представляет собой характеристику, "винтик", "клеточку" целого.

Связи детерминации.

Детерминизм — это учение о всеобщей взаимообусловленности объективных явлений. В основе этого утверждения лежит универсальная связь всех явлений.

Исходной категорией детерминизма являются понятия связи и взаимодействия.

Сущность детерминизма раскрывается наиболее полно путём использования следующих категорий: "причина", "следствие", "закономерность", "сущность", "явление", "необходимость", "случайность", "свобода", "возможность", "действительность".

Эти категории используются как парные категории.

Их характеристики:

Причина и следствие. Причиной называется взаимодействие материальных образований или элементов, их составляющих, обусловливающее соответствующие изменения. Следствием называются изменения, возникающие во взаимодействующих формах или материалы их образованиях в результате их взаимодействия.

Необходимость и случайность. Необходимостью называются свойства и связи, обусловленные внутренними причинами вещи, явления, внутренней природой элементов, составляющих материальное образование. Случайностью называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные стечением внешних обстоятельств.

Возможность и действительность. Возможностью называются тенденции, предпосылки возникновения и развития, а действительностью называется то, что уже появилось реально.

 

26. Проблема сознания в философии. Сознание как рефлексия и понимание.

Сознание как философская проблема. Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. По сути, это начало антропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит – существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру.

Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы:

1. Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею.

2. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.

3. Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д.

4. Мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи осуществление общих функций сознания.

5. Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание человека.

Таким образом источником индивидуального сознания является не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов), и не сам по себе мозг (как у вульгарных материалистов), а реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга в системе надличностных форм сознания.

Понятие сознания. Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа. Сознание является одним из основных понятий философии, психологии и социологии. Оно обозначает высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Это обусловливает творческое преобразование действительности первоначально в сфере практики, а затем и во внутреннем плане в виде представлений, мыслей, идей и др. духовных феноменов, образующих содержание сознания, которое запечатлевается в продуктах культуры (включая язык и др. знаковые системы), приобретая форму идеального и выступая как знание. Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку.

Раскрывая природу сознания необходимо выяснить, является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое. Второй подход представлен прежде всего в религиозных течениях (В.С.Соловьев, Д.Ландреев, Т. де Шарден), в центре которых – божественный разум, живое тело космоса, «галактический разум» и т.д. Не отвергая этот подход, остановимся на другом, нашедшем большее научное объяснение, объявляющее сознание атрибутом человека. Он разрабатывался в рамках философского реализма (диалектического материализма). Мировоззренческим основанием его служит принцип отражения, описывающий свойства материи как субстанции.

Сознание в контексте антропогенеза. Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всей материи.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом.

Эти изменения, запечатляемые в другом и используемые самоорганизующимися системами называются информацией (песок и вода, отпечатки на известняке, отражаемые зеркалом предметы).

Присущее неживой природе свойство отражения при определенных условиях порождает отражение в живой природе – биологическую форму отражения. Ее разновидности: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных. Такое отражение связано с приспособленной жизнедеятельностью живых организмов, в чем проявляется сущность их жизни.

Этим формам отражения присуща активность и целесообразность. Даже растения, простейшие организмы исходя из потребностей самосохранения целесообразно реагируют на биологические важные условия среды.

Психическая форма отражения высших животных развивает сознательную форму отражения. Сущностью этой формы является способность отражающего получать уже сигнал не о свойствах раздражителя, а сигнал или образ образа объекта. Формами такого отражения становится – понятие, суждение, умозаключение. Опережающий характер отражения дополняется признаком целенаправленности. Что позволяет человеку, прежде чем приступить к делу, увидеть результат и построить образ действия по его достижению. Это позволило осуществить новый способ жизнедеятельности человека – его предметно-практическую деятельность, которая, в свою очередь стало необходимым условием формирования сознания.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Для возникновения сознания необходимы были как биологические, так и социальные предпосылки, которые рассматриваются в эволюционических теориях происхождения человека. Наибольшим признанием используется трудовая теория антропогенеза, в которой труд рассматривается в единстве с природными факторами происхождения человека

Они не стали решающими для появления человека, и только социальные условия могли сыграть решающую роль. Это:

1. Труд и трудовой процесс, начиная с использованием предметов природы в качестве орудий труда, и заканчивая изготовлением их в совместном труде и общении.

2. Членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении, формирование языка.

3. Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине.

Т.о. сознание –историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения действительности, присущая человеку как особым образом организованной материи, функция его мозга, связана с биологическими предпосылками и социальными условиями.

 

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля

Человек есть не только сам в себе, он есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстречу нам сияют наши сущности: ребенок, говорит Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами как неким делом, в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение.

Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его природе, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: она не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким был прежде.

Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Нет абсолютной меры сознательности. Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: