Контрольные вопросы
1. Перечислить формы отражения в неорганической природе и биологические формы отражения.
2. В чём состоит роль труда при становлении специфически человеческой формы отражения - сознания.
3. Значение языка в становлении и функционировании сознания.
4. Что такое идеальное?
5. Как связаны сознание и мозг.
6. В чём суть проблем «диалога» человека и компьютерных систем?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
- Человек как субъект сознания и его социальная сущность.
- Физиологический механизм сознания.
- Проблема идеального.
- Роль труда в формировании сознания: общепринятое и спорное.
- Самосознание: что это такое? как оно формируется?
- Творческая активность сознания.
- Язык - материальная форма мыслительной деятельности.
- Коммуникативная функция языка.
- Естественные и искусственные языки.
- Сознание и кибернетика.
- Моделирование психической деятельности мозга.
- Отражение как всеобщее свойство материи.
- Проблема разума в космосе.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1992.
2. Вернадский В.И. Философские письма натуралиета. — М., 1988. Разд. 2.
3. Выготский Л.С. Развитие высших нервных функций. – М., 1990.
4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. – М., 1998.
5. Иванов А.В. Сознание и мышление. — М., 1994.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
7. Мамардашвили К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии.
8. 1990. № 10.
9. Налимов В.В. Спонтанность сознания. — М., 1989.
Тема 3.3 Диалектическая концепция понимания бытия
- Понятие диалектики и ее исторические формы.
- Объективная и субъективная диалектика. Основные принципы диалектики.
- Принцип всеобщей связи: детерминизм и индетерминизм.
- Диалектика и специальные научные теории развития. Характерные черты развития.
- Диалектика и ее альтернативы: метафизика, догматизм, софистика и эклектика.
6. Динамические и статистические закономерности.
- закон перехода количественных изменений в качественные;
- закон единства и борьбы противоположностей.
В философии существуют две теоретические системы материализм и идеализм и два противоположных метода познания: диалектика и метафизика. Основной вопрос философии подразумевает ответ на вопрос, что происходит с миром, изменяется ли он? К числу наиболее важных вопросов диалектики относятся такие: " Что такое развитие?", " Почему оно происходит?", " Как оно «протекает»?" и " Куда направлено?." Ответ на эти вопрос дает раздел философии, который называется диалектика. Слово диалектика древнегреческого происхождения. Скорее всего этот термин употребил Сократ и первоначально под ним понималось умение вести спор, беседу, добиваясь истины путем выявления противоречий. Мастером такого диалога является Сократ.
Аристотель включает диалектику в сферу логики, этой точки зрения придерживались и стоики Зенон, Хрисипп. Философская школа стоицизма различала логику, как науку о законах и формах мышления, риторику, как науку красноречия (умение связно говорить при помощи рассуждений) и диалектику, как науку правильно спорить при помощи рассуждений.
Одним из основоположников диалектики является Гераклит, который первым отметил, что весь мир находится в непрерывном развитии, движении. Создание первой исторической формы диалектики - важная заслуга древнегреческой философии. Эта диалектика была еще стихийной, разрабатывалась на материале обыденного опыта, нередко она применялась в субъективных целях (софизм), а также для обоснования скептицизма, поэтому встала задача превращения диалектики из субъективного искусства в теоретическую систему. Дальнейшее развитие диалектика получила в средние века, что проявилось в творчестве ряда мыслителей той эпохи. Так философ и монах Пьер Абеляр, применял диалектику в качестве способа достижения истины путем обсуждения различных суждений. Он учил, что целью познания является истина, а диалектика- это искусство для различения истины и лжи.
А.Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив ней периоды детства, юности, зрелости, старости и смерти.
Фома Аквинский выдвинул и обосновал идею иерархичности, т.е. упорядоченности мира который якобы был сотворен Богом. Поскольку предметы дискуссий в средние века были, как правило, абстрактны и отдалены от жизни, то впоследствии для мыслителей Нового времени диалектика стала отождествляться со схоластической философией.
Диалектика в философии и естествознании эпохи Возрождения и Нового времени развивалась такими известными мыслителями, как Д.Бруно, Н.Кузанский, Р.Декарт, Б. Спиноза. С позиций диалектического мышления они рассматривали развитие природы как великого целого, выделяли и анализировали в ней внутренние и внешние взаимосвязи и противоречия. Новый поворот этого термина связан с немецкой классической философией и особенно с именем Гегеля. Философские системы философов Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля объединяет стремление к созданию целостной теоретической системы на основе принципа развития.
Высшим достижением немецкой философии явилась идеалистическая теория Гегеля. Он открыл основные принципы диалектики, исследовал более 100 различных категорий, в его трудах диалектика представляет собой уже стройную теоретическую систему. Он впервые сформулировал три основные положения диалектики:
1. универсальной связи явлений;
2. единство противоположностей;
3. развитие через диалектическое отрицание.
Основная заслуга Гегеля в истории диалектики состояла в том, что он по словам Ф.Энгельса, впервые сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории («европоцентризм»), логики и внутренних связей исторического процесса.
Он подчеркнул, что окончательные, завершенные результаты познания и практики человека невозможны. Но его диалектика носит мистический, идеалистический характер, так как систему законов и категорий он применяет не для анализа общества и, природы, а для анализа развития некой абсолютной идеи. Тем самым природа лишалась внутренних источников развития и обрекалась вечно воспроизводить одни и те же состояния, двигаясь как бы по замкнутому кругу. Духовное начало рассматривалось Гегелем как нечто несравненно более высокое, нежели природное начало. В этом смысле диалектика Гегеля была по выражению К. Маркса, искажена и перевернута с ног на голову, затушевывая и даже мистифицируя подлинные причины развития природы и общества. Именно с Гегеля устанавливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики, потому что Гегель впервые рассматривает диалектику как метод познания действительности.
Материалистическая диалектика в классической марксистской философии в корне отличалась от идеалистической диалектики Г.Гегеля, хотя и имела тесную связь с ней. Диалектика Гегеля было освобождена от мистической формы, но в ней было сохранено ее основное рациональное зерно — идея развития, как метода познания мира.
В русской философии диалектические идеи развивались А.И.Герценом, В.И.Лениным и другими материалистами, а так же представителями русского космизма (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский и др.). Тема единства мира и его духовной эволюции представлена в творчестве Я.С. Соловьева. Н.А.Бердяева, С.Л.Франка.
Диалектика, как теория развития и метод мышления, является значительным пластом истории философской культуры. Ее основная идея — идея развития всего сущего — явилась результатом не только созерцания мира, но и отражением в философии восходящего, т.е. прогрессивного развития человечества, науки и практики. Рассматривая мир как единое и динамичное целое, она тем самым является обобщением материала естественных и иных наук.