Журналистика пушкинского времени

Государственный Музей А.С.Пушкина

Справочно-методические материалы обзорной экскурсии

«Музей-квартир А.С. Пушкина на Арбате» (Арбат,53).

Год

Экскурсия начинается на первом этаже, у главного входа в дом, перед витриной даров. Вступительное слово экскурсовода содержит краткую информацию об истории арбатского дома и его владельцах - дворянской семье Хитрово. Говоря о доме, интересно сразу показать его планировку: главный вход, от него через прихожую идущие по кругу комнаты первого этажа, лестницу на второй этаж. Второй этаж дома, состоящий из пяти комнат, Александр Сергеевич нанимает в преддверии своей свадьбы. Важная подробность в рассказе - отсутствие владельцев дома в момент проживания в нём А.С.Пушкина и Натальи Николаевны. В рассказе упоминается дата проведения А.С.Пушкиным в этом доме мальчишника - прощания с холостой жизнью 17-го февраля и дата свадьбы поэта-18-го февраля 1831г.

18-е февраля 1986-года - дата открытия музея в мемориальном доме на Арбате и создания экспозиции «Пушкинская Москва».

Зал № 1.

Экспозицию первого зала, посвященного пушкинской Москве, открывает этюд к портрету А.С.Пушкина работы В.А.Тропинина.1827г.(копия).

Москва в жизни поэта. «Москва, как я любил тебя, святая родина моя!» Здесь прошли его детские годы, сюда он вернулся в 1826 году после шестилетнего изгнания, и здесь был удостоен звания первого поэта России. В Москве А.С.Пушкин венчался, а в доме на Арбате начиналась его семейная жизнь. И хотя последние шесть лет жизни поэта прошли в Петербурге, он каждый год навещал Москву, то по делам, то проездом.

Экспозиция зала представляет Москву пушкинского времени: допожарную и послепожарную.

В Москве допожарной прошли детские годы будущего поэта. Экспозицию, посвящённую Москве допожарной, открывают виды города на гравюрах с оригиналов французского художника Ж. Делабарта.

*Примечание- звёздочкой в данной работе будет обозначена вся информация справочного, а также факультативного характера.

*В 1799г. швейцарский коммерсант И. Векслер издал серию видов Москвы, состоящую из 12-ти гравюр на меди, оригиналами к которым послужили произведения французского художника Ж.Делабарта 1794-1798 годов.

На экспозиции представлено 6 нераскрашенных гравюр по оригиналам Ж.Делабарта. Гравюры передают неповторимое, патриархальное своеобразие Москвы пушкинского детства. Живописные набережные Москвы-реки; гуляющие кавалеры и дамы; рядом с ними толкутся уличные торговцы; бабы с вёдрами на коромысле; мужик везёт бочку на своей хилой лошадёнке… Роскошь и бедность, труд и праздность - всё перемешано в этом огромном городе.

Показ экспозиции зала лучше начать с видов Кремля, кремлёвских соборов, кремлёвского сада, Москвы-реки. Иллюстрацией показа могут служить пушкинские строки: «Края Москвы, края родные, где на заре цветущих лет часы беспечности я тратил золотые, не зная горести и бед…». («Воспоминания в Царском селе» 1814.)

Прогулки по Москве Пушкина-ребёнка со своим слугой Никитой Тимофеевичем Козловым дарили первые впечатления от встречи с родным городом. Очень точно передают городской колорит строки из стихотворения П.А.Вяземского: «Здесь чудо барские палаты с гербом, где вписан знатный род. Вблизи на курьих ножках хаты и с огурцами огород».

Пашков дом - красивейшее здание старой Москвы, построенное по проекту архитектора В.И.Баженова в 1784-1787 годах. «Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком,- писал П.А.Вяземский.- На горе, отличающийся самобытною архитектурою, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр».

От улицы дом отделяла высокая чугунная ограда, около которой всегда останавливались любопытные. «Прекрасный дом Пашкова на углу Знаменки и Моховой был построен Александром Ильичём Пашковым,- рассказывала бабушка Д.Благово Елизавета Петровна Янькова.- Я помню, когда дом Пашковых был во всём блеске, свежий и новый, как с иголочки. Перед домом били фонтаны; по саду расхаживали разные птицы: павлины, фазаны; было несколько пребольших сетчатых птичников из золочёной проволоки; иногда в саду играла их собственная крепостная музыка; у них бывали зачастую театры и праздники…».

1811 год- год отъезда будущего поэта из Москвы в Петербург для поступления в Царскосельский императорский Лицей. Прощание А.С. Пушкина с семьёй, с детством, с Москвой на долгих 15 лет.

1812 год- год наполеоновского нашествия и опустошительного пожара Москвы. В связи с темой войны, можно цитировать строки лицейского стихотворения Пушкина «Воспоминания в Царском Селе»: «Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен! Исчезли здания вельможей и царей, все пламень истребил…» Они передают боль юного поэта за поруганную неприятелем столицу. В повести «Рославлев»(1831-1836) Пушкин писал: «Вселенная изумится великой жертве! Никогда Европа не осмелится уже бороться с народом, который рубит сам себе руки и жжёт свою столицу».

Переходя ко второй части экспозиции, которая рассказывает о возвращении А.С.Пушкина в Москву из михайловской ссылки, следует сделать акцент на рассказе о Петровском замке.

8-го сентября 1826 года Александр Сергеевич въезжает в Москву по Петербургскому тракту. Перед въездом в город, на его окраине он видит Путевой императорский дворец, по месту расположения получивший название Петровский.(расположен на землях бывшего Высокопетровского монастыря).

Петровский замок. О.Кадоль. 1825г. Литография.

*Петровский путевой (подъездной) дворец- построен по приказу Екатерины Второй в 1776-1780 годах в честь успешного завершения русско-турецкой войны, как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Созданный архитектором Матвеем Фёдоровичем Казаковым, Петровский дворец напоминал сказочный замок. Его архитектура сочетала мотивы мусульманского Востока и Византии, европейской готики и московского барокко. Комплекс дворцовых построек расположился в хвойном лесу, между старым и новым Петербургскими трактами. На фоне темнозелёных елей высилось подобие крепости. Десять больших и четыре малых башни напоминали о покорённых турецких цитаделях. Все здания были выложены из красного кирпича, украшены белокаменной резьбой Драматическим в судьбе дворца стал 1812 год. Во время пожара некоторое время в Путевом дворце шесть дней скрывался Наполеон. Этот факт и вспомнил А.С.Пушкин проезжая мимо дворца.

«Вот окружён своей дубровой, Петровский замок. Мрачно он недавнею гордится славой. Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненный с ключами старого Кремля…» «Евгений Онегин», глава 7-я.

С Тверской улицы поэту открылся вид на Кремль. (О.Кадоль. Вид Кремля с Каменного моста. Литография.)

«Ах, братцы, как я был доволен, когда церквей и колоколен, садов, чертогов полукруг открылся предо мною вдруг! Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе!» «Евгений Онегин», глава 7-ая. Знакомство поэта с послепожарной Москвой. «Московские улицы, благодаря 1812 году, моложе московских красавиц…»(«Путешествие из Петербурга в Москву», 1834г.)

Первый иллюстрированный план Москвы(1825г.) В центре - план города, вокруг- 14 клейм с видами важнейших зданий: Петровский театр, Пашков дом, Голицынская больница и т. д. Клейма гравированы А.Афанасьевым и раскрашены от руки акварелью.

Рассматривая план Москвы, следует сделать акцент на изображение Красной площади. На ней в 1818 году будет установлен памятник Минину и Пожарскому. Так можно перейти к изображению послепожарной Москвы на литографиях, созданных по работам немецкого художника Эдуарда Гертнера.

* В 1837 году в Россию по приглашению Николая Первого приехал известный немецкий живописец Эдуард Гертнер. Со скрупулёзной точностью он фиксирует виды Москвы вокруг Кремля - от Спасских ворот через Кутафью башню до Каменного моста, потом по Замоскворечью к Москворецкому мосту. Двенадцать листов, литографированных в Мюнхене в 1839 году, составляют своеобразную панораму вокруг Кремля.

Вид на Красную площадь и памятник К.Минину и Д.Пожарскому(Лешбе К.А. с оригинала И.Ф.Э. Гертнера. Литография 1838-1840)

* После победы, одержанной над Наполеоном, Красная площадь стала местом парадов и торжеств. Мостовую выложили узором, вдоль Кремлёвской стены посадили липы, напротив, протянулись ампирные строения торговых рядов с колоннадой и куполом, выполненные по проекту О.И.Бове; в 1818 году был поставлен памятник Минину и Пожарскому, обращённый в то время к храму Василия Блаженного. Торжественное открытие памятника (автор выдающийся скульптор И.П. Мартос) состоялось 20-го февраля 1818 года. Оно превратилось в народный праздник. Тысячи москвичей заполнили Красную площадь, на которой был устроен парад гвардии. Под звуки барабанной дроби и мощного «ура» медленно спало покрывало. Памятник стал первым скульптурным монументом города и первым произведением русского монументального искусства, где прообразом послужил не царь и даже не великий полководец, а простой гражданин, человек из народа. В рубашке с русским узором стоит перед князем нижегородский староста Кузьма Минин. Властный жест его вытянутой руки устремлён на площадь, к народу. Он призывает воеводу Д.Пожарского возглавить русское войско и спасти отечество. Опираясь на щит, Пожарский принимает из рук Минина меч.

В 1930 году в связи с реконструкцией площади памятник был перенесен к храму Василия Блаженного, где и стоит теперь.

Зал №2.

А.С.Пушкин приехал в Москву в период коранационных торжеств. Москва, по меткому выражению стихотворца А.Е.Измайлова, короновав нового императора, короновала затем поэта. Пушкин был признан первым поэтом России. Его читали, им восхищались.

Рассказ о посещении Пушкиным Большого театра.

12-го сентября Пушкин впервые появился на публике в Большом театре, где в тот вечер давали комедию А.Шаховского «Аристофан». «Мгновенно разнеслась по зале весть, что Пушкин в театре,- вспоминала позднее Елизавета Николаевна Ушакова, в 1826 году 16-ти летняя московская барышня,- имя его повторялось в каком-то общем гуле; все лица, все бинокли были обращены на одного человека, стоявшего между рядами и окружённого толпою».

Большой театр. О.Кадоль. 1825г. Литография.

*Большой театр был построен на месте, сгоревшего в 1805-ом году Петровского театра. Автор постройки - известнейший архитектор, восстановивший Москву после пожара, Осип Иванович Бове. 6-го января 1825 года состоялось открытие театра. Перед началом первого спектакля царила атмосфера праздника: «Театр уж полон ложи блещут; партер и кресла, всё кипит». Бурными аплодисментами и криками «браво!» зрители настойчиво вызывали не артиста, не режиссёра, не композитора, а создателя замечательного театрального здания Осипа Ивановича Бове.

Среди портретов известных московских актёров, представленных на экспозиции, можно выделить портрет выдающегося русского актёра Михаила Семёновича Щепкина. Щепкин играл в пьесе Шаховского «Аристофан» роль умного раба Созиа. Именно этот спектакль и увидел А.С.Пушкин при первом посещении Большого театра. Впоследствии поэт очень близко сошелся со Щепкиным, заслушиваясь его рассказами о тернистом творческом пути крепостного актёра.

Балы, театральные спектакли, прогулки, встречи с друзьями –литераторами. Пушкина закружил вихрь светской жизни. Через несколько дней, после приезда из ссылки он посетил самый известный в Москве салон- салон З.А.Волконской. Переход к теме первого знакомства А.С.Пушкина с З.А.Волконской.

Вид Тверской улицы с домом З.А.Волконской. Р.Алексеев. 1800-е г.

*Дом на Тверской, в котором поселилась З.А.Волконская(ныне Тверская, 14) принадлежал её мачехе княгине А.Г.Белосельской-Белозёрской, урождённой Козицкой. Он был построен в 1790-х годах великим русским зодчим М.Ф.Казаковым. Трёхэтажный, с шестиколонным коринфским портиком, изящными решётками балконов, тонко проработанной лепниной, это был настоящий дворец. Княгиня Волконская украсила дом-дворец на Тверской «оригиналами и копиями знаменитейших произведений живописи и ваяния; комнаты своего дома, настоящего музея, она раскрашивала фресками в стиле различных эпох»,- вспоминала племянница поэта Д.В.Веневитинова.

Понятие салона. Устраивая салон, хозяйка заранее объявляла о назначенном дне съезда гостей. Этот день на французский манер(поскольку мода на салоны пришла из Франции) назывался- журфикс. В салонах не играли в карты, не ждали от хозяйки обильного угощения. В рассказе о том, что такое «салон» правильно было бы привлечь внимание группы к интерьеру гостиной: изящная мебель, расставленная по правилам салона не кучно, а отдельными группами для удобства гостей, которые могли переходить от одного круга общения к другому, музыкальный инструмент- прямострунный рояль, который дарил гостям чарующие звуки музыки.

Портрет З.А.Волконской(1789-1862) К.Брюллов. 1830-е годы. Литография.

Салон З.А. Волконской- литературно-музыкальный. Современники вспоминают: «Вечера проходили в чтении и музыке; здесь собирались лучшие музыканты и певцы итальянской оперы». На протяжении пяти лет(с 1824 по 1829г.) З.А. Волконская каждое воскресенье устраивала в своём доме, похожем на дворец, литературные чтения и концерты, собирая у себя по выражению Вяземского, «всех замечательных и отборных личностей современного общества».

Знакомство З.А. Волконской с А.С.Пушкиным.

Волконская «в присутствии Пушкина и в первый день знакомства с ним, пропела элегию его, положенную на музыку Геништою: «Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман…» Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого и художественного кокетства»(из статьи Вяземского «Мицкевич о Пушкине). О чарующем контральто Волконской напишет слепой поэт Иван Козлов: «Мне говорят: Она поёт, и радость тихо в душу льётся…» Не позднее мая 1827-го года, Пушкин подарил З.А.Волконской только что вышедшую книжку «Цыган» и поэтическое послание, в котором он создал возвышенный, идеальный образ: «Царица муз и красоты, рукою нежной держишь ты волшебный скипетр вдохновений…»

В салоне З.А. Волконской Пушкин знакомится с польским поэтом-изгнанником Адамом Мицкевичем (портрет А.Мицкевича(1798-1855). 1820-1830-е годы. Литография. В.Курнатовский с оригинала В.Ваньковича) На одном из вечеров Пушкин восторгался импровизациями Мицкевича и, по свидетельству современника, во время одной из них «вскочил с места, и ероша волосы, почти бегая по зале, восклицал: «Что за гений! Что за священный огонь! Что я в сравнении с ним? И бросившись к Адаму на шею, обнял его и стал целовать как брата… Тот вечер был началом взаимной дружбы между ними».

После приезда из ссылки А.С.Пушкин поселяется в арбатских переулках у своего друга С.А.Соболевского (показать портрет Соболевского). В благодарность за тёплый приём поэт втайне от друга хочет преподнести ему свой портрет. Несколько раз он посещает мастерскую выдающегося художника-портретиста Василия Андреевича Тропинина.

В.А.Тропинин(1780-1852)Автопортрет,1840-е г.

«Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднёс мне его в виде сюрприза с разными фарсами(стоил он ему 350 рублей)». (Из письма Соболевского Погодину, опубликованного в 1852г.)

*Василий Андреевич Тропинин, бывший крепостной графа Моркова, лишь на 48-ом году жизни, в 1823 году, получил вольную и вскоре обосновался в Москве. Пушкин приходил к художнику позировать в нанятую им квартиру с маленькой мастерской в доме на улице Ленивке(почти напротив нынешнего Музея изобразительных искусств им. Пушкина), из окна которого открывался вид на Кремль. Тропинин, «человек среднего роста, с умною, открытою физиономией, в очках встречал гостей с добродушной улыбкою, в халате, с палитрой в руке».(за свою жизнь он создал около 3-х тыс. работ, как считал его современник и биограф скульптор Н.А.Рамазанов).

Экспозиция этого зала сложна для детей. Если дети не готовы к восприятию, например темы салона, эту тему можно опустить.

Можно рассказать о посещении Пушкиным Большого театра, о знакомстве с художником Тропининым. Можно поменять и последовательность рассказа: Большой театр, знакомство Пушкина с художником Тропининым, салон Волконской.

 

Зал № 3.

Уютная обстановка кабинета: диванчик тет а тет, на овальном столике старинная лампа-бульётка и фарфоровая чернильница, книги и журналы в стеклянных витринах.

Портреты московских писателей: Одоевского В.Ф.(1804-1869), Лажечникова И.И.(1792-1869),Загоскина М.Н., Давыдова Д.В.(1784-1839)

Наиболее близким к Пушкину был поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов. Пушкин посвятил Давыдову три послания. Одно из них можно процитировать: «Певец-гусар ты пел биваки, раздолье ухарских пиров и грозную утеху драки, и завитки своих усов».(1821) Интересен для показа чернильный прибор с фигуркой казака, держащего в одной руке пистолет, в другой - саблю. Таким, как этот казак, и был в бою Денис Васильевич Давыдов.

Несложно представить в кабинете тёплую встречу двух друзей-поэтов. Их беседа могла быть прервана небольшим чаепитием. На пороге кабинета мог появиться вызванный колокольчиком(в витрине- колокольчик на подставке рубинного стекла) слуга и держать на подносе фарфоровые чашечки с чаем.(в витрине- чашечка с подставкой в виде львиных ножек). О чём могли говорить Пушкин и Давыдов? Конечно о литературе. Пушкин мог прочитать свои новые произведения Денису Васильевичу. Давыдов же лелеял надежду издать в Москве сборник своих стихотворений. Только осенью 1832года в книжных лавках Москвы появился первый сборник стихотворений прославленного поэта(можно показать его в витрине) «Стихотворения Дениса Давыдова»(в сборник поэт включил 39 стихотворений). Автор не был доволен изданием: огорчали внешний вид книжки, небрежность шрифта, опечатки.

После ухода друга, Пушкин мог сесть за чтение книги или и написать письмо. Как писали и отправляли письма в пушкинское время?

Показ кабинетных вещей: чернильницы(непроливайка) подвесной с пеналом(1-ая четверть 18-го века, медь, литье), чернильницы дорожной в форме куба, перламутрового ножика для разрезания бумаги, печатки из яшмы и топаза, сосуда для расплавливания сургуча, гусиного пера. Показ кабинетных вещей сопровождается коротким рассказом об их использовании.

 

Зал №4.

Журналистика пушкинского времени.

Сравнивая московских и петербургских литераторов, Пушкин отдавал предпочтение москвичам: «Московский журнализм убьёт журнализм петербургский». Во второй половине 1820-х - в 1830-е годы именно, в старой, «отставной» столице издавались лучшие прогрессивные русские журналы. В витринах: «Московский телеграф»(1825-1834) Н.А. Полевого, «Телескоп» (1831-1836) Н.И. Надеждина, «Европеец»(1832) И.В.Киреевского.

Внешнее отличие журналов старинных от современных? Цветные иллюстрации. В пушкинское время не было цветной печати.

В отдельной витрине представлен «Дамский журнал»» (1823-1833), издаваемый князем Петром Ивановичем Шаликовым. Содержание «Дамского журнала» составляли чувствительные повести госпожи Жанлис и других французских писательниц, а так же послания, мадригалы, элегии, стихи, басни русских поэтов, чаще всего обращённых к дамам. В той же витрине много изысканных женских вещиц: веер, записная книжечка для бала, порт буке(бутоньерка с зеркальцем), визитница, театральная сумочка с бисерной отделкой.

*Об издателе, князе Шаликове может быть составлен небольшой рассказ. Шаликов-салонный стихотворец, ориентирующийся на дамские вкусы, автор дружеских посланий, литературных мелочей, стихов на случай, творец альбомной культуры. Личность Шаликова, его творения и литературные вкусы были предметом постоянных насмешек. Его называли Вралёвым, Вздыхаловым, писателем Нуликовым, кондитером литературы. Кто только не писал про него эпиграмм! «С собачкой, с посохом, с лорнеткой и миртовой от мошек веткой, на шее с розовым платком, в кармане с парой мадригалов и чуть звенящим кошельком пустился бедный наш Вздыхалов по свету странствовать пешком». Так начиналось стихотворение П.А.Вяземского «Отъезд Вздыхалова».

С А.С.Пушкиным Шаликов познакомился, по-видимому, осенью 1826-го года. Он относился к нему с уважением и восхищением. Чаще они встречались на Старой Басманной в доме дяди Пушкина- Василия Львовича(портрет).

Дядя и племянник. Узнав о предстоящей свадьбе своего племянника, В.Л.Пушкин писал П.А.Вяземскому: «Александр женится. Он околдован, очарован и огончарован. Невеста его, сказывают, милая и прекрасная. Эта свадьба меня радует». 20-го августа 1830 года Василия Львовича не стало. Он так и не увидел невесту племянника. Александр Сергеевич взял на себя хлопоты по похоронам дядя. Через 7 месяцев после кончины дяди состоялась, наконец, свадьба поэта.

Зал №5.

Зелёная гостиная.

Перед своей свадьбой несколько раз поэт побывал у своих друзей Вяземских в их подмосковном имении Остафьево. (Остафьево. И.И. Вивьен. 1817, бумага, акварель). В свою очередь, Вяземские были приглашены поэтом на его свадьбу.

18-го февраля- день свадьбы поэта. По традиции, молодых после венчания должны были встречать в доме хлебом и солью посажённые родители. Точно известно, что из церкви в арбатский дом раньше других вернулись П.В.Нащокин(Пушкин венчался в его фраке), П.А.Пяземский(посажённый отец со стороны жениха) с десятилетним сыном Павлушей(карандашный портрет П.П.Вяземского). Павел Петрович впоследствии вспоминал: «Я принимал участие в свадьбе и, по совершению брака в церкви, отправился вместе с Павлом Воиновичем Нащокиным на квартиру поэта для встречи новобрачных с образом. В щегольской, уютной гостиной Пушкина я нашёл на одной из полочек, устроенных по обоим бокам дивана, никогда не виданное и неслыханное мной собрание стихотворений Кирши Данилова. Былины эти, напечатанные в важном формате и переданные на дивном языке, приковали моё внимание на весь вечер». Благодаря этой цитате можно показать диванчик-крапо (с франц. «жаба») с полочками для книг,(диванчик такой конструкции вероятно мог быть у Пушкина в кабинете), бюро-цилиндр из имения Вяземских Остафьево (Россия. 1780-1790-е).

На столешнице, под стеклом-* издание былин Кирши Данилова. Сборник, включавший свыше 70-ти былин, был составлен в середине 18-го века казаком Киршей Даниловым для уральского заводчика Демидова. В 1804 году часть былин была опубликована; в 1818 году они вышли под названием «Древние российские стихотворения».

Дружба Пушкина с семьёй Вяземских.

Павел Петрович Вяземский впервые познакомился с поэтом в 1826-ом году в доме своих родителей. В последующие годы встречался с А.С.Пушкиным в Москве и подмосковном имении Вяземских- Остафьево. Зимой 1826-1827 года по примеру взрослых поднёс поэту дётский альбом с просьбой написать стихи, и А.С.Пушкин выполнил его просьбу: «Душа моя Павел, держись моих правил: люби то-то,то-то; не делай того-то. Кажись, это ясно, прощай, мой прекрасный». Павел учился у Александра Сергеевича боксировать по-английски и «играть в дурачки, употребив для того визитные карточки». Воспоминание об альбоме Павлуши даёт возможность показать кабинетный стол с поднятой на кронштейне крышкой, на которой лежит старинный альбом.

*Представленный на экспозиции стол принадлежал герою Отечественной войны 1812 года П.И.Кривцову, входящему в окружение Пушкина. Стол изготовлен в 1830-е годы в Петербурге в мастерской Гамбса. Стол можно отнести к так называемой трансформируемой мебели многофункционального значения - для письма, занятия живописью, чтения, сидя и стоя. В массивных ножках-пилонах скрывался механизм, с помощью которого(по принципу зубчатой передачи) можно было поднять на разные уровни верхнюю часть двойной столешницы, тогда как нижняя оставалась неподвижной и могла служить полкой для книг. В верхней столешнице находится подъёмный пюпитр для чтения, который имел в свою очередь секретный замочек с пружинным механизмом. При опущенном пюпитре он приводился в действие и позволял без знания секрета выдвигать из подстолья боковые ящики.

На бобике-комодике(Россия. 1780-е.), принадлежавшем Вере Фёдоровне Вяземской(урож. княжны Гагариной), её портрет, созданный итальянским художником А.Молинари в 1800-е годы.

*Столики-бобики со столешницей в форме боба вошли в обиход ещё в середине 18в. Особенно бобики были модны в эпоху Екатерины Второй. Лёгкие и устойчивые, они без труда передвигались к окну, за ними было одинаково удобно заниматься рукоделием, писать письмо или пить кофе. Бобики ставились и в спальне, и в детской, и в гостиной, и в кабинете.

Вера Фёдоровна Вяземская, жена П.А.Вяземского и мать Павлуши была посвящена во все подробности сватовства и предстоящего брака А.С.Пушкина. По просьбе поэта она намеревалась быть его посажённой матерью, но из-за болезни не могла присутствовать на свадьбе.

На обряде венчания в церкви Большого Вознесения присутствовали так же дочери Вяземских: Мария Петровна(1813-1849) и Прасковья Петровна(1817-1835). Портрет княжны Прасковьи можно увидеть на экспозиции.

Зал №6.

* Арбатский дом принадлежал супругам Екатерине Николаевне и Никанору Никаноровичу Хитрово (их портреты представлены на экспозиции), которые подолгу жили в орловском имении Дроново, а свою московскую усадьбу сдавали внаём через доверенных лиц. В своей «Памятной книжке», в сентябре 1831-го года Екатерина Николаевна записывает: «Была холера в Москве, где оставалась сестра Надежда Николаевна Сафонова с мужем и матушка Анна Захаровна; но они, слава богу, остались невредимы…» Запись о холере 1831-го года в Москве помогла уточнить обстоятельства, связанные с наймом дома на Арбате Пушкиным: все хлопоты были поручены сестре Екатерины Николаевны, Надежде Николаевне Сафоновой, с управляющим которой 23-го января Пушкин и заключил условие найма дома на Арбате. Когда точно переехал Пушкин из гостиницы «Англия», где прожил почти два месяца, в дом на Арбате, неизвестно. Во всяком случае, 10-го февраля 1831-го года он уже просил Н.И.Кривцова писать ему на «Арбат в дом Хитровой». Видимо, к этому времени были закончены работы по обновлению квартиры и наняты слуги.

В экспозиции этого совсем небольшого зала главным экспонатом для данной экскурсии является акварель Нечаева В.Н. «Вид из дома нашего на улицу Арбат».(1830-1840,бумага, акварель). Эта работа интересна тем, что таким Арбат видел Пушкин.

Происхождение слова «арбат». Большинство учёных склоняется к тому, что в основе топонима Арбат лежит арабское слово арбад- форма множественного числа от рабад со значением «пригород, предместье». В Москву оно могло попасть либо через татарское посредничество, либо непосредственно от торговцев с Востока.

Арбат в народе называли «улицей трёх Никол», или «улицей святителя Николая» по церквям Николы на Песках, Николы в Плотниках и Николы Явленного. Все три храма были уничтожены в 30-х годах 20-го века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: