Экология
Методические указания по изучению дисциплины
и задания для контрольных работ студентам заочного отделения
Великий Новгород
| ББК | Печатается по решению |
| В | РИС НовГУ |
Рецензент
к.т.н., доцент В. Ф. Литвинов
Васильева Г. В.
| В | Экология: Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольных работ студентам заочного отделения. НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2010г. – 31с. |
| В методических указаниях приведены рекомендации по изучению курса экология. Указана программа курса. Разработан перечень вопросов для выполнения контрольной работы. | |
| Предназначены для студентов заочной формы обучения по всем специальностям НовГУ. |
ББК
| © Новгородский государственный университет, 2010 | |
| © Г.В. Васильева, 2010 |
Введение
Современную экологию рассматривают как науку, занимающуюся изучением взаимоотношений организмов, в том числе и человека, со средой, определением масштабов и допустимых пределов воздействия человеческого общества на среду, возможностей уменьшения этих воздействий или их полной нейтрализации. В стратегическом плане – это наука о выживании человечества и выходе из экологического кризиса, который приобрел глобальные масштабы – в пределах всей планеты Земля.
Становится более ясным, что человек мало знает о среде, в которой он живет, особенно об организмах, которые формируют и сохраняют среду. Раскрытие этих механизмов (закономерностей) – одна из важнейших задач современной экологии и экологического образования. Экологическая подготовка должна идти по двум направлениям: через изучение специальных интегральных курсов и через экологизацию всей научной, производственной и педагогической деятельности.
Наряду с экологическим образованием существенное влияние уделяется экологическому воспитанию, с которым связывается бережное отношение к природе, культурному наследию, социальным благам. Без серьезного общеэкологического образования решение этой задачи весьма проблематично.
В связи с этим, преподаваемый в ВУЗах курс экологии имеет своей целью сформировать у студента представление о современной экологической картине мира, показать универсальность экологических законов, научить понимать сущность современных проблем взаимодействия природы и общества.
В результате изучения теоретического курса экологии студенты должны знать:
· основы общей экологии, рассматривающей основные закономерности функционирования природных систем, их устойчивость, энергетику, продуктивность, роль в сохранении жизни;
· проблемы прикладной экологии, связанные с деятельностью человека.
Уметь:
· применять экологические законы при изучении специальных дисциплин, решении научно-исследовательских задач; решать конкретные вопросы природопользования, определять допустимые нагрузки на среду, разрабатывать методы управления экосистемами и способы “экологизации“ различных видов деятельности человека.
Раздел 1
Общие методические рекомендации
по изучению дисциплины
Методические указания составлены на основе программы курса «Экология».
В задачу настоящих методических указаний входит помощь студентам в ознакомлении с основными разделами программы. Для этого даются советы по изучению различных тем курса «Экология», а также задания для выполнения контрольной работы.
Самостоятельная работа студента заключается в последовательном изучении тем, указанных в данном методическом пособии, используя рекомендуемую литературу.
Примерные затраты времени в часах на изучение тем дисциплины приведены в таблице 1.
В межсессионный период и во время сессии проводятся индивидуальные консультации по интересующим студента вопросам.
Таблица 1.
Распределение учебного времени по темам дисциплины и
на выполнение контрольных работ в часах.
| № | ТЕМА | Всего часов | Из них | Рекомендуемая литература (№ из библ. списка) | |||
| Аудиторных | Самостоятельная работа | ||||||
| Всего | в том числе | ||||||
| Лек | Прак | ||||||
| 1. | Глобальные проблемы экологии | 1, 9, 11, 13,16 | |||||
| 2. | Общая экология | 2, 3, 4, 11, 13, 14 | |||||
| 3. | Антропогенное воздействие на окружающую среду | 5, 6, 7, 8, 9, 12, 16 | |||||
| 4. | Охрана почв | 1, 2, 3, 9, 10 | |||||
| 5. | Охрана вод | 1, 2, 8, 10, 13 | |||||
| 6. | Охрана атмосферного воздуха | 1, 2, 9, 12 | |||||
| 7. | Охрана растительности и ее рациональное использование | 1, 2, 8, 10 | |||||
| 8. | Охрана животного мира | 1, 2, 10 | |||||
| 9. | Охрана ландшафтов и заповедные территории | 1, 2, 9, 10, 12 | |||||
| 10. | Методы управлением природопользованием | 3, 12, 16 | |||||
| 11. | Основы экологического законодательства | 3, 12, 15 | |||||
| Итого |
Литература
1 Горелов А.А. Экология: учебник для вузов. – М.: Академия, 2006. – 398с.
2 Дмитриев В.В. Прикладная экология: учебник для вузов. – М.: Академия, 2008. - 599с.
3 Мальков Ю.Г. Мониторинг лесных экосистем: учебное пособие. / Марийский гос. техн. ун-т, 2006. – 212с.
4 Николайкин Н.И. Экология: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2008. - 622с.
5 Пономарева И.Н. Общая экология: уч. пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 538с.
6 Лысов П.К. Биология с основами экологии. – М.: Высшая школа, 2007. – 654с.
7 Пехов А.П. Биология с основами экологии. – СПб.: Лань, 2006. – 687с.
8 Черников В.А. Экологически безопасная продукция: уч. пособие для вузов. – М.: КолосС, 2009. – 437с.
9 Панов В.П. Экология: уч. пособие для вузов. – СПб.: Изд-во СПб гос. ун-та технологии и дизайна, 2005. – 263с.
10 Агроэкология. Методология, технология, экономика: учебник для вузов по аграрным спец. / Под ред. В.А.Черникова, А.И.Чекереса. – М.: КолосС, 2004. – 397с.
11 Баранников В.Д. Экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции: уч. пособие для вузов. – М.: КолосС, 2005. – 350с.
12 Ваганов П.А. Как рассчитать риск угрозы здоровью из-за загрязнения окружающей среды: Задачи с решениями. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. – 128с.
13 Гавриленков А.М. Экологическая безопасность пищевых производств: уч. пособие для вузов. – СПб.: ГИОРД, 2006. – 271с.
14 Мотузова Г.В. Экологический мониторинг почв. – М.: Гаудеамус, 2007. – 237с.
15 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: уч. пособие для вузов. - / Саратовский гос. аграрный ун-т им. Н.И.Вавилова. – Саратов, 2007. – 187с.
16 Петунин О.В. Сборник задач и упражнений по общей экологии: уч. пособие для преп. и студ. вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 188с.
17 Пономарева И.Н. Общая экология: уч. пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 538с.
18 Трифонова Т.А. Прикладная экология: уч. пособие для вузов. – М.: Академ. проект: Традиция, 2005. – 381с.
19 Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: уч. пособие для вузов. – М.: Академия, 2004. – 478с.
20 Экологическая экспертиза: уч. пособие для вузов. / Под ред. В.М. Питулько. – М.: Академия, 2004. – 475с.
Раздел 2.
Методические советы по изучению отдельных
тем и разделов курса
Тема 1. Глобальные проблемы экологии
1.1 Рост населения и проблема продовольствия
Демографический взрыв и его последствия. Рождаемость. Возрастная структура общества. Сокращение пахотных угодий. Голод. Загрязнение окружающей среды. Разрушение природных ландшафтов.
1.2 Энергия – проблемы роста и потребления
Этапы роста энергопотребления. Энергетика как источник неблагоприятного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Влияние энергетики на атмосферу, гидросферу, литосферу. Энергетический кризис.
1.3 Озоновый экран Земли
Функции озонового слоя. Образование озона в атмосфере. Разрушение озонового слоя. Техногенное влияние на озоновый слой. Озоновые «дыры». Защита озонового экрана Земли.
1.4 Проблема кислотных дождей
Причины выпадения кислотных дождей. Химический состав кислотных осадков. Влияние кислотных дождей на лесные массивы, сельскохозяйственные культуры. Воздействие кислотных осадков на почву и почвенную биоту. Влияние на водные экосистемы.
1.5 Биосфера как глобальная экосистема
Состав и свойства биосферы. Функциональные связи в биосфере. Биосфера как целостная система. Средообразующая роль живого вещества. Биогеохимические циклы. Биогенный круговорот. Биогеохимические функции разных групп организмов. Место человека в биосфере. Понятие о ноосфере. Принцип Ле Шателье. Биологическое разнообразие, его роль в формировании и поддержании жизни на Земле. Причины снижения биоразнообразия: уничтожение лесов, распашка степей, осушение болот, преобразование естественных экосистем в искусственные (агроландшафты), влияние антропогенных факторов на экосистемы и т.д. Исчезновение видов. Красная книга природы. Сохранение биоразнообразия. Принятие в 1992 г. на конференции в Рио-Де-Жанейро Конвенции о сохранении биоразнообразия. Теоретические подходы и практические рекомендации по сохранению биоразнообразия.
Литература: 1, 9, 11, 13, 16
Вопросы для самопроверки
1. Демографический взрыв и его последствия.
2. Проблема голода. Абсолютное и относительное сокращение пахотных угодий на душу населения.
3. Соотношение мощности биосферы и антропогенного потребления энергии.
4. В чем может проявиться угроза энергетического кризиса?
5. Проблема уменьшения концентрации озона в атмосфере.
6. Проблема кислотных дождей.
7. Дайте определение биосферы, укажите ее границы и характерные особенности.
8. Функции живого вещества (энергетическая, деструктивная, средообразующая).
9. Как осуществляется поток энергии и круговорот веществ в биосфере?
10. Действие принципа Ле Шателье в биосфере.
11. Что такое ноосфера и почему переход к ней на Земле не осуществляется?
12. Сохранение биологического разнообразия в биосфере.






