Общество как система. Сферы общественной жизни

1. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Основные системные принципы:

Целостность

Несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого.

Зависимость любого элемента, свойства и отклонения системы от его места, функций и т.д. внутри целого.

Структурность:

Возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений.

Обусловленность поведения системы не столько поведением отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры.

Взаимозависимость системы и среды (Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом идущим активным компонентом взаимодействия).

Иерархичность (Любой компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, которая будет представлять собой один из компонентов более широкой системы.

Множественность описания системы (в силу принципиальной сложности, адекватное познание системы требует построения множества различных моделей)

2. Общество есть сложное структурное целое. Условно его можно разбить на 4 большие сферы:

Экономическая (материально-производственная) единство производства, потребления, обмена, распределения материальных благ, материальных условий жизни людей:

Компоненты:

I. Труд как комплексное социальное явление (социальная реальность, в которой и через которую действуют, функционируют законы материально-производственной сферы)

II. Способ производства материальных благ (раскрывают сущность материально-производственной деятельности человека)

III. Механизм функционирования материально-производственной сферы в целом (проблема хозяйственного механизма, ориентиров, общих целей материального производства)

Социальная – этническая общность людей (род, племя, национальность, нация …), различные классы (рабочие, буржуазия, крестьяне).

Т.е. эту сферу образуют различные социальные общности. Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, относящиеся между этими группами, их связи и их роль в обществе.

Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни его социальной сферы.

Политическая

на какой бы стадии не оказалось общество, его жизнь, развитие никогда не осуществляется без определенного сознательно управляющего начала, ему присуще всегда и везде определенные формы управления.

Сами эти формы в различные периоды общественной истории имеют разную степень развитости.

На определенных этапах они образуют целую специфическую систему общественных институтов управления, включающие в себя самые различные органы.

Совокупность этих институтов отражается в категории политической сферы общества.

Социальная философия изучает общие законы, складывание форм, видов, типов и т.д. политического и др. управления обществом, связи этих форм с друг другом, образование целостной системы политического управления, законы ее развития, функционирования, место политического управления в обществе, его связь с ним.

Духовное

она включает философию, религию, художественные, правовые политические, этические и другие воззрения людей, а также их настроение, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.д.

-все эти элементы находятся во взаимной связи и взаимодействии.

Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками.

основываются на формах общественного сознания.

Включают определенные типы духовной деятельности.

Есть институтолизированные подсистемы общества.

3. Эти сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга

-они постоянно меняются, совершенствуются, развиваются

-разные сферы выполняют разные функции

-сферы влияют друг на друга, следовательно и на все историческое развитие

4. Сферы общественной жизни представляют собой основные элементы общества, а их взаимосвязи образуют его основную структуру.

между тем общественны организации дифференцируются не только на основные сферы в его составе имеются и более мелкие первичные звенья, своего рода элементарные частицы рассмотрение этих частиц позволит углубить и конкретизировать представление об обществе, о его структуре.

Признаки элементарных частиц:

-относительная простота и неделимость

-имеют исключительно широкий ареал общественного существования (т.е. пронизывают многие сферы)

-они представляют собой «кирпичики», из которых определенным образом «строятся», воспроизводятся более сложные общественные органы

Наиболее часто выдвигаются такие элементарные частицы:

-общественные субъекты

-его виды деятельности

-общественные отношения

5. Цель системного анализа заключается в создании теоретической модели общества, отражающие его сущностные черты через раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности его основных элементов, роли любых из них в его функционировании и развитии.

 

43. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории, их соотношение.

Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный. Для начала нужно разобраться в том, чем отличаются данные подходы. Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции) Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития. С начала 90-х годов наблюдалось стремление "избавиться" от формационного подхода и всего, что касается марксизма. Поэтому активно внедрялся цивилизационный подход. Сами по себе эти подходы ни являются плохими или хорошими. Каждый из них имеет и плюсы и минусы. И оба этих похода имеют право на существование. Они просто рассматривают историю с разных сторон. Если с помощью этих подходов изучается история, публикуются монографии и статьи, написанные с применением этих походов - это хорошо. Плохо другое. Неправильным оказалось внедрение цивилизационного подхода в школе без должной подготовки. Во - первых в исторической науке не сложилось единого мнения о том, какой же подход применять. Следовательно пока наиболее верным стоит считать формационный подход (при условии учёта всех его недостатков) Во - вторых сторонники цивилизационного подхода не определились даже с ключевым понятием своей концепции "цивилизация". И всё это привело к тому, что появились разнообразные учебники - с формационным подходом и разными цивилизационными подходами. История - явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон. При изучении истории полезно применять разнообразные подходы - формационный, цивилизационный, культурологический, социологический и другие. При преподавании в школе целесообразно остановиться на каком -то одном подходе. И в данный момент это, по всей видимости, это должен быть формационный подход, потому как он позволяет понять закономерности исторического развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: