double arrow

Социально-философские подходы к анализу общества.

Социальная философия - размышление об обществе как системе вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью вместе с другими людьми. Эти формы и связи могут не совпадать с тем как мы их себе представляем. (Маркс).

Обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

"socio" - соединять, объндинять совместно, сообща затевать.

Socialitas - ближайшее окружение, общество.

Разделение общества и государства. Политическая философия- что есть государство, государственная власть? Каково их происхождение? Что такое идеология. Политология. Политэкономия.

Человек и общество

Существует два подхода к анализу проблемы "человек и общество". 1. (Платон, Дюркгейм. Маркс). Общество - целостная система, не сводимая к особенностям взаимодействующих индивидов. Человек - ансамбль социальных отношений. Общество производит тех людей, которые ему нужны. Для такого подхода характерен принцип коллективизма: человек и его интересы должны подчиняться интересам целого. Подход отличается детерминизмом. Как общества меняются? 2. (Гоббс. Руссо. Вебер). Человек - автономный индивид-субъект, обладающий сознанием и волей, способный к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Общество - сумма индивидов-атомов, продукт их сознания и воли. Основой такого подхода является представление о человеке, наделённом "естественными правами". Характерен принцип индивидуализма. Вебер - появление капитализма: результат осмысленных человеческих поступков. Результаты деятельности не совпадают с желаниями того, кто таковую осуществляет. Это связано с тем, что общество несводимо к людям, его составляющим.

Основные философские подходы к анализу общества.

1.Натуралистический подход.

Социология возникла и оформилась в первой половине XIX века в рамках позитивистского взгляда на мир. Предполагалось, что это наряду с науками о природе должна существовать подобная им и вооружённая естественнонаучными методами наука об обществе. Метафизические объяснения социальных процессов позитивизм полагал бесполезными. Для большинства позитивистских подходов характерны недвусмысленные претензии на безусловное объяснение социальных процессов и жизни человечества, и искренняя вера в то, что ученый в состоянии рационально объяснить почти все.

В 17-18 вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц явлений исключительно действием природных закономерности: физич, географ, биологич...

Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать социальные науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Социальная теория - есть часть теории всемирного единства, основанной на принципе притяжения по страсти, всеобщей закономерности, обуславл прир склонность чел к какому-либо виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня исключ природного сущ-ва. При этом человеческое поведение жестко включается в цепь прир причин и следствий, свободе не остается места и концепция соц событий принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь модификация необходимой причины. "Каждое добровольное действие явл вынужденным", "все действия необходимы".

Натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-те и чел связи обретают прир характер. Общество признается, но в качестве цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или половая любовь (Феербах). Общество в натурал фил характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь природными узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ моральным принципам, ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге "Единственный и его собственность".

А.Чижевский, Л. Гумилёв. Ход истории и судьбы народов определяются ритмами Космоса и солнечной активности.

2.Атомистический подход. Человек - некий социальный атом, а общество - механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах.

Ж.Ж.Руссо, Т. Гоббс. Теория общественного договора.

3.Идеалистический подход.Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ жизни в самостоятельную субстанцию. На практике это означает следовать принципу "мнения правят миром". Идеал в принципе не отриц объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека. В первом случае в соц фил вносится фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание истор хода.

Гегель.

Главным недостатком идеал концепций является отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над бытием (будь это образ светлого будущего или всемогущей техники), цель непременно подменяется средством, а мудрость - рассудком.

4.Диалектико-материалистический (экономический) подход.Общественная жизнь - высшая форма движ материи. Хоть общество и является живой сист оно качественно отлич от др живых систем, выступает и как объект и как субъект мат действительности.

Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения основного вопроса фил в применении к обществу. "Сознание людей зависит от их бытия". Это утверждение вытекает из простого факта, что "люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией..." А для этого нужно трудиться, производить мат блага.

Итак сущность мат понимания истории остоит в том, что: 1. производство и вслед за ним обмен его продуктов составл основу всякого общ строя. 2. исторический процесс, общ бытие носят объект характер 3. главной движ силой, преобраз жизнь общества, являются народные массы. 4. средства для измен сущ положения вещей нужно открывать в наличных матер факторах производства.

5.Структурный функционализм- Т.Парсонс и Р.Мертон. Эта социологическая доктрина рассматривает общество как систему, социальный организм, существование частей или подсистем которого функционально оправдано в интересах структуры целого. Пафос взглядов Парсонса на социальную жизнь заключается в признании возможности ее гармонизации через максимальную функциональность. Точно так же предполагается гармонизация человеческого сознания. Гармонизация жизни в глубинах человеческого существования происходит благодаря гармонизации человеческих потребностей и установок в соответствии с культурно-нормативными образцами. Последним человек учится через наблюдение, подражание и обучение. Нетрудно понять, что чем более склонен человек к тщательному исполнению предлагаемых ему правил и инструкций, тем более спокойна и благополучна его жизнь, тем более стабильно общество. Парсонс утверждает ценностные ориентации (иначе - культуры) в качестве наиболее стабильного элемента личности, воспитываемого в обществе и обществом. В этом смысле культура для Парсонса занимает вторичное, подчинённое положение.

6. Социокультурный подход.Конкретные исследования различных аспектов общественной жизни постепенно выявляли гораздо большую роль культуры, общественного сознания, менталитета и т.д. в историческом процессе, чем это можно было предположить, исходя только лишь из марксистского формационного или парсоновского структурно-функционального подхода к обществу. Было обнаружено, что даже экономическое поведение людей не всегда может быть выведено прямо из экономики, так как оно регулируется их духовностью, в частности таким глубинным пластом общественной психологии, как менталитет. Видимо не корректно выводить из экономического базиса все, что мы встречаем в духовной надстройке общества. Кстати из экономики, из последовательной смены общественно-экономических формаций никак не выводиться убедительная периодизация истории духовной культуры. Методологические накладки нередко становились стимулом к полному отказу от марксистской концепции исторического развития и прежде всего от принципа экономического детерминизма, лежащего в основе учения об общественно-экономических формациях. Это привело к стремлению ряда видных ученых вытеснить формацию с ее экономическим базисом цивилизацией.

До середины ХХ века культура осознавалось лишь как следствие исторического развития общества, как его продукт. Человек выступает как творец культурного мира, но не как его продукт, результат самой культуры. Со второй половины ХХ века активная роль культуры начинает все более фиксироваться общественным сознанием и привлекает к себе внимание специалистов различных отраслей социально-гуманитарного знания. Однако принципиально новое понимание места и роли культуры в функционировании и развитии социума формируется не сразу.

Социокультурный подход возник в Западной Германии и во Франции в 70-е годы XX века. Он представлен именами Ф.-Х. Тенбрука, В. Липпа, А. Хаана, Х.-П. Турна, Ю. Штагля, М. Р. Лепсиуса, Й. Вайса, П. Бурдье. Для исследователей, принадлежащих к этому направлению, характерно внимание к традициям и опыту "наук о духе", философской антропологии, опора на методологические принципы М. Вебера (на его идею "социологии как эмпирической науке о культуре"), и Г. Зиммеля (на учение о динамике культурных объективаций), а так же активное обращение к работам Маннгейма и Н. Элиаса. В основании социокультурного подхода к обществу лежит представление о том, что какими бы мотивами человек ни руководствовался в своей деятельности, скрытыми (подсознательными) или явными, в терминах какой бы науки эти мотивы ни описывались, все это фиксируется в культуре. Культуру можно понять как текст, в котором фиксирована, записана мотивация людей, причем сами люди могут это не осознавать. При этом следует отметить, что социокультурный подход не отрицает экономический, психологический и другие факторы, но приоритетным является анализ культуры, понятой как программа деятельности. В повседневной жизни люди действуют в соответствии с исторически сложившимся содержанием культуры. В любом социальном субъекте - от общества в целом до личности со всеми промежуточными ступенями между ними в виде сообществ - существует своя субкультура. Она содержит и программу деятельности соответствующего субъекта. В исследованиях обозначенного типа под субкультурой имеется в виду культура некоторого субъекта как социокультурного целого. Специфика данного подхода заключается в том, что о культуре всегда идет речь как о чьей-то культуре. Разговор о культуре вообще возможен, но это некий уровень абстракции, границы правомерности которого всегда проблематичны.

Может возникнуть закономерный вопрос - откуда берется эта программа у любого субъекта. Приверженцы социокультурного подхода считают, что ответ на этот вопрос прост. Любой субъект - это люди. Когда рождается ребенок, он еще не человек. Человеком он становится в процессе освоения культуры, т.е. превращения культуры внешней для человека в содержание его сознания, его личностной культуры. В конечном итоге - его воспроизводственной деятельности. Для обозначения встроенной в человека культуры в настоящее время активно используется понятие "габитус", введённое П.Бурдье и Н.Элиасом. Можно обозначить основные детерминанты габитуса: 1. Капитал (не только денежный, но и социальный и культурный). 2. Позиция в отношении производства (определённая через профессию, род занятий). 3. Тип социальной связи, в которую человек включён. 4. История группы, к которой принадлежит человек. 5. Индивидуальная история. В процессе социализации (социального обучения) индивида происходит интериоризация (овнутрение) социальных качеств, определённых названными параметрами. Социальные качества становятся природой человека, живут в его теле, в языке, в способах практической деятельности. Человеческое тело и язык наполнено онемевшими верованиями, унаследованными жестами.

Социальный детерминизм.

Общество в человеке. Тело - результат 1. Органического 2. Социально-исторического, культурного развития.

Социальная необходимость выражается в 1. Капитал (не только денежный, но и социальный и культурный. 2. Позиция в отношении производства. (определённая через профессию, род занятий). 3. Тип социальной связи, в которую человек включён. 4. История группы, к которой принадлежит человек. 5. Индивидуальная история. Что у человека в голове, в кармане, в прошлом, на лице, какие родители, друзья. Социальные качества становятся природой человека, живут в его теле, в языке, в способах практической деятельности. Наше тело и язык наполнено онемевшими верованиями, унаследованными жестами. В процессе социализации (социального обучения) индивида происходит интериоризация (овнутрение) социальных качеств.

Как объяснить, что деятельность человека одновременно и предопределена и свободна? Игра - множество ходов в рамках заданных правил.

Социальная структура общества.

Классаминазываются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы- это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства.

Нация- сложный социальный организм, представляющий собой единство социально-экономических и этнических черт. Это устойчивая историческая общность людей, сложившаяся на базе общности экономической жизни в сочетании общностью территории, языка, особенностями культуры, сознания и психологического склада.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: