double arrow

Научные представления о неврозах.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «ПСИХОКОРРЕКЦИЯ АСТЕНИЧЕСКОГО НЕВРОЗА.»

Выполнил:

Слушатель группы заочного обучения

(программа профессиональной переподготовки)

«Клиническая (медицинская) психология»

Шеменко Елена Юрьевна

Проверил:

Ростов-на-Дону 2017


Содержание.

1.Введение. Понятие невроза.

1.1 Научные представления о неврозах.

2. Понятие астенического невроза, его формы и стадии.

2.1 Симптомы и признаки.

2.2 Причины возникновения.

3. Астенический невроз у детей и подростков.

4.3аключение. Диагностика, методы лечения и профилактика астенического невроза.


ВВЕДЕНИЕ.

Интерес к проблеме невроза, неврастении определяется, прежде всего, большой распространенностью этого состояния. Согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в последнее время количество больных неврозами возросло. Все больше количество жителей городов, сёл и других населённых пунктов имеют официальный диагноз «неврастения». Симптомы этого состояния очень разнообразны, и поэтому далеко не всегда врачам удается точно и быстро установить причины, почему их пациент постоянно чувствует недомогание. Тем более что анализы и исследования могут показывать лишь легкие отклонения от нормы, которые никак нельзя соотнести с теми страданиями, которые испытывает человек с неврастенией




Это обусловлено изобилием информации (дополнительный стрессовый фактор), бурными темпами жизни, экономическими трудностями и многими другими социальными и биологическими причинами.

Актуальность работы определяется тем, что всё чаще и чаще люди
жалуются на странную усталость, которая не проходит даже после сна,
выходных дней или отпуска. Витамины, увеличение количества часов
сна, понижение нагрузки на работе или дома тоже не прибавляют сил и
энергии. Возникает много вопросов что с этим делать? И есть ли решение
этой проблемы?

В современной диагностике под синдромом «хроническая усталость», могут скрываться неопознанные, вялотекущие заболевания физического тела, но в большинстве случаев это заболевания психической сферы, выраженные физиологическими симптомами. Если, сданные анализы указывают на норму, речь всегда идёт о психосоматическом заболевании. Одной из классических причин, вызывающих «хроническую усталость» является неврастения.


Целью данной работы является изучение невроза и неврастении (астенического невроза) с точки зрения научных представлений и методов психотерапевтической коррекции.



Объект исследования: характеристика астенического невроза и его проявления.

Предмет исследования: психотерапевтическая коррекция и профилактика астенического невроза.

Задачи данной работы:

1. изучить классификацию и диагностику астенического невроза у
взрослых, а также детей и подростков.

2. проанализировать понятие невроз, неврастения (астенический невроз)

3. определить характеристику астенического невроза и методов
психотерапевтической коррекции и профилактики.

Понятие невроза.

Многолетняя традиция изучения невротических расстройств имеет сложную и противоречивую историю, которая тесно связана с историей психиатрии и клинической (медицинской) психологии. Одно из наиболее распространенных на сегодняшний день в теории и практике отечественной психиатрии и клинической психологии пониманий невроза и невротических расстройств восходит к определению Б. Д. Карвасарского (1980): невроз -психогенное, как правило, конфликтогенное, нервно-психическое расстройство, заболевание личности, возникающее в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

В классификации психических и поведенческих расстройств Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10, 1994)


невротические расстройства, связанные со стрессом и соматоформные расстройства объединены в одну большую группу (F40-48) в силу их исторической связи с концепцией невроза. При этом в клинической картине отмечено довольно частое сочетание симптомов, в особенности, тревоги и депрессии.



На сегодняшний день можно выделить три крупных подхода к изучению проблемы неврозов и невротических расстройств - биологический, психологический и социокультурный. Несмотря на то, что в их основе лежат различные ориентиры, они во многом взаимосвязаны, поэтому данное разграничение носит в известной мере условный характер.

Научные представления о неврозах.

Биологические модели неврозов.Впервые понятие «невроз» введено в научную терминологию шотландцем W. Cullen в 1776 году. Неврозами он назвал заболевания, не имеющие определенного патолого-анатомического эквивалента. Позже от группы неврозов стали отделять формы, патологическая анатомия которых была установлена (Хорошко В. К., 1943).

Такое представление о неврозах не теряет своей актуальности на протяжении более полутора веков, когда под наименованием общих неврозов подразумеваются такие болезни нервной системы, в которых, несмотря на прижизненные тяжелые и опасные симптомы, по смерти не находится никаких анатомических изменений, способных объяснить болезненные явления. В таких случаях со стороны нервной системы предполагается существование только молекулярных изменений. Клинические явления при этом могут быть весьма разнообразны (Кожевников А. Я., 1904).

Обобщенно неврозы, функциональные нервные расстройства или психоневрозы характеризуются как заболевания обратимые, протекающие более или менее благополучно, хотя и не всегда легко. Кроме того, для этой


группы заболеваний отмечено отсутствие патологической анатомии. Проявление этих заболеваний касаются и соматической, и психической сферы, они касаются всех органов и систем (Хорошко В. К., 1943).

Таким образом, в первых научных моделях неврозов основополагающим фактором их разграничения от другой патологии является наличие или отсутствие структурных изменений на уровне органов или систем.

Часть ученых, в частности немецкий психиатр О. Бумке, на основе анализа существовавших в тот момент теорий приходит к отрицанию существования неврозов как обособленных болезненных форм, считая, что в этой области первоначальные чисто нозологические понятия должны быть заменены представлениями об определенных типах реакций (Шевалев Е. А., 1928).

В России методологической базой, позволившей установить физиологические механизмы формирования неврозов, на долгие годы стало учение И. П. Павлова или теория «нервизма» (Гиляровский В. А., 1954).

Сам И. П. Павлов под неврозами понимает длительные, продолжающиеся недели, месяцы и даже годы отклонения от нормальной высшей нервной деятельности. Эти отклонения он рассматривает с позиции перенапряжения раздражительного или тормозного процесса и перенапряжения подвижности этих процессов, столкновения возбуждения и торможения - их сшибки. При наличии этих условий, на его взгляд, нарушается нормальная высшая нервная деятельность, происходят ее срывы (Павлов И. П., 1949).

Физиологическая сущность неврозов,по мнению Б. Н. Бирман (1939), может быть сведена к функциональным нарушениям силы уравновешенности и подвижности основных нервных процессов, а также к


силовым взаимоотношениям коры и подкорки и сигнальных систем. П. К. Анохин, предлагая свой опыт физиологического анализа невротических состояний, считает, что в невротическом состоянии имеет место перевозбуждение в тех системах, которые долгое время находились в конфликтном, взаимно усиливающем друг друга состоянии, и, в конце концов, организуется нечто вроде хронического застойного высоко повышенного возбуждения.

Неврозы - это не процесс движения различных «психических динамизмов» - это проявление физиологической дезорганизации в соотношении коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем, которыми и определяется конкретный клинический синдром, отражающий и определенную психическую дезорганизацию в форме тех или иных болезненных переживаний. (Иванов Н. В., 1970).

Многие исследователи, не отрицая физиологической стороны этого заболевания, указывают на психогенный характер его происхождения. В качестве основных признаков неврозов выделяются: психогения, а также сложное построение ответных неадекватных реакций с вовлечением психических и соматических механизмов данной личности и фиксация этих реакций на длительный срок в форме приступов или непрерывного проявления (Эмдин П. И., 1934).

Неврозы - есть суть психогенные заболевания, связанные в той или иной степени с конфликтными переживаниями (Бирман Б. Н., 1939). Н. К. Боголепов (1939) особо подчеркивает значимость психогенного фактора в свете того, что понятие «невроз», как очень условное понятие, имеет большую амплитуду и фактически часто включает в себя и обострение конституциональных состояний, и реакций, и развитие личности. Он указывает, что во время крушений, землетрясений и других ситуаций, угрожающих жизни, бодрствующие заболевают тяжелыми формами


травматического невроза, в то время как находившиеся в состоянии сна и не слыхавшие катастрофы остаются здоровыми.

Схожая позиция у Ю. В. Каннабиха (1935), который выделяет группу патологических явлений,«невроз», как имеющую специфическое качество - психогению. Психогенный момент, на его взгляд, получает различное дальнейшее оформление: 1) в самой психике, 2) в психомоторике, 3) в вегетатике и в целом ряде других соматических функций. То или иное оформление психогенного момента зависит от структуры личности и особенностей организма.

Психогенными факторамимогут быть противоречия, конфликты между примитивными, инстинктивными влечениями, желаниями и социальными требованиями и запретами, а также социальной направленностью не вполне полноценных для данных ситуаций личностей вследствие диссоциации между глубинными эгоистическими побуждениями и альтруистическими требованиями и целевыми установками (Ющенко А. И., 1934).

Заметно, что собственно биологическая платформа неврозов значительно расширяется за счет учета влияния социальных факторов, в большей степени - общественных отношений, что во многом продиктовано идеологической ситуацией в стране.

В. А. Гиляровский, разбирая узловые моменты в проблеме неврозов, пишет, что неврозы - это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами, и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации. В очень многих случаях эта компенсация наступает тотчас по возникновении болезненных сдвигов, вызванных психической


травматизацией. Он считает, что стойкими и дающими право говорить о болезни они становятся, когда находят особенно благоприятные условия в личности в форме врожденной неустойчивости, слабости общей или касающейся отдельных систем. Указывает на изменения личности при неврозе и в биологических компонентах, но в качестве основного для него рассматривает расстройства, связанные с нарушением общественных отношений (Гиляровский В. А., 1934).

В 40-е годы, с учетом опыта Великой Отечественной войны, представления о неврозах и их формах расширяются, что позволяет сгруппировать их следующим образом:

-неврозы истощения и астенические состояния не обусловленные инфекционными, токсическими, сосудистыми или иными органическими заболеваниями мозга;

-неврозы, характеризующиеся навязчивыми состояниями и проявлениями тревожной мнительности;

-все варианты истерических нарушений, включая истеротравматические расстройства;

-все прочие реактивные неврозы, описываемые под названием эмоциональных неврозов, неврозов испуга или острых психогенно-реактивных состояний (Горовой-Шалтан В. А., 1949).

Биологический подход к изучению неврозов также проявляется в их сопоставлении с психозами и иными выраженными психическими нарушениями и их последствиями.

Например, М. О. Гуревич описывает невроз как доброкачественное, обратимое заболевание функционального характера, не основанное на деструктивных поражениях нервной системы. К неврозам он относит


заболевания, при которых нет свойственных психозам нарушений личности, вследствие чего неврозы не дают таких социальных последствий, как психические заболевания, и сопровождаются сознанием своей болезни. Он указывает на тесную связь эмоций с вегетативной нервной системой, что обусловливает возможность их взаимодействия, при котором, с одной стороны, эмоциональные колебания отражаются на соматических функциях, а с другой - соматические нарушения приводят к эмоциональным расстройствам (Гуревич М. О., 1949).

Непсихотический характер нарушений при неврозах нередко приводит к недостаточной оценке тяжести состояния страдающих ими пациентов. Так, Л. Л. Рохлин пишет, что неврозы - сравнительно легко излечимые нервные расстройства, при которых не нарушается правильное понимание окружающего, не извращается отношение к обществу, нет резких изменений поведения. Люди, страдающие неврозами, дополняет он, хотя и испытывают плохое самочувствие, страдают от своих нервных расстройств и имеют пониженную работоспособность, в то же время большей частью свои неполадки в деятельности нервной системы переносят «на ходу», не прекращая работы и существенно не изменяя повседневного образа жизни (Рохлин Л. Л., 1967).

Как показано, биологическая платформа неврозогенеза не является однородной и не опирается исключительно на теорию нервизма. В работах многих ученых, стоящих на ее позициях, прослеживается понимание роли психосоциальных факторов в происхождении неврозов и невротических расстройств и их течении.

В. Н. Мясищев еще в 1935 г., объясняя психоневроз как болезненное нервно-психическое состояние, возникающее вследствие противоречий между личностью и окружающей ее действительностью, отмечает, что это противоречие создает значительное аффективное напряжение личности,

ю


продуктивно, рационально не перерабатываемое и потому дает картину болезненных функциональных нарушений (Мясищев В. Н., 1935). При этом в зависимости от особенностей переработки личностью травмирующей ситуации, в построении клинической картины, точнее, в выдвижении на первый план определенных симптомов, имеют существенное значение основные отношения личности к ситуации (Иванов Н. В., 1970).

Несмотря на то, что нейрофизиологический подход значительно обогатил общую теорию неврозов, психосоциальное понимание данной патологии в рамках биологической концепции не получило серьезного развития. Психологические модели неврозогенеза восполняют этот пробел.

Психологические модели неврозов.Первые наиболее значимые попытки создания психологической модели формирования неврозов связаны с теоретическими постулатами психоанализа. Психоаналитические концепции невроза объясняют его возникновение подсознательными психологическими факторами - подсознательные элементы укрыты психологическими покровами, сквозь которые можно проникнуть лишь с помощью психоаналитических толкований (Александров А. А., 2004).

В классической теории психоанализа выделяют несколько типов невроза:

- психоневроз, который обусловлен причинами, относящимися к прошлому,
и объясним только в терминах личности и истории жизни;

-актуальный невроз, который связан с причинами, относящимися к настоящему, и объясним в терминах сексуальных привычек пациента;

- нарциссический невроз, при котором пациент не способен к образованию
переноса;

- невроз характера, при котором симптомами являются черты характера;


- травматический невроз, который вызывается потрясением;

- невроз переноса, который развивается в ходе психоанализа при навязчивом
интересе пациента к психоаналитику (Карвасарский Б. Д., 2006).

Основоположник психоанализа 3. Фрейд считал появление страха, который мобилизуется из-за активировавшихся дериватов влечений, пусковым механизмом невротического конфликта. Эго, с одной стороны, выполняет функцию источника страха, с другой - выступает как агент переработки конфликта. Ид использует этот страх как сигнал, исходящий от инстинктов опасности и запускает те действия, которые обозначаются как «защита». Защита служит цели не допустить до осознания мобилизованное неудовольствие (страх): оно ограничивает или исключает вызывающую неудовольствие опасность (Хайл-Эверс А. и др., 2001).

К. Юнг полагал, что невроз развивается вследствие диссоциации личности в результате образования комплексов, представляющих собой соотношение мыслей, чувств и образов. Комплексы, по его мнению, могут принимать различные формы и образовываться в силу разных механизмов -психических травм, моральных конфликтов (Jung С. G., 1968).

В работах А. Адлера невроз рассматривается как расстройство с разнообразной симптоматикой. Невроз, по его мнению, это естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно неактивного, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в развитии социального интереса, что наблюдается постоянно при наиболее пассивных изнеженных стилях жизни (Adler A., 1956).

По мнению К. Хорни, основой невроза является базальная тревога, связанная с ощущением беспомощности во враждебном мире. Базальная тревога возникает вследствие базальной враждебности, вызванной тем, что родители не способствуют удовлетворению потребности ребенка в


безопасности. Невротики в реагировании на различные ситуации опираются только на одну из трех стратегий межличностного поведения: «от людей», «против людей» и «к людям» (Homey К., 1950).

Попытки применения психоанализа к пониманию поведения привели к появлению концепции невроза, согласно которой невроз является результатом неправильных реакций организма на угрозу, фиксируемых как срывы приспособления в ситуации кризиса (Rado S., 1956).

В гуманструктурной модели Г. Аммона в основе невроза лежит интегрированная и функционирующая личность, у которой отмечается повреждение отдельных областей переживания и поведения с постепенным нарушением психических функций. Из-за поврежденного внутреннего отграничения при неврозе нарушена способность к вытеснению непреодоленного Эдипова комплекса (Александров А. А., 2004; АммонГ, 1996).

Современные последователи психоаналитического направления уверены, что конфликты, ведущие к возникновению неврозов, развиваются в трехсторонней системе отношений. Содержательно эти конфликты характеризуются желанием удовлетворения влечений или нарциссических потребностей с помощью противоречащих друг другу желаний зависимости и автономии. Формы интеракции, которые связаны с возникшими невротическими попытками решения, являются регрессивными по своей сути (Хайл-Эверс А. и др., 2001).

Бихевиористская теория рассматривает эмоциональное нарушение с точки зрения случайных условных реакций, возникших ранее в жизни пациента. Для устранения этих условных рефлексов недостаточно простого знания пациента о них или его желания - требуется выработка «условных


контррефлексов» под руководством компетентного поведенческого терапевта (Александров А. А., 2004).

Неудивительно, что исследования Д. Вольпе были нацелены на экспериментальное изучение развития и излечения неврозов у животных. Неврозы вызывались им в ситуации научения и с помощью методик научения животные могли быть возвращены к нормальному состоянию. На основе этих данных им разрабатывались методики лечения неврозов у людей (Корсини Р., Ауэрбах А., 2003).

Характерно, что в поведенческом направлении не существует единой модели расстройств для неврозов, но есть специфичные теории, которые рассматривают нарушенное поведение как приобретаемое и применяемое на любом этапе жизни. В основу данного направления положена биопсихосоциальная модель болезни, предложенная Г. Энгелем (Хайл-Эверс А. и др., 2001).

Когнитивная теория, дополняющая поведенческую модель неврозогенеза, предполагает, что проблемы невротической личности вытекают в основном из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Эти неправильные представления возникают в результате неправильного научения в процессе познавательного или когнитивного развития личности (Александров А. А., 2004).

Так, теория А. Эллиса описывает возникновение невротических нарушений в связи с функционированием иррациональных установок, которые представляют собой жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, абсолютного характера (Карвасарский Б. Д., 1998).

Современник А. Эллиса А. Бек исходит из положения, что психологические нарушения, предшествующие этапу нейрофизиологических


расстройств, связаны с аберрацией мышления. А. Бек понимал под ним нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации и являются причиной ложных представлений, самосигналов и неадекватных эмоциональных реакций (Карвасарский Б. Д., 1998).

Представители экзистенциально-гуманистического направления психологии рассматривают происхождение неврозов и иных психологических проблем личности по-иному. С точки зрения К. Роджерса, восприятие, мышление, чувства, переживания и поведение человека существенно определяются его Я-концепцией, а Я — концепция понимается как конденсат, сгусток всех субъективных знаний о самом себе. Постановку диагноза он считал ненужной для психотерапии, поскольку, по его мнению, могло быть потеряно непредвзятое отношение к клиенту. На этом основании им разработана теория нарушений и неврозов, не ориентированная на диагноз и нозологию. Центральное положение его теории нарушений -восприятие клиентом неконгруэнтности между Я-концепцией и переживанием и поведением (Хайл-Эверс А. и др., 2001).

В соответствии с представлениями В. Франкла, основой формирования неврозов является не психогения, а экзистенциальный вакуум, когда человек в силу разнообразных причин утрачивает смысл жизни, а его стремление к нахождению конкретного смысла в личном существовании блокируется. Такие неврозы В. Франкл называет ноогенными. Причиной их широкого распространения он видит двойную утрату - утрату базисных животных инстинктов и разрушение многовековых традиций (Менделевич В. Д., Соловьева С. Л., 2002).

Среди отечественных психологических моделей невроза наибольшее признание получила концепция В. Н. Мясищева, согласно которой, в основе невроза, как психогенного заболевания, лежит неудачно, нерационально и


непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности (Мясищев В. Н., 1960).

Существенный интерес представляет концепция этиопатагенеза психической патологии В. А. Ананьева (1998,2003) о структурном аттракторе болезни. Согласно этому подходу психопатологические процессы связаны с индивидуальным опытом формирования личности, историей ее существования и являются адаптационно-компенсаторными процессами. Личность, являясь частью патологической функциональной системы, несет ответственность за выбор вариантов развития патологического процесса в сторону благоприятного или неблагоприятного результата.







Сейчас читают про: