double arrow

Заключение. Диагностика, методы лечения и профилактика астенического невроза.

Существует много способов лечения неврастении. В первую очередь важным является режим труда и отдыха. Витамины группы «В» и «С», биологически активные добавки.

Чаще всего применяют индивидуальную и групповую психотерапию, отдых, выключение из среды, спровоцировавшей заболевание, а также общеукрепляющие и психотропные препараты. В зависимости от формы и тяжести невроза их используют в различных комбинациях. Всегда важно во время беседы с больным вскрыть причину, травмирующую нервно-психическую сферу больного, попытаться устранить ее или, используя различные приемы психотерапии, уменьшить ее значимость. [27]

В случаях неврастении, невроза и неврозоподобных реакций применяют преимущественно метод рациональной психотерапии (психотерапия убеждением). Довольно широко применяют аутогенную тренировку. Врач подбирает нужные словесные формулы, и в дальнейшем (через 2— 3 сеанса) больной уже самостоятельно повторяет их про себя в течение 15—20 мин.

Прогноз зависит от формы невроза и возраста больных. Он наиболее благоприятен в отношении неврастении, вегетативного невроза и неврозоподобных состояний (если последние не вызваны тяжелым и продолжительным соматическим заболеванием). [37]

Уменьшению заболеваемости неврозами и неврастенией способствует ряд условий: правильное трудовое воспитание в семье и школе, нормальные отношения в производственном коллективе, регулирование нервно-психической физической нагрузки, своевременное лечение соматических болезней, широкое распространение спорта и туризма, а также борьба с алкоголизмом и курением.


Поскольку причиной неврастении являются психотравмирующие воздействия, предупреждение их играет большая роль отводится профилактике. Социальные мероприятия, ведущие к устранению неуверенности в завтрашнем дне, уважению личного достоинства человека, нормализации жилищных и бытовых условий и т. п., способствуют ликвидации некоторых источников травматизации, вызывающей заболевание, и тем самым предупреждают возникновение неврозов.

Все факторы, ведущие к астенизации нервной системы, вместе с тем предрасполагают и к возникновению неврозов, поэтому в их профилактике большую роль играют борьба с острыми и хроническими инфекциями, травмами мозга, в том числе родовыми, острыми и хроническими интоксикациями, нарушениями питания организма и другими вредностями, а также нормализация режима труда и отдыха, достаточный сон. Недосыпание, особенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний.

Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка: развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким общественным идеалам.

Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка. При неправильном воспитании у ребенка могут возникнуть представления, которые делают его особенно чувствительным к действию определенных, адресованных ему раздражителей.

У ребенка, которого все время захваливают, развивают у него тщеславие, представление о его якобы превосходстве над другими, нервный срыв особенно легко может наступить под влиянием, неудачи, постигшей его при осуществлении этих стремлений. Вредно также прививать ребенку представление о его неполноценности, чрезмерно фиксировать внимание на


имеющемся у него действительном или мнимом недостатке, а также подавлять его инициативу и требовать от него чрезмерного послушания.

Это может способствовать развитию таких черт характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость, нерешительность, и предрасполагать к неврозу навязчивых состояний.

Для предотвращения нервности, неврастении, важно с самого раннего детства воспитывать ребенка так, чтобы он не получал ни прямых, ни косвенных выгод от нервности, вспыльчивости, тех или иных болезненных проявлений.

Для профилактики рецидивов неврозов очень важно изменить отношение больного к психотравмирующим событиям, повлиять на те характерологические особенности, которые делают его к ним особо чувствительным. Это достигается беседами с больным. С успехом с этой целью могут быть использованы внушение и самовнушение.

Чтобы лечение астенического невроза было успешным, оно должно быть комплексным. Медикаментозная часть терапии подразумевает прием миорелаксантов для подавления головных болей и снятия мышечных спазмов. Если головная боль принимает характер мигрени, то используют триптаны. Для снятия повышенной раздражительности и устранения признаков тревожности рекомендуют прием дневных транквилизаторов. Назначают также ноотропы, активизирующие умственную деятельность и способствующие улучшению памяти. С целью нормализации сна рекомендуют прием снотворных короткого действия. Они не вызывают сонливости в дневной время. [37]

Психотерапевтические методики также необходимы в процессе лечения расстройства. Цель такого метода - побудить пациента к переосмыслению психотравмирующего фактора или ситуации, помочь ему занять активную жизненную позицию, выделить главное и второстепенное в своей деятельности. Могут использоваться психоанализ, индивидуальная или групповая психотерапия, сеансы гипнотерапии (в частности, релаксация).


Помимо этого, пациент с помощью близких должен правильно организовать трудовой или учебный процесс, ограничить объем физических нагрузок, обеспечить полноценное питание и сон. Несмотря на благоприятный прогноз, при условии отсутствия лечения, данная проблема способна перерасти в затяжную депрессию. [29]

Астеничные дети также испытывают сложности с адаптацией в обществе, на фоне чего могут замыкаться в себе. Особенно нежелательно подобное состояние для ребенка, в период его становления как личности. Вместе с тем, не стоит думать, что подобное расстройство - приговор. Своевременное лечение, проводимое под контролем специалиста, поможет справиться и с заболеванием, и с его возможными последствиями.

Для успешной работы с детьми и подростками подверженных невротическим состояниям необходимо выработать четкие рекомендации необходимые для устранения всех форм неврозов.

Общие принципы психотерапии и психокоррекции неврозов и неврозоподобных состояний у детей и подростков в психологической службе учебно-воспитательных учреждений и детских психоневрологических отделений:

1. Первый этап - психодиагностический. Предварительное тщательное
изучение личностных и психических свойств ребенка или подростка.

2. Второй этап - изучение личностного развития детей в онтогенезе.
Изучение анамнеза и всего многообразия межличностных отношений в
семье, в школе, в компаниях и группировках сверстников.

 

3. Третий этап - индивидуальный подбор методов психотерапии,
составление индивидуальной программы психокоррекционной работы.

4. Индивидуальная психотерапия и коррекция должна сочетаться с
работой с родителями и всей семьей. Чем меньше возраст, тем более
неукоснительно должен соблюдаться этот принцип, так как собственные
невротические расстройства родителей, атмосфера неблагополучной семьи,


неправильное воспитание являются ведущими факторами происхождения неврозов у детей и подростков.

5. Параллельная работа с учителями.

В целях профилактики. Основополагающими факторами развития астенического невроза являются эмоциональное и физическое истощение, поэтому меры по предотвращению этого расстройства должны быть направлены на исключение провоцирующих ситуаций. Для этого необходимо: грамотно построить и соблюдать режим труда, полноценного отдыха и сна; своевременно разрешать ситуации, которые могут привести к стрессу; отказаться от вредных привычек; полноценно питаться, исключив из рациона вредную пищу; организовывать время от времени активный отдых; при необходимости практиковать методики по релаксации; чаще бывать на свежем воздухе. Разумеется, полностью обезопасить себя от вероятности возникновения психотравмирующей ситуации невозможно, но вполне реально закалить не только организм, но и укрепить психическое здоровье. [20]

Для успешного лечения астенического невроза следует использовать различные техники расслабления и психотерапии.

релаксацию,

медитацию,

• сеансы психоэмоциональной разгрузки

• гипнотерапия

• КПТ(когнитивно - поведенческая психотерапия)

• Арт терапия.

• ТОТ(телесно -ориентированная терапия).

• Тренинги уверенного поведения.


Список литературы

1. Александров А. А. Психотерапия: учеб. пособие / А. А. Александров.
- СПб.: Питер, 2004. - 480 с. - (Национальная мед. б-ка).

2. Аммон Г. Динамическая психиатрия / Г. Аммон. - СПб.: ПНИИ им.
В.М. Бехтерева, 1996. - 101 с.

3. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья / В. А. Ананьев. -
СПб.: БПА, 1998.-148 с.

4. Ананьев В. А. Особенности дискретного типа личности в
этиопатогенезе психосоматических расстройств / В. А. Ананьев //
Вестник психотерапии. - 2003. - № 10. - С. 45-55.

5. Базисное руководство по психотерапии / А. Хайл-Эверс, Ф. Хайгл
[и др.]. - СПб.: Изд-во ВЕИП: Речь, 2001. - 784 с.

6. Бирман Б. Н. Сущность и классификация неврозов в свете учения
акад. И. П. Павлова / Б. Н. Бирман // Советская невропсихиатрия:
Ленинградские сборники / отв. ред. В. П. Осипов. - М.; Л.: Медгиз,
1939.-Вып. 2.-С. 358-367.

7. Боголепов Н. К. Невротические реакции после эмоциональных травм
/ Н. К. Боголепов // Проблема экспертизы трудоспособности и
диагностики пограничных состояний (психоневрозы) / под ред.
Р. М. Гладштейна, Т. А. Гейер. - М., 1939. - № 9. - 128 с.

8. Бумке О. Современное учение о неврозах / О. Бумке, П. Шильдер;
пер. с нем. М. Я. Когана; Предисловие Е. А. Шевалева. - Одесса,
1928.-96 с.

9. Гиляровский В. А. Психиатрия: руководство для врачей и студентов /
В. А. Гиляровский. - М.: Медгиз, 1954. - 747 с.

Ю.Гиляровский В. А. Узловые моменты в проблеме неврозов /
В. А. Гиляровский //

Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. - 1934. -Т. 3, вып. 2-3.-С. 74-86.


11.Горовой-Шалтан В. А. Неврозы / В. А. Горовой-Шалтан // Опыт

советской медицины в Великой Отечественной войне 1944-1945 гг. -

М., 1949.-Т. 26.-С. 39-43. 12.Гуревич М. О. Психиатрия / М. О. Гуревич. - М.: Медгиз, 1949. -

502 с. 13.Дэмирнаа Н. Непсихотические расстройства в практике психиатров

Бурятии и Монголии. Сообщение 1 / Н. Дэмирнаа, А. С. Манжеев //

Психиатрия в контексте культуры: сборник науч. трудов. - Томск;

Улан-Удэ, 1994. -Вып. 1: Этнопсихиатрия. - С. 219-221. 14.Иванов Н. В. О диагностическом значении позиций личности при

неврозах / Н. В. Иванов // Проблемы личности: Всесоюз.

междисциплинар. симпозиум: в 2 т. - М., 1970. - Т. 2. - С. 217-229. 15.Каннабих Ю. В. Проблема неврозов / Ю. В. Каннабих // Труды

Первого украинского съезда невропатологов и психиатров. -

Харьков, 1935. - С. 485-497. 16.Карвасарский Б. Д. Неврозы: руководство для врачей / Б. Д.

Карвасарский. - М.: Медицина, 1980. - 448 с. 17.Кожевников А. Я. Курс нервных болезней / А. Я. Кожевников. - М.,

1904. 18.Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото. - СПб.: Прайм-

Еврознак, 2002. - 416 с. - (Психологическая энциклопедия). 19.Менделевич В. Д. Неврозология и психосоматическая медицина /

В. Д. Менделевич, С. Л. Соловьева. - М.: МЕДпресс-информ, 2002. -

608 с. 20.МКБ-10. Международная статистическая классификация болезней и

проблем, связанных со здоровьем (10 пересмотр). Классификация

психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и

указания по диагностике. - СПб.: ВОЗ: АДИС, 1994.


21.Мясищев В. Н. О патогенезе и структуре психоневрозов /

В. Н. Мясищев // Труды Первого украинского съезда невропатологов

и психиатров. - Харьков, 1935. - С. 485-497. 22.Мясищев В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. - Л.: Изд-во

ЛГУ, 1960.-426 с. 23.Павлов И. П. Полное собрание трудов: в 6 т. / И. П. Павлов. - М.; Л.,

1949. - Т. 3: Динамическая стереотипия высшего отдела головного

мозга. - С. 496-499. 24.Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбах. -

СПб.: Питер, 2003. - 1096 с. 25.Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. -

СПб.: Питер Ком, 1998. - 752 с. - (Мастера психологии). 26.Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. -

3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 944 с. 27.Рохлин Л. Л. Очерки психиатрии / Л. Л. Рохлин; под ред.

Д. Д. Федотова. - М.: Моск. НИИП, 1967. - 390 с. 28.В.Я.Гиндикин «Лексикон малой психиатрии». Москва. 1997

29.В.Я.Гиндикин «Психиатрия для клинических психологов и
психотерапевтов» Москва.2001

30.Ю.В.Саенко «Специальная психология: учебное пособие».Москва.
2006

31.Ю.В.Попов, В.Д. Вид «Современная клиническая психиатрия».
СПб.2000

32.Чудновский В. С, Чистяков Н. Ф. «Основы психиатрии».Ростов-на-
дону.1997

33.А. Ш. Тхостов, К. Г. Сурнов // Национальный психологический

журнал. - 2006. - № 1. - С. 20-27. 34.Холмогорова А. Б. Культура, эмоции и психическое здоровье /

А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Вопросы психологии - 1999. -

№2.-С. 61-74.


35.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ /

К. Хорни. - М.: Прогресс-Универс, 1993. - 480 с. - (Мастерская

психологии и психотерапии). Зб.Хорошко В. К. Учение о неврозах / В. К. Хорошко. - М.: Медгиз,

1943.-145 с. 37.Эмдин П. И. К теории и методам изучения неврозов / П. И. Эмдин //

Невропсихиатрия на Северном Кавказе. - Ростов н/Д., 1934. - № 1. 38.Ющенко А. И. Вопросы классификации, профилактики и лечения так

называемых травматических неврозов / А. И. Ющенко. - Харьков:

ГМИ УССР, 1934.

зз


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: