РЕКОМЕНДАЦИИ
по самостоятельному изучению дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»
по направлению подготовки - Юриспруденция
заочное обучение 1 курс
Пермь 2011
Методические рекомендации по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»/ по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция / Пермский институт ФСИН России/ 2011.-13 с.
Методические рекомендации подготовлены: доцентом кафедры организации охраны и конвоирования в УИС кандидатом технических наук, доцентом Николаевым В.И.
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «24» мая 2011 г. Протокол № 12.
Рекомендуются для использования в учебном процессе
Пермский институт ФСИН России
614012, г. Пермь, ул. Карпинского,125
Введение
Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата).
|
|
Основной целью освоения дисциплины«Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Задачи освоения дисциплины:
· приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;
· овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
· формирование:
- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
- культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;
|
|
- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;
- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
Дисциплина относится к базовой части цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" ООП бакалавриата.
Освоение дисциплины базируется на знаниях школьной программы основ безопасности жизнедеятельности.
Для изучения дисциплины слушатель должен:
знать:
- основные понятия и термины в области безопасности, допустимые уровни воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду;
- основные методы и средства обеспечения безопасности на рабочем месте;
- основы культуры личной и коллективной безопасности, экологического поведения, нравственно-этического мировоззрения и риск-мышления, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создания благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания;
- основные положения Трудового кодекса по охране труда, свои права и обязанности в области безопасности жизнедеятельности.
уметь:
- решать простейшие задачи в области обеспечения личной и коллективной безопасности (например, электробезопасности, пожарной безопасности, транспортной безопасности, рациональной организации освещения, микроклимата, оказания первой доврачебной помощи пострадавшим и т.д.);
- анализировать, критически мыслить, принимать правильные и обоснованные решения в нештатных ситуациях.
владеть:
- навыками самостоятельного изучения и использования в работе законодательных актов в области юриспруденции.
обладать компетенциями:
- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладанием культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
Дисциплина является предшествующей для дисциплин (модулей) профессионального цикла: «Трудовое право», «Административное право», «Уголовное право», «Финансовое право», ««Экологическое право», «Налоговое право», «Тактико-специальная подготовка».
Знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться слушателями:
– на всех этапах обучения в вузе: при изучении различных дисциплин учебного плана, подготовке рефератов, докладов, прохождении учебной и производственной практик, выполнении курсовых работ и выпускной квалификационной работы;
– в ходе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре;
– в процессе последующей профессиональной деятельности при решении прикладных задач, требующих минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере юридической деятельности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций (ОК) в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3) по вопросам охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности;
способности использовать основные положения и методы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8) в различных видах жизнедеятельности;
способности анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9) в сфере безопасности жизнедеятельности.
Врезультате освоения дисциплины слушатель должен:
Знать:
основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики;
характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
|
|
Уметь:
идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации;
выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
Владеть:
законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды;
понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности.
При изучении дисциплины рассматриваются:
· современное состояние и негативные факторы среды обитания;
· принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные с точки зрения безопасности условия деятельности;
· последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;
· средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;
· методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;
· мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях ведения военных действий, и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
· правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;
· методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часа). Дисциплина изучается в 1-ом семестре и заканчивается зачетом.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
а) основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.
б) дополнительная литература
2. Практикум по безопасности жизнедеятельности: учебное пособие к лабораторным и практическим работам / под общ. ред. А.В. Фролова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 490 с.: ил. – (Высшее образование).
|
|
3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 2-е издание, испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2002.- 357 с.:ил.
в) программное и коммуникационное обеспечение
4. Операционные системы Windows.
5. Стандартные офисные программы.
6. Законодательно-правовая электронно-поисковая база «Консультант Плюс».