Учебно-методическое и информационное

РЕКОМЕНДАЦИИ

по самостоятельному изучению дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»

по направлению подготовки - Юриспруденция

заочное обучение 1 курс

 

Пермь 2011


Методические рекомендации по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»/ по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция / Пермский институт ФСИН России/ 2011.-13 с.

 

 

Методические рекомендации подготовлены: доцентом кафедры организации охраны и конвоирования в УИС кандидатом технических наук, доцентом Николаевым В.И.

 

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «24» мая 2011 г. Протокол № 12.

 

Рекомендуются для использования в учебном процессе

 

 

Пермский институт ФСИН России

614012, г. Пермь, ул. Карпинского,125


Введение

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата).

Основной целью освоения дисциплины«Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Задачи освоения дисциплины:

· приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;

· овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

· формирование:

- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

Дисциплина относится к базовой части цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" ООП бакалавриата.

Освоение дисциплины базируется на знаниях школьной программы основ безопасности жизнедеятельности.

 

Для изучения дисциплины слушатель должен:

знать:

- основные понятия и термины в области безопасности, допустимые уровни воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду;

- основные методы и средства обеспечения безопасности на рабочем месте;

- основы культуры личной и коллективной безопасности, экологического поведения, нравственно-этического мировоззрения и риск-мышления, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создания благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания;

- основные положения Трудового кодекса по охране труда, свои права и обязанности в области безопасности жизнедеятельности.

уметь:

- решать простейшие задачи в области обеспечения личной и коллективной безопасности (например, электробезопасности, пожарной безопасности, транспортной безопасности, рациональной организации освещения, микроклимата, оказания первой доврачебной помощи пострадавшим и т.д.);

- анализировать, критически мыслить, принимать правильные и обоснованные решения в нештатных ситуациях.

владеть:

- навыками самостоятельного изучения и использования в работе законодательных актов в области юриспруденции.

обладать компетенциями:

- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладанием культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

Дисциплина является предшествующей для дисциплин (модулей) профессионального цикла: «Трудовое право», «Административное право», «Уголовное право», «Финансовое право», ««Экологическое право», «Налоговое право», «Тактико-специальная подготовка».

Знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться слушателями:

– на всех этапах обучения в вузе: при изучении различных дисциплин учебного плана, подготовке рефератов, докладов, прохождении учебной и производственной практик, выполнении курсовых работ и выпускной квалификационной работы;

– в ходе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре;

– в процессе последующей профессиональной деятельности при решении прикладных задач, требующих минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере юридической деятельности.

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций (ОК) в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3) по вопросам охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности;

способности использовать основные положения и методы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8) в различных видах жизнедеятельности;

способности анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9) в сфере безопасности жизнедеятельности.

 

Врезультате освоения дисциплины слушатель должен:

Знать:

основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики;

характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

Уметь:

идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации;

выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

Владеть:

законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды;

понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности.

При изучении дисциплины рассматриваются:

· современное состояние и негативные факторы среды обитания;

· принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные с точки зрения безопасности условия деятельности;

· последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

· средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;

· методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

· мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях ведения военных действий, и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

· правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;

· методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часа). Дисциплина изучается в 1-ом семестре и заканчивается зачетом.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

а) основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

б) дополнительная литература

2. Практикум по безопасности жизнедеятельности: учебное пособие к лабораторным и практическим работам / под общ. ред. А.В. Фролова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 490 с.: ил. – (Высшее образование).

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 2-е издание, испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2002.- 357 с.:ил.

в) программное и коммуникационное обеспечение

4. Операционные системы Windows.

5. Стандартные офисные программы.

6. Законодательно-правовая электронно-поисковая база «Консультант Плюс».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: