Понятие, форма и структура Конституции Российской Федерациии основных законов субъектов Федерации
Понятие конституции. В научной литературе различаются фактическая и юридическая конституция. Первая — это основы того строя, который реально существует в стране. Вторая — особый юридический документ, правовой акт. В лекции речь будет идти о юридической конституции, но неизбежно затрагиваются и основы фактической ситуации в обществе, государстве, положение коллективов и индивидов.
Конституция (от лат. constitutio — устанавливаю, учреждаю) как особый юридический документ возникла на определенном этапе развития государственности. Это слово присутствовало в одном из видов актов римских императоров и стало их названием (наряду с рескриптами, эдиктами, декретами и др.). Однако «конституции» римских императоров были совсем не похожи на современные ни по содержанию, ни по форме.
В средние века наряду со словом «конституция» употреблялось словосочетание «основной закон», принимались акты, имевшие основополагающее значение (Великая хартия вольностей 1215 г. в Великобритании, Золотая булла 1222 г. в Венгрии, Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции и др.), но конституции в современном понимании также не было. Требования ограничить королевский абсолютизм путем принятия конституции, где закреплялись бы права человека (прежде всего «естественные права») и регулировались его отношения с государственной властью, устанавливалась система органов государства и их полномочия, были выдвинуты энциклопедистами, «просветителями» — представителями революционной буржуазии', выражавшей интересы широких народных масс.
Слово «буржуазия» при своем возникновении не имело того негативного содержания, которое ему было придано впоследствии, особенно в работах, основанных на постулатах марксизма-энгельсизма и ленинизма-большевизма. Этимологически оно происходит от названия жителя города (франц. bourgeois – в эпоху феодализма – горожанин, представитель среднего сословия, то же, что бюргер (Burger) по-немецки).
Первая писаная конституция государства была принята в 1787 г. в США, затем в 1791 г. во Франции и Польше. В Великобритании конституция складывалась постепенно на базе принятия отдельных законов, судебных прецедентов и конституционных обычаев. В ряде мусульманских стран приняты конституции, но основным законом считается Коран.
В XVIII—XIX вв. конституционное регулирование ограничивалось в основном вопросами прав личности и государственной власти. Конституции XX в., принятые после Второй мировой войны, и особенно новейшие конституции имеют гораздо более широкий объект правового регулирования.
Российская Конституция, принятая в 1993 г., – это учредительный акт государства, основной закон, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий особый объект регулирования и специфическую форму юридической защиты.
Термин «учредительный акт» означает, что в нем реализуется учредительная власть народа, который на референдуме 1993 г. в юридических формах определил способ своего бытия. Словосочетание «основной закон» характеризует особое место этого акта в правовой системе как юридической базы правотворчества, правоприменительной деятельности и правосознания. «Высшая юридическая сила» (юридическое верховенство) означает, что все остальные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае они недействительны. Принятие и изменение в особом, усложненном порядке по сравнению с другими законами и иными актами призвано обеспечить тщательный учет интересов различных слоев населения, а также стабильность Конституции. Специфика объекта регулирования заключается в том, что конституция закрепляет основы экономической, социальной, политической систем, духовной жизни общества и правового статуса личности. Особая форма защиты Конституции связана с конституционным контролем — деятельностью Конституционного Суда РФ.
В субъектах РФ имеются свои основные законы: в республиках в составе Российской Федерации это — конституции, в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах — уставы (основные законы). В Калмыкии в качестве основного закона действует Степное уложение. Это — учредительные акты 89 субъектов Федерации. Подавляющее их большинство принято в 1994— 1997 гг. Как говорилось, в одних субъектах РФ основные законы неоднократно изменялись, в других принимались новые конституции и уставы (в том числе в 2001 и 2002 гг.).
В силу принципа верховенства федерального права (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ) основные законы субъектов РФ должны соответствовать Конституции РФ. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции). Требование соответствия вытекает также из положений о прямом действии и применении на всей территории Российской Федерации федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15), о единых основах конституционного строя Федерации (ч. 1 ст. 16), об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами (ч. 1 ст. 77) и др. Положения конституций и уставов субъектов РФ, не соответствующие Конституции РФ и признанные таковыми Конституционным Судом РФ, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125).
Форма и структура конституций. По своим названиям, форме и структуре основные законы неодинаковы. Как говорилось, в России применяются названия «конституция» и «устав» (после слова «устав» обычно в скобках ставится словосочетание «основной закон»).
Российская Конституция, конституции республик и уставы иных субъектов — консолидированные, т.е. представляют собой единый акт (в отличие от основных законов, принятых, например, в Израиле или Швеции), писаные (неписаными обычно называют конституции Великобритании и Новой Зеландии, где некоторые принципиальные вопросы регулируются устными конституционными обычаями). По способу изменения они жесткие (гибкие изменяются по правилам обыкновенного закона), постоянные (приняты без указания сроков или событий, прекращающих их действие), являются актами прямого действия, т.е. их нормы должны непосредственно применяться и не требуют для своей реализации обязательного издания акта исполнительной власти, хотя в ряде случаев для реализации общих положений Конституции необходим конкретизирующий закон (например, о выборах Президента РФ). По способу принятия конституции и уставы (основные законы) народные. Они принимаются избранными учредительными собраниями, иными представительными органами, путем референдума — голосования избирателей (октроированные конституции провозглашаются монархами, в редких случаях президентами республик или метрополиями для колонии, получающей независимость).
По своей структуре Конституция РФ и основные законы субъектов Федерации характеризуются, с одной стороны, общими чертами, а с другой — определенными особенностями. Почти все конституции и уставы состоят из преамбулы (введения), основной части (глав, разделов, статей), заключительных и переходных положений. В преамбуле говорится о целях принятия этих актов и их принципах. Первая глава (раздел) основной части в Конституции РФ и конституциях республик обычно называется «Основы конституционного строя», а в уставах - «Общие положения», «Правовой статус» данного субъекта, «Основы государственно-правового устройства» и др. Вторая глава (раздел) конституций, как правило, посвящена правам человека и гражданина. В уставах такой главы обычно ы>ет, но иногда в них содержатся принципиальные положения о высшей ценности прав человека и гражданина, говорится об обязанности всех государственных органов защищать эти права, а их перечень закреплен в федеральной Конституции (иногда в уставах имеется соответствующая отсылка). В некоторых уставах (основных законах) такие главы есть, причем в заголовках и тексте говорится также об обязанностях и гарантиях прав. Последующие главы посвящены государственно-территориальному устройству (в некоторых субъектах РФ административно-территориальному делению), органам законодательной, исполнительной, судебной власти, местному самоуправлению. Заключительные разделы (главы), заключительные и переходные положения посвящены вопросам правопреемства и создания новых органов государственной власти.
В конституциях республик и уставах других субъектов РФ содержатся главы, не имеющие аналогов в федеральной Конституции: об общественном строе, экономической системе, о непосредственной демократии, избирательной системе, государственных символах субъекта РФ и т.д. Если в конституциях и уставах субъектов РФ есть разделы, то они либо заменяют главы, либо объединяют их как более крупное подразделение основного закона. Главы делятся на статьи. Иногда это последняя ступень деления, в некоторых основных законах статьи делятся на части, части – на пункты с буквенной нумерацией. В Степном уложении Калмыкии нет глав и разделов, оно непосредственно делится на статьи.
Сущность конституции. Существуют различные взгляды о сущности конституции. Некоторые зарубежные авторы видят суть конституции в записи гипотетического (подразумеваемого) общественного договора, в котором люди устанавливают для себя правила жизни. Согласно теологическим мусульманским концепциям конституция – это выражение воли Аллаха, который «водит рукой» составляющего законы. Историческая школа права рассматривает конституцию как воплощение духа народа, его многовекового опыта, традиций, естественная школа права — прежде всего как запись неотчуждаемых прав человека, некоторые представители «государственной» теории видят в конституции проявление государственной воли, как в целях самоограничения, так и авторитаризма. Нормативистская школа права считает, что суть конституции в том, что она является проявлением высшей, основной нормы миропорядка, институционалисты видят в ней статут не только государства, но и всей корпоративной организации общества. Марксизм и ленинизм рассматривают конституцию с классовых позиций как выражение воли господствующего класса (прежде всего буржуазии или пролетариата), как составную часть в арсенале орудий его диктатуры. Во многих из этих подходов есть рациональное зерно. Конституция действительно часто является результатом соглашений различных социальных сил и партий, она отражает традиции народа, одна из главных ее частей — нормы о правах и свободах человека и т.д. Немало было также таких авторитарных и тоталитарных конституций, которые предназначались для закрепления власти определенного класса, социального слоя, правящей группировки (особенно после военных и иных переворотов). Однако общую характеристику конституции нельзя сводить только к этим сторонам. Прежде всего необходимо разграничить юридическую и социальную сущность конституции. Юридическая сущность Конституции РФ проявляется в особых качествах этого документа, о которых сказано выше: учредительный акт, основной закон, обладающий высшей силой, характеризуемый особыми условиями принятия и изменения и т.д. Эти черты присуши, как правило, любой конституции (исключение составляет, например, конституция Великобритании). Социальная сущность конституции, напротив, в разных странах неодинакова. В России Конституция, с одной стороны, является выражением в основном воли народа, а с другой — закрепляет социальный компромисс, такие порядки и правила «политической игры», которые соответствуют интересам большинства. В целом это документ, выражающий общечеловеческие ценности и соответствующий интересам народа. По общему правилу современная конституция — одновременно выражение союза (на основе общих интересов, признания и защиты общечеловеческих ценностей) и противоборства, соревновательности различных социально-политических сил общества, отстаивающих и стремящихся закрепить в конституции свои интересы. Конституция РФ закрепляет победу тех сил, которые заинтересованы в социально ориентированной рыночной экономике, политическом и идеологическом плюрализме в обществе, в демократическом, социальном, светском и правовом государстве. Она исходит из признания общечеловеческих ценностей и в основном соответствует интересам народа. Конституция содержит большой гуманистический и демократический потенциал, хотя ей присущи и авторитарные черты. Такова же социальная сущность конституций и уставов субъектов РФ.
Это постсоциалистические основные законы, закрепившие победу народа в антитоталитарной демократической революции и развивающиеся на основе сотрудничества различных социально-политических сил.
Содержание конституции также может быть юридическим и социальным. Юридическое содержание — это та правовая материя, которая в ней закреплена, юридическое содержание норм, правовых институтов. По своему юридическому содержанию (наполненности необходимыми нормами, их юридическим качествам) она позволяет регулировать общественные отношения в заданных целях. Вместе с тем в некоторых аспектах Конституция РФ пробельна (по отдельным вопросам социальных отношений, роли партий, общественного контроля, в том числе в отношении средств массовой информации), содержит противоречия (например, ст. 10 и 11 не вполне стыкуются), излишние для основного закона положения (например, нормы об Администрации Президента, специальные уголовно-процессуальные нормы), нечетко регулирует некоторые вопросы властных полномочий, ряд ее формулировок неудачен (например, о вхождении одного равноправного субъекта в другой равноправный).
Юридическое содержание конституций и уставов субъектов РФ по принципиальным вопросам конституционного строя, например касающихся правового статуса личности, политической системы, сходно с содержанием федеральной Конституции. Однако там есть свои особенности конституционно-правового регулирования. В частности, это относится к системе государственных органов, к формам их деятельности и т.д. Даже при однотипном названии институтов (например, Президент РФ и Президент Республики Ингушетия) это далеко не одно и то же по их юридическому содержанию. Юридическое содержание конституций республик отличается от содержания уставов иных субъектов (в первых есть, например, положения о государственном языке республики). Наконец, каждой конституции, каждому уставу присущи элементы неповторимого юридического содержания. В Конституции Татарстана есть, например, такие нормы, которым нет аналогов в основных законах других республик в составе Российской Федерации, многие положения уставов краев и областей, в которые входят автономные округа, отличаются от норм последних и т.д.
Социальное содержание конституции зависит от того, какие конкретно классы, социальные слои населения экономически и политически доминируют в данном обществе, какой конкретный социальный компромисс достигнут. Конституция РФ, отражая переходное состояние общества, также является переходной.
В процессе развития общества, эволюции государственной власти (преодоление влияния олигархов и др.) социальное содержание Конституции РФ (в отличие от неизменности ее сущности) изменяется. Различные социально-политические силы истолковывают его по-своему, оно уточняется по мере обновления законодательства (о земле, о приватизации, о выборах и т.д.) органами конституционного контроля, принимающими те или иные решения. При этом главная тенденция обусловлена целями создания передового общества, современного государства, всестороннего развития личности. Такая же динамика присуща основным законам субъектов РФ, хотя в истолковании социального содержания основных законов имеют место расхождения между элитой общества и широкими слоями населения. Меры, принятые после 2000 г. в области улучшения пенсионного обеспечения, повышения минимального размера оплаты труда, борьбы с коррупцией, ограничения экономической власти и политического влияния олигархов сглаживают эти расхождения, но не ликвидируют их.
Основные черты, свойства и функции конституции. Конституция, с одной стороны, характеризуется качествами особого юридического документа, а с другой — акта, имеющего важнейшее общественное значение. С этим связаны ее основные черты (среди них обычно называют народность, реальность, стабильность и др.), свойства (названные выше качества основного закона, его высшая юридическая сила и др.), а также функции (учредительная, юридическая, политическая, идеологическая и организационная). Учредительная функция обусловлена ее главной ролью: принятие новой конституции, как правило, связано с крупными изменениями в общественном и государственном строе, и она закрепляет их в своих нормах. С другой стороны, сама конституция вводит новые порядки, учреждая новое территориальное устройство государства, систему его органов, провозглашая новые права граждан и т.д.
Конституция — важнейший политический документ. С этим связана ее политическая функция. Главное назначение конституции в этом качестве — закрепление результатов противоборства, компромисса, союза различных социальных сил и групп населения (власть народа, а не класса, свобода экономической деятельности для предпринимателей (работодателей), но защита интересов и прав работников; право народов на самоопределение, но в рамках Федерации; разделение властей, но доминирование президентской (исполнительной в субъектах РФ) власти и т.д.).
Конституция – идеологический документ. Любая конституция строится на основе каких-то идеологических постулатов и выражает их. Иногда эти постулаты почти незаметны (инструментальные конституции XIX в.), а иногда выражены отчетливо (в социальных конституциях XX в. и особенно в идеологизированных конституциях тоталитарного социализма). В Конституции РФ идеологические качества гораздо более заметны, чем в «старых» демократических конституциях, но представлены в значительно меньшей степени, чем в социалистических. С этими свойствами связана идеологическая функция. Ее суть: официальное выражение принятой в обществе идеологии.
Организационная функция Конституции РФ состоит в упорядочении основных общественных отношений, их взаимосвязей. Она создает тот каркас, в рамках которого эти отношения развиваются и совершенствуются, преграждая дорогу деструктивным элементам.
На уровне субъектов РФ свои функции Конституция РФ выполняет вместе с их основными законами.
Функции конституции осуществляются как при ее опосредованном действии (принятие других нормативных актов, практическая деятельность органов государства и др.), так и непосредственно, в результате ее прямого действия.
Существуют и другие классификации основных черт, свойств и функций конституции.
Прямое действие конституции. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 1 ст. 15). Прямое действие имеют также конституции и уставы (основные законы) субъектов РФ. Прямое действие означает, что конституция должна непосредственно применяться высшими органами государства, должностными лицами, судами. Ее должны применять и исполнять граждане, лица без гражданства и иностранцы, находящиеся на территории данного государства, общественные объединения, юридические лица и др. Условия непосредственного применения Конституции РФ судами при осуществлении правосудия (эти условия с соответствующими изменениями относятся к основным законам субъектов РФ) определены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. Она применяется судами непосредственно: 1) если положения Конституции РФ не требуют дополнительной регламентации; 2) если суд приходит к выводу, что закон, принятый до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; 3) если суд приходит к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; 4) если акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон по данному вопросу отcутствует.
Конституционный Суд РФ вместе с тем считает, что при признании судами общей юрисдикции актов неконституционными суды во всех случаях для официального подтверждения неконституционности акта должны обязательно обращаться в Конституционный Суд РФ (постановление от 11 апреля 2000 г.), ибо устранение неконституционного закона из правовой системы не может быть достигнуто путем разъяснений.
Непосредственное применение Конституции РФ органами государства, должностными лицами, однако, возможно не всегда. В ряде случаев ее нормы требуют дополнительной регламентации. Это относится, например, к положениям о всеобщих, прямых, равных выборах, о формировании Совета Федерации, о земле, об обязанности платить налоги, о пенсиях и т.д. Без соответствующих законов такие нормы трудно осуществить на практике. Пример тому — длительные споры некоторых судов с органами Министерства обороны об альтернативной службе, заменяющей воинскую обязанность, до принятия соответствующего закона в 2002 г.
Изменение Конституции РФ. Конституция РФ предусматривает три способа ее изменения: внесение поправок, изменение названия субъекта РФ и общий пересмотр Конституции. Первый способ связан с изменением тех или иных положений гл. 3—8, второй — с необходимостью внесения поправок в гл. 1, 2 и 9. Предложения о поправках и пересмотре Конституции могут вносить не все субъекты законодательной инициативы. Такое право предоставлено Президенту и Правительству РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также группе численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Порядок внесения поправок в гл. 3—8 регулируется ст. 136 Конституции и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»1. Такие законы имеют особое название: федеральные законы о поправке к Конституции РФ. Они принимаются по процедуре принятия конституционных законов (Конституция РФ предусматривает принятие таких законов, развивающих ее положения, по 18 вопросам), но существуют дополнительные требования. Помимо одобрения не менее 3Д членов общего (конституционного) состава Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы (таковы условия для принятия федерального конституционного закона), закон о поправке вступает в силу, если он будет одобрен органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ. Процесс рассмотрения закона о поправке в субъектах РФ должен завершиться в течение одного года после принятия закона федеральным парламентом. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Его постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РФ. Закон не говорит о последствиях, если Верховный Суд признает ошибочным решение Совета Федерации. Несколько поправок обсуждалось в 1999 г. в парламенте России, но ни одна не была принята.
В особом порядке изменяется ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, содержащая перечень субъектов РФ. Принятие в состав Федерации и образование в ней нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 137 Конституции РФ). Такой закон принят в 2001 г. Название нового субъекта вносится в Конституцию, дополняя перечень субъектов РФ. Иначе решается вопрос об изменении названия уже существующего субъекта, что относится к его собственной компетенции. В соответствии с ч. 2 ст. 137 новое название подлежит включению в Конституцию РФ без каких-либо дополнительных законодательных процедур. Такие факты уже имели место в связи с изменениями названий Ингушетии, Северной Осетии — Алании, Калмыкии, Чувашии, хотя Федеральный закон 1997 г. «О наименовании географических объектов» устанавливает, что переименование субъектов РФ, а также городов осуществляется федеральными законами (п. 4 ст. 9). Право включать новое название субъекта в Конституцию РФ предоставил Президенту РФ Конституционный Суд РФ (постановление от 28 ноября 1995 г.3). Хотя включение в Конституцию РФ нового названия субъекта РФ имеет формальный характер (само название принимается парламентом соответствующего субъекта), вряд ли изменение текста Конституции указом Президента РФ (а это обусловлено безвыходностью положения, порожденной погрешностями конституционных формулировок) заслуживает одобрения.
Внесение поправок невозможно в гл. 1, 2 и 9 Конституции «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Они могут быть изменены только в порядке общего пересмотра Конституции. Пересмотр вправе осуществить лишь специально созываемое для этой цели Конституционное Собрание (закон, определяющий порядок его созыва, пока не принят). Собрание может либо подтвердить неизменность Конституции, либо разработать новую Конституцию и принять ее большинством голосов в 2/з от общего числа своих членов, либо вынести проект на референдум. Такое регулирование призвано обеспечить особую стабильность конституционных основ, не допустить недостаточно продуманных изменений Конституции.
Вместе с тем слишком широкий круг «неприкосновенных положений» (целые главы) не дает возможности вносить не только необходимые содержательные поправки, но и исправлять в этих главах стилистические погрешности. В зарубежных конституциях запрет изменений обычно распространяется только на некоторые статьи, имеющие принципиальный характер.