Повесть «О Бове Королевиче»

В забавной шутке, сказочной ситуации звучит гневная сатира на церковь и церковный догмат почитания святых.


^ 35..Новгородская областная лит-ра. «Повесть о путешествии архиепископа Иоанна в Иерусалим».

В 14-15 вв. Новгород был крупнейшим полит., эк. и культурным центром северо-западной Руси., типичной феодальной республикой.

Там складываются 2 своеобразные партии: московская(«чёрные люди» -крестьяне - за присоед. К Москве) и литовская(боярская торговая олигархия, ориент на Литву).

Летопись-древнейший памятник.

По поручению Ефимия 2 в 1432 создаётся Софийский временник, в кот. Новгород признан центром истории Руси.

В повести включались историко-легендарные повествования.

«Хождение Стефана Новгородца»(первое в лит-ре путешествие мирянина, цель-торговля)-развивается жанр путешествия.

«Послание новгородского архиепископа Василия к тверскому епископу Фёдору о земном рае».

Помещ. В «Первой новгородской летописи».1347.Доказывает существование на востоке, за морем, «земного рая».

«ПОГВЕСТЬ О ПУТЕШЕСТВИИ НОВГОРОДСКОГО АРХИЕПИСКОПА ИОАННА НА БЕСЕ В ИЕРУСАЛИМ». Посвящена прославлению святости новгородского архиепископа.

Основу её сюжета составляет типичный для средневековой лит-ры мотив борьбы праведника с бесом.

В фантастическом сюжете нетрудно обнаружить реальные черты быта духовенства.

Мотив использован Н. В. Гоголем в повести «Ночь перед рождеством».


^ 36. «Повесть о новгородском белом клобуке».

Состоит из 3-х частей. Первая-история возникновения клобука.

Константин нарёк Сильвестра папой, подарил ему клобук, пред в распоряжение Рим, основав новую столицу Константинополь.

2 часть- переход к из Рима в Константинополь. По грозному повелению ангела нечестивый папа вынужден отправить к в Царьград, к патриарху Филофею.

3-я повествует о переходе к из Византии в Великий Новгород. Филофей вынужден отправить белый к в Новгород, поск. Он считается центром святой Руси.

В Новгороде к с честью встречает архиепископ Василий.

Полагается, что автор-толмач Дмитрий Герасимов.

Историчны в повести лишь отдельные имена: царей Константина, Карула, Иоанна Кантакузина и те, кто указан выше.

Центральное место в повести отведено вымыслу, подчинённому общей историко-философской концепции перехода символа мировой церковной власти-белого клобука, а куда он переходит, сама знаешь из содержания.

В 17 веке через белорусские переводы становятся известны у нас рыцарские западноевропейские романы.

При переводе - теряют свою куртуазность, подвергаются значительной русификации.

В этом отношении примечательна повесть «О Бове Королевиче», восходящая к франц. Рыцарскому роману.

Характерные особенности:


  • занимательный авантюрный сюжет

  • сюжет близок к волшебной сказке

  • образ главного героя близок к образам народного героического эпоса (Бова храбр, честен, он поборник правды и справедливости, борется за православную христианскую веру с царём Салтаном. Обладает огромной физической силой и красотой подобно русским героям.)

  • Противник Бовы Лукопер характеризуется теми же чертами врага, что и в народной эпической поэзии.

  • Много сказочных мотивов

  • В повествовании много элементов чисто русского быта.


Таким образом, западноевропейский роман при переводе утратил черты своего оригинала и стал достоянием древнерусской литературы и устного народного творчества.
65. Начало русского театра. Репертуар театра 1672 года.
В последней трети 17 столетия возникает первый в России придворный театр, существование которого дало толчок становлению и развитию нового вида литературы - драмы.
Инициатива создания театра принадлежала главе Посольского приказа Артемону Сергеевичу Матвееву (выдающ. Гос. Деятелю)
Падкий на всякого рода увеселения, царь Алексей Михайлович одобрил инициативу Матвеева и весной 1672 года началась деятельная подготовка к организации первого театра.

Для будущего театра в мае 1672 г. стали приспосабливать чердак дома боярина Милославского. Первый театр стали спешно сооружать в подмосковной резиденции царя селе Преображенском.
Из «разных чинов служилых и торговых иноземцев дети» стали набирать труппу актёров в составе 60 мужчин.
Все работы по организации театра велись под наблюдением Матвеева. Денег не жалели: пышно отделывался интерьер, шились богатые костюмы для актёров, лучшие живописцы трудились над декорациями.
Открытие театра - 17 октября 1672 г. Первое представление. Присутствовал царь и вся свита.
Зимой 1673 г. театр продолжал свою работу в новом помещении над Аптекарской палатой Кремля.
Репертуар:
Обширный. Первое место - инсценировки библейских сюжетов: «Юдифь», «Жалостная комедия об Адаме и Еве», «Комедия о Давыде с Голиафом».
Кроме того, в репертуаре театра была пьеса на античный мифологический сюжет: «Комедия о Бахусе с Венусом».


45 ДОПОЛНЕНИЕ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: