double arrow

Основные тенденции развития литературы в 17 веке (новые герои, тематика, жанры)


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Читаем. Анализируем. Размышляем

1. Какие проблемы ставятся в произведениях Людмилы Улицкой?

2. Что главное в книгах Улицкой?

3. Как детали заменяют в произведениях писательницы датировку событий?

4. Как организация пространства способствует объединению рассказов в циклы?

5. Можно ли назвать Улицкую мастером описания? Что необычно в ее описаниях? Какие средства она ис­пользует при этом?

6. В чем проявляется принцип организации повествования, традиционный для Улицкой?

7. По какому принципу писательница составляет сложный текст?

8. Для чего Л. Улицкая использует интертекст?

9. Докажите, что Л. Улицкая является мастером описания (портрета и пейзажа).

10. Почему незнакомое и чужое кажется героине рассказа смутно знакомым?

11. Какое чудо произошло в семье, где остановились путешественники?

12. Почему, описывая осеннюю южную ночь, автор говорит о Рождестве?

13. Что объединяет людей разной веры, разных социальных слоев, собравшихся в эту ночь под одной кры­шей?

14. Как автор возвращает читателя к обыденной жизни, жизни без чудес?

15. Почему рассказ называется "Путь осла"? Куда ведет этот путь?

16. Согласны ли вы с мнением, что у каждого своя дорога к Храму, к вере? Докажите это словами из заклю­чительных строк рассказа.

17. Как автор относится к защитникам людей – Ангелам?

18. Чем Н. К. была не похожа на своих ровесниц. Случайно ли автор уже в начале рассказа заявляет об этом?

19. Как Н. К. отреагировала на несчастье, случившееся с ней?

20. "Для чего" или "за что" даются, по-вашему, страдания и бедствия людям?

Рассмотренные в настоящем пособии литературные явления позволяют прийти к следующим выводам. В конце XX – начале XXI веков общественные события особенным образом влияют на литературную ситуацию: они обусловливают обращение к острым проблемам и конфликтам, введение "непарадных", "несчастных" героев, использование разных жанровых форм и художественных приемов интертекстуальности, стилизации, второсю-жетности, калейдоскопичности и др. Резко меняется содержание литературы. Авторы фиксируют внимание на разнообразных реалиях повседнев­ности, подробно прописывая мельчайшие проявления этого мира. Отходит на второй план отношение героев к работе, производственным процессам. Оно становится лишь одной из сторон характеристики персонажей, свое­образным атрибутивным признаком, помогающим обозначить социальные факты, которые присутствуют в пове­ствовании как время и место действия. Но описание их авторами и передача отношения героя вовсе не являются главными, как было в литературе социалистического реализма. Критика отмечает резко натуралистическое, из-

лишне детальное изображение конкретной реальности, не всегда сопровождавшееся исследованием психологии героев, употребления повествовательной стратегии "поток сознания".




Носителями авторских идеалов становятся герои-мечтатели, "амленькие люди", представители неформаль­ных кругов. Ностальгия писателей по героическому характеру и целостному мировосприятию приводит также к появлению современного героя-победителя в противовес моделям героя-жертвы, доминировавшим в прозе "но­вой волны" 1970 – 1980-х годов.

1. Толстая, Т.Н. Ночь : рассказы / Татьяна Толстая. – М. : Подкова, 2002.

2. Толстая, Т.Н. День : личное / Татьяна Толстая. – М. : Эксмо, 2003.

3. Толстая, Т.Н. Не кысь / Татьяна Толстая. – М. : Эксмо, 2004.

4. Улицкая, Л. Искренне ваш Шурик / Людмила Улицкая. – М. : Эксмо, 2004.

5. Улицкая, Л. Казус Кукоцкого / Людмила Улицкая. – М. : Эксмо, 2004.



6. Улицкая, Л. Даниэль Штайн переводчик / Людмила Улицкая. – М. : Эксмо, 2006.

7. Улицкая, Л. Люди Нашего царя / Людмила Улицкая. – М. : Эксмо, 2007.

8. Петрушевская, Л. Время ночь / Людмила Петрушевская. – М. : Вагриус, 2001.

9. Петрушевская, Л. Мост Ватерлоо / Людмила Петрушевская. – М. : Вагриус, 2001.

10. Петрушевская, Л. Счастливые кошки : сказки / Людмила Петрушевская. – М. : Вагриус, 2001.

11. Нефанина, Г.Л. Русская проза конца XX века : учебное пособие / Г.Л. Нефанина. – М. : Флинта, 2003.

12. Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература. 1950 – 1990-е годы : в 2 т. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липо-вецкий. – М. : Академия, 2003.

13. Агеносов, В.В. Русская проза конца XX века / В.В. Агеносов. – М. : Академия, 2005.

14. Русская литература XX века. – СПб. : Логос, 2003.

15. Русская проза конца XX века : хрестоматия. – СПб. : Академия, 2005.

16. Баевский, В.С. История русской литературы XX века / В.С. Баевский. – М. : Языки славянской культуры, 2003.

17. Черняк, М.А. Современная русская литература / М.А. Черняк. – СПб.–М. : Сага-Форон, 2004.

18. Зайцев, В.А. История русской литературы второй половины XX века / В.А. Зайцев, А.П. Герасиненко. – М. : Высш. шк., 2006.

19. Тинина, С.И. Современная русская литература (1990 гг. – начало XXI в.) : учебное пособие / С.И. Тинина. – СПб. : Академия, 2005.

Авторский жанр– это результат синтеза нескольких жанров.

Аксиология– совокупность нравственных ценностных аспектов.

Амплификация– фигура, состоящая в накоплении синонимов. Применение синонимов помогает усилить главный смысл, а также усилить мысль, отразить ее всесторонне и многообразно.

Антиномичность– это художественный прием, заключающийся в противопоставлении.

Беллетристика– изящная словесность.

Бинарный– двоичная система, двойственный, неразрывный.

Гротеск– форма комизма, близкая к фантастическому.

Дискурсы– объекты, познаваемые логикой (термин переводится как "беседа, разговор").

Жанр– (от фр. "род, вид") – тип словесного художественного произведения, реально существующая в исто­рии национальной литературы и обозначенная тем или иным традиционным термином разновидность произведе­ний (эпопея, роман, повесть, новелла – в эпике; комедия, трагедия – в области драмы; ода, элегия, баллада – в ли­рике). Бахтин М.М. считал жанр "представителем творческой памяти в процессе литературного развития".

Жанровая контаминация– слияние нескольких жанровых признаков.


Имплицитный– скрытый. Эксплицитный– явный.

Интенция– авторское намерение.

Интертекстема– единица интертекста. Виды интертекстем: цитата (точная и варьированная), аллюзия, реминисценция, культурологема, стилизация.

Контекст– текстовые связи, осмысленные воспринимающим сознанием.

Концепт– "понятие", восприятие смысла слова. Концепт существует в идеосфере, обусловленной кругом ассоциаций каждого человека. Концепт включает потенции, открываемые в словарном запасе как отдельного че­ловека, так и языка в целом, что Лихачев называл концептосферой.

Конфликт– столкновение, борьба между героями эпоса или драмы, или внутри характера и сознания персо­нажа.

Критика литературная– пристрастно интуитивно-интеллек- туальное прочтение художественных текстов, пронизанное интересами и соблазнами. Функции критики – влиять на общественное мнение, на развитие литера­туры и искусства.

Литературный герой– образ человека в художественной литературе. Употребляются также понятия: дей­ствующее лицо, персонаж, характер, образ – все они взаимозаменяемы.

Массовая литература– многозначный термин, популярная, тривиальная, бульварная литература, это фон вершинных достижений писателей первого ряда, весь массив художественных произведений определенного ис-торико-культурного периода (или направления).

Мотив– повествовательная единица в организации второго подтекстового смысла произведения.

Очерк– малый вид эпоса, от рассказа отличается документальностью и более свободной композицией. Вы­деляют путевые, портретные и аналитические очерки.

Парадигма– система форм, характеризующая отношения между элементами системы.

Повесть– средний по объему текста и сюжета эпический прозаический жанр, промежуточный между рас­сказом и романом. В повести несколько сюжетных линий, протяженность во времени, охват множества судеб и, как говорит Солженицын, "горизонт взгляда и вертикаль мысли". (Повести писали Ю. Трифонов, И. Айтматов, В. Распутин, В. Быков).

Поэтика– наука о системе художественных средств выражения в литературных произведениях.

Прием– средство (композиционное, стилистическое, звуковое, ритмическое), служащее для конкретизации, выделения элемента повествования.

Публицистика– сфера журналистики, соприкасающаяся с литературой и в высших своих проявлениях пе­рерастающая в нее. Художественная публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и об­щественной жизни".

Рассказ– эпическое произведение, в центре которого один или несколько эпизодов из жизни одного-двух персонажей.

Реализм(пер. с лат. яз.) – вещественный, действительный – один из основных художественно-творческих принципов (методов литературы и искусства XIX – XX веков, осознавшийся как воспроизведение подлинной сущности первичной реальности, общества и человеческой личности).

Ретроспекция– взгляд в прошлое.

Роман– крупная эпическая форма, в которой изображается несколько десятков героев на протяжении их жизни.

Рефлексия– размышление о своем внутреннем состоянии, склонность анализировать свои переживания.

Трагедия– жанр, основанный на трагическом пафосе и трагической коллизии, которая разрешается смертью героев.

Хронотоп– соотношение пространства и времени.

Фабула– система основных событий, которая может быть предсказана.

Цикл– несколько произведений, объединенных единой темой, сквозными мотивами, переходящими из про­изведения в произведение персонажами. Авторские циклы имеют общее название или посвящение.

Цитата– чужой текст, включенный в художественное произведение и используемый в перекодированном смысле.

Эссе– ("попытка", "очерк" – с франц.) – жанр на грани литературы и публицистики, произведение произ­вольной формы, композиционно рыхлое, нацеленное на возможно полное освещение проблемы.

Юмор– разновидность комического, предполагающая добродушное осмеяние. Сатира предполагает резкую критику человека или явления.


Бунтарский век: бунты, восстания, крестьянская война. В конце 16 века Россия пережила голод.

1601-1603 гг - голод

1605 год - смерть Бориса Годунова

На Русь в то время надвигается польско-шведская интервенция.

Россию спасает народное ополчение под руководством Минина и Пожарского.

На престол земством был избран Михаил Романов. С 1613 года начинается династия Романовых.

Смута. Развитие публицистики. Авраамий Палицын.

События смуты способствовали «обмирщению» литературы. Приходит светская тематика. Появляется много произведений, вышедших из городских слоёв населения.

Усиливается влияние фольклора. Внимание к человеку и к окружающей его среде. Реалии быта.

Новые герои, новый стиль, новая тематика и новые жанры.

^ Литература делится на:


  • Демократическую

  • Господствующего класса

Жанр бытовой повести:


  • добрый молодец, без роду без племени

  • мелкий дворянин

  • купеческий сын

  • интрига, занимательность сюжета

  • авторы чаще всего безымянны


«Повесть о горе и злосчастии» - яркий пример бытовой повести.

Появляется сатира, тематика: социальное неравенство.

«Сказка о голом и небогатом человеке». - Сатира, направленная против взяточников суде.

«Повесть о Шемякином суде». «Повесть о Ерше Ершовиче» - сатира на духовенство.

Появляются вирши, первое стихотворство.

«
Симеон Полоцкий - принесший на Русь силлабическую систему стихосложения.


^ 51. Повести Смутного времени. « Новая повесть о преславном Российском царстве».

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: