Сказание Авраама Палицина».
Бурные события начала 17 столетия нашли широкое отражение в литературе. Публицистический характер, оперативно откликаются на запросы времени, отражают интересы различных соц. групп, участвующих в борьбе.
«Повесть 1606 года» создан монахом Троице-Сергиева монастыря.
Повесть активно поддерживает политику боярского царя Василия Шуйского, описывает единение Шуйского с народом.
Причины смуты и «настроения» в Московском государстве автор повести усматривает в пагубном правлении Бориса Годунова, который злодейским убийством царевича Дмитрия прекратил существование рода законных царей московских.
Повесть затем была переработана в «Иное сказание». Она написана в традиционной книжной манере.
Противостоят повести, отрицают интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоёв населения.
^ «НОВАЯ ПОВЕСТЬ О ПРЕСЛАВНОМ РОССИЙСКОМ ЦАРСТВЕ».1610-1611
Повесть обращалась к людям, звала к активным действиям против польских захватчиков.
Резко обличала предательскую политику боярской власти, кот. превратилась в домашнего врага. Разоблачались польских магнатов и их главаря Сигизмунда 3.
Идеал патриота - патриарх Гермоген.
В повести отсутствуют исторические экскурсы, она наполнена злободневным материалом. Деловая энергичная речь сочетается с взволнованным патетическим призывом.
«СКАЗАНИЕ «АВРААМА ПАЛИЦЫНА.
Сказание состоит из ряда самостоятельных произведений:
1. Исторический очерк о событиях от смерти Грозного до воцарения Шуйского.
2. Описание осады Троице-Сергиева монастыря, которая продолжалась 16 месяцев.
3. Последние месяцы правления Шуйского.
В произведении даётся изложение исторических событий 1584-1618.
Ценность составляет его фактический материл с изображением героических ратных подвигов крестьян монастырских сёл.
В целом же «Сказание» - эпическое произведение, но в нём использованы драматические и лирические элементы. В ряде случаев Авраамий прибегает к манере ритмического сказа, включая в повествование рифмованную речь.
^ 52. Эволюция развития жанра жития в 17 веке. «Житие Юлиании Лазаревской».
В 17 веке житие постепенно переходит в бытовую повесть, а затем в автобиографическую исповедь. Каноны жития разрушаются вторжением бытовых реалий, фольклорной легенды.
«ПОВЕСТЬ О ЮЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ»-1-я в лит-ре биография женщины-дворянки. Написал это житиё её сын, это произведение вошло в 51 список и было составлено 2 редакции.
Житие фактически носит светский характер.
Повесть изображает положение замужней женщины в большой дворянской семье, её бесправие и многочисленные обязанности.
Она утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни, служения людям.
Здесь ещё не полностью отошли от агиографической традиции, с ней связано начало повести.
Юлиания Лазаревская - олицетворение доброты, терпения, желания помочь близким. Она так много трудится, что ей даже некогда ходить в церковь. Образ Юлиании Лазаревской не идеален; это женщина, окружённая бытом и рядовыми сложностями.
Традиционные мотивы религиозной фантастики: бесы хотят убить Юлианию. но вмешательство святого Николая спасает её.
Переплетены элементы бытовой повести с элементами житийного жанра, но преобладают повествовательные бытовые элементы.
Интерес к частной жизни человека, его поведению в быту.
^ 53. Воинская повесть. «Поэтическая повесть об осадном сидении донских казаков».
Жанр воинской повести в 17 веке претерпевает изменения, подвергается демократизации. Исторические факты вытесняются художественным вымыслом, большую роль начинают играть занимательный сюжет, мотивы и образы устного народного творчества.
Возникла в казачьей среде, запеч. самоотверженный подвиг смельчаков, кот. захватили в 1637 турецкую крепость Азов. сумели отстоять её в 1641 от превосходивших сил врага.
Гипотеза, что автором был есаул Фёдор Порошин, кот сам участвовал в событиях.
Жанру деловой письменности он придал яркое поэт. звучание: широкое использование казачьего фольклора, а также правдивое и точное описание самих событий.
Прощание казаков - самое поэт. место повести.
Герой повести небольшой коллектив.
Религиозная фантастика служит здесь лишь средством возвеличения патриотического подвига защитников Азова.
Традиционные картины боя, взятые автором повести из повестей о Мамаевом побоище, «Повести о взятии Царьграда», сочетаются с обильным введением в повествование казачьего фольклора.
В повести выражено стремление создать образ массы, передать ее чувства, мысли и настроения.
В конце 17 века сюжет превращается в сказочную «Историю об Азовском взятии и осадном сидении от туркского царя Брагима донских казаков».
^ 54. Особенности жанра бытовой повести. «Повесть о Горе и Злосчастии»
Процесс побуждения сознания личности находит отражение в новом жанре - бытовой повести(2-я половина 17 века).
Новый тип героя, заявившего о себе как в жизни, так и в лит-ре.
Здесь- борьба старины и новизны, кот пронизывала все сферы общественной и личной жизни.