Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Неписаное право (ius non scriptum)




К неписаному праву во все времена относятся обычаи. У римлян они назывались mores maiorum - обычаи предков. С течением времени к этому понятию добавлялись такие, как mos regionis - местное обычное право провинций; утверждались такие обозначения неписаного права, как consuetudo (обычное право), mos Romanum.

"Обычай - непосредственное проявление народного правосознания" (2). Обычай - это правило поведения, которое стихийно складывается в повседневной жизни людей. Обычай не излагается в письменной форме, он удерживается в народной памяти и изустно передается от поколения к поколению. Только многократное повторение (в силу его авторитетности) делает обычай правилом поведения для многих людей.

Таким образом, обычай - это норма, сила которой основана не на принуждении со стороны государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении в повседневной жизни.

В древности латины (nomen Latinum), в том числе и римляне, различали между регулирующими нормами те, которые относятся к гражданским отношениям и те, которые относятся к религиозным отправлениям - ius и fas (fas lex divina, ius lex humana est). По-видимому, все они имели характер обычая. Были сведения, будто бы Сервий Туллий собрал около пятидесяти законов Ромула и Нумы, и своих, и народное собрание одобрило этот свод. Исследователи подвергают эти сообщения сомнению. Хотя зачатки законодательства должны бы быть: те же реформы Туллия требовали законодательного оформления.

Как было сказано выше, неопределенность обычного права была устранена принятием законов. Но при этом обычай, как форма права, не был всецело устранен. Так Юлиан во II веке писал: "Если мы не имеем писаных законов для каких-либо дел, то следует соблюдать установленое нравами и обычаем...; 1. Прежний укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это право называется правом, установленным нравами. Ибо если сами законы связывают нас в силу лишь того, что они приняты по решению народа, то заслуженно и то, что народ одобрил не записав, связывает всех. Ибо какое имеет значение, объявил ли народ свою волю путем голосования или путем дел и действий" (Д.1.III.32.I.)

Основание возникновениея и продолжающегося применения обычая и обычного права неплохо описаны в работе Дождева: "Следование изветному порядку позволяет отличить "своего" от "чужака" (hostis) и ограничить круг участников от непосвященных. На этой основе развивается представление об абстрактном партнере - римлянине... Преемственность нормативной традиции... в докодификационную эпоху обеспечивалось понтификами, которым было вверено хранение заветов предков (mores maiorum); Цицерон писал: "То же, что является неписаным и появляется или по обычаю, или в результате соглашений между людьми и как бы со всеобщего одобрения, - это соблюдается столь же строго, как наши нравы и законы, как бы предписанное естественным правом"".(3)

Постоянство действия обычая косвенным образом подтверждается и следующим фрагментом Юстиниановых Конституций: “Авторитет обычая в силу его долговременного применения значителен, но он не должен быть сильнее закона” (С.8.52.2).





Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 1271; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8326 - | 7950 - или читать все...

Читайте также:

  1. A.1.административные и правовые реформы первых киевских князей
  2. Anamnesis morbi. Сословия: муж. жен. 1. Дворяне: Потомственных2094 2410 Личных1509 1192 2. Духовенства: Православного
  3. Cтоглав 1551 г. Cемейно-брачное право
  4. I. Субъективное право юридическое право субъекта
  5. II. Роль государства различна в связи со спецификой методов и способов правового регулирования
  6. II. Структурные элементы правоотношения
  7. II. «Краткое изображение процессов и судебных тяжеб» (1715 г.) – общая характеристика правового документа. Место и значение документа в развитии российского государства и права
  8. III. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ И КРИМИНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  9. IV. Христианская этика и светское право
  10. Status praesens. На наличие грыжевого выпячивания в правой паховой области, незначительные боли в области выпячивания при физической нагрузке
  11. VI. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ
  12. А. Дипломатическое и консульское право


 

35.175.191.168 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.