double arrow
Понятие источник права. Система источников римского права

Тема 3. Источники римского права

ГЛОССАРИЙ к Теме 2. Предмет курса римское право

Вопросы для самопроверки

1. Каково происхождение слова "право" (ius)?

2. Что означало для римлян правосудие (iustitia)?

3. Какими способами разрешались в древности общественные конфликты?

4. Что характеризует термин "юридическая централизация"?

5. Что характеризует термин "юридическая децентрализация"?

6. Чем различаются императивные и диспозитивные нормы права?

7. Из каких частей складывалось римское частное право?

8. Что включало в себя понятие "цивильное право"?

9. Что означает термин "право народов"?

10. В чем состоит значение естественного права для развития римского права в целом?


ius право
iustitia правосудие
ius privatum частное право
ius publicum публичное право
iuris est ars boni et equi право есть наука о добром и справедливом
imperium власть императивная норма абсолютно обязательная правовая норма
dispositivum восполняющий диспозитивная норма права, допускающая ее изменение
praetor urbanus городской претор (высший магистрат, руководивший судопроизводством в Риме)
praetor peregrinus претор по делам иностранцев (магистрат, руководивший судопроизводством с участием иностранцев)
ius naturale естественное право
ius civile цивильное право (национальное право общины)
ius gentium право народов
ius praetorium преторское право
ius honorarium право магистратов
prudentes знатоки права (сведующие в праве)
aequitas справедливость
aequum ius справедливое право
omne ius hominumcausa constitutum est всякое право создается ко благу человека

Термин "источник права" кажется не используется ни в Институциях, ни в Дигестах. Но историк, Тит Ливий, употребляет его и, возможно, этим начинается жизнь данной правовой категории: "Законы XII таблиц являются источником всего публичного и частное права (fons omnis publici privatique iuris)"(1).




Для современной юриспруденции понимание этого термина в разных его значениях: в материальном и формально-юридическом составляет существенную часть юридического образования. Различие этих значений есть отличие содержания права от формы познания действующего права.

Источник содержания правовой нормы по-разному определяется в зависимости от мировоззренческой позиции. Так, марксистское представление об этом предмете состоит в том, что содержание права определяется материальными (социально-экономическими) условиями жизни данного общества. Эти объективные условия являются главным фактором, формирующим волю господствующего класса, каковая выступает в виде действующего права.



Для Э. Канта источником права выступает категорический императив; для Фомы Аквинского - воля Бога. Главным источником мусульманского права признается Коран - совокупность правил, сообщенных Аллахом Мохаммеду. Для древних израильтян - это запись на скрижалях повелений Иеговы, сообщенных Моисею на горе Хорив; для современных - Тора (переработанное и дополненное в средние века законодательство Моисея).

То есть, когда мы говорим об источнике содержания права, мы обозначаем нечто, из чего происходит право, что формирует сущность правового повеления.

Но чаще всего нас интересует - из чего мы получаем знание о действующем праве. В таком случае мы говорим об источнике как о форме права, как о способе объективизации права. Иными словами, используем термин источник права в значении формально-юридическом, в отличие от первого значения - источник права в материальном смысле.

В Институциях (I.Кн.1.II.3) содержится описание системы источников римского права в формально-юридическом значении этого термина: "Состоит же наше право или из права писаного, или неписаного, как у греков: одни законы у них записаны, другие не записаны. Писаное право состоит из законов, решений плебса, решений сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов юристов".






Сейчас читают про: